Добра ищи на стороне

visibility
А дом люби по старине В редакцию «ВР» позвонили из Вили, предложили: «Хотите посмотреть работы Валентины Кальщиковой? Приезжайте, не пожалеете, рукодельница она искусная, да и человек необычайно душевный, добрый и...

А дом люби по старине
В редакцию «ВР» позвонили из Вили, предложили: «Хотите посмотреть работы Валентины Кальщиковой? Приезжайте, не пожалеете, рукодельница она искусная, да и человек необычайно душевный, добрый и в то же время женщина очень мужественная, волевая по характеру».

Не жильё хозяйку красит…
В доме мастерицы – приятное тепло. И не только от хорошо натопленной русской печи, но и от уютных, ласковых работ, выполненных её руками. Множество вязаных ковриков, на которых краски всевозможных оттенков – от ярчайших до палевых – словно «играют» друг с другом. Затейливые, неповторяющиеся узоры. Здесь и геометрический подбор лоскутков – он берёт начало от традиционного народного ремесла. Сказочную нахохлившуюся сову Валентина Михайловна увидела в книжке и «перенесла» на коврик, а собачку, гуляющую рядом с домом, на лугу, «срисовала» с обычного полотенца. Ещё рукодельницей сотворён (иначе и не назовёшь) кухонный набор, расписанный по всем правилам золотисто-багряной хохломы; украшает дом резьба по дереву.

Ремесло – не коромысло
Откуда приходят истоки мастерства? Валентина Михайловна считает, что художественный вкус, основы рукоделия, умение создавать узоры, наконец, терпение переняла от своей мамы Пелагеи Николаевны. Та долгими зимними вечерами вместе с соседкой вязала скатерти, кружева, причём в работе использовалась технология филейной вышивки, необыкновенно изящной и ажурной. Сначала вязали сетку, а уж потом на ней вышивали сказочной красоты узоры. Участвовала в процессе создания удивительных вещей и юная Валентина. До сих пор в доме у неё хранятся скатерти и кружева, которым более 50-60 лет. А время словно не властно над чудом, сотворённым талантливыми сельскими мастерицами! По-прежнему белоснежны тончайшие кружевные изделия, ярко синеют на них васильки-незабудки.

Один лоскуток за другим бежит

Валентина Кальщикова начала работать в Вильской школе учителем рисования. Заочно окончила Московский народный университет искусств им. Крупской. Вела кружки резьбы по дереву, вязания, росписи. Оформление стенгазет, плакатов к первомайским и ноябрьским демонстрациям – всё она. «Сколько мы с ребятами транспарантов нарисовали, – вспоминает Валентина Михайловна, – не пересчитать, наверное, не один десяток километров будет, если измерить!».

Когда заболели ноги и стало тяжело ходить, не отчаялась, не замкнулась. Решила заняться посильным делом. Стала выписывать книги по вязанию ковриков и на практике осваивать этот вид народного промысла. Технология несложная, но кропотливая, требует усидчивости и терпения. На подрамник мастерица натягивает мешковину, на ней маркером рисует нужное изображение (сюжеты берёт из книг, сама придумывает). Нарезает лоскутки различных цветов шириной примерно один сантиметр, продёргивает через мешковину и начинает вязать. Так и выходят из-под её рук «весёленькие» коврики с геометрическими, абстрактными фигурами либо с изображениями животных, птиц, цветов. В ближайшее время хочет связать изделие с динозавром. Изготавливает коврики и по другой технологии, типично русской. Вяжет их «косичкой», тоже из нарезанных лоскутков. Сейчас рукодельница осваивает новую книгу о плетении корзиночек для мелких вещей.

Валентина Михайловна живёт одна, из дома мало выходит. Но одинокой её назвать нельзя. Когда-то она познакомилась с Александрой Николаевной Каленкиной, которая приехала в Вилю из Туркмении по направлению как молодой специалист. С тех пор и подружились. Дети Александры, идя из школы, сначала к тёте Вале забегали, уроки у неё делали, а потом домой шли. Всегда делились с ней своими ребячьими бедами и радостями, а она утешала и искренне радовалась вместе с ними. Словом, стала для детей второй мамой. И сейчас, повзрослев, они её не забывают – по хозяйству помогают, огород обязательно вскопают. Валентина Михайловна их очень любит, своих самых близких, заботливых людей, согревает душевной теплотой и добротой.

Бабушкино искусство
или высокие технологии?

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья в давние времена являлась бережливость, обусловленная бедностью. Именно она вынуждала женщин из остатков одежды делать новую, а также создавать различные предметы быта. Не случайно повышенный интерес к лоскутной технике в разных странах возникал в периоды экономических кризисов. С годами отношение к такому виду ручного труда, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое, и в настоящее время к шитью из лоскутков относятся как к настоящему виду искусства. В 70-е годы XX века в моду вошёл фольклорный стиль, проснулся интерес к традициям лоскутной техники, специалисты стали изучать его как вид искусства. Эти художественные изделия по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии, Финляндии и многих других стран составляют целые коллекции изделий, выполненных с помощью лоскутной техники – Patchwork (лоскутная работа). Имеется подобная коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Гармоничным сочетанием тканей разных цветовых и геометрических решений, возможностью достигать неповторимых колоритов, разнообразием и многоцветием лоскутные изделия притягивают наше внимание. Они прекрасно и нестандартно смотрятся в убранствах кухни, спальни, да и в других жилых помещениях.

В настоящее время лоскутное искусство переживает своё второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные студии, мастерские, развивающие древнее и вечно новое лоскутное шитьё. Очень замечательно, что одна из таких искусниц – Валентина Михайловна Кальщикова – продолжает традиции одного из самых притягательных видов русских народных промыслов. И с радостью готова поделиться секретами мастерства с желающими перенять их.

Лидия Козоедова. Фото Ольги Поповой