ДОГОВОРИМСЯ О ТЕРМИНАХ

visibility
Прежде чем вести серьёзный разговор, всегда следует договориться о терминах. Очень часто люди, произнося одни и те же слова, вкладывают в них совершенно разный смысл. Именно непрояснённость ситуации даёт почву...

Прежде чем вести серьёзный разговор, всегда следует договориться о терминах. Очень часто люди, произнося одни и те же слова, вкладывают в них совершенно разный смысл. Именно непрояснённость ситуации даёт почву для бесплодных дискуссий в духе: «а вот с моим дедом был такой случай…» или «ерунда, это нетипично!» и т.д. Жонглировать примерами и цифрами можно до бесконечности, при этом ни на йоту не приблизившись к существу проблемы.

….
По Выксе уже некоторое время «гуляет» перепечатка концепции развития зала, посвящённого Великой Отечественной, нашего музея. Её вполне можно назвать «научным трудом», поскольку работа проделана большая и основательная. Я эту перепечатку читала, и она вызвала у меня сильные эмоции. В некоторых местах даже негативные (прежде всего потому, что, собственно, про Выксу там упоминается лишь пару раз, да и то мельком). Впрочем, похоже, авторы именно этого и добивались – они старались (если я правильно поняла) сформировать стойкое отвращение к войне как таковой. Поэтому, когда в конце прошлой недели стало известно о проведении «круглого стола» с участием ветеранов, краеведов и авторов концепции, я пошла на него с огромной заинтересованностью.
    Разговор за «круглым столом» получился ёмким, насыщенным, местами острым, не лишённым взаимных обвинений. Но очень хочется верить, что «стороны» смогли услышать друг друга. Полный отчёт о беседе читайте на страницах 6, 19, здесь же лишь о тех выводах, которые я сделала для себя.

  1. О Выксе никто не забыл. Экспонаты бывшего музея не только не потеряны, но и приумножены, благодаря поисковой работе (как утверждает Анжелика Панина, директор усадебно-промышленного комплекса Баташёвых-Шепелевых).
  2. Музей – это история, а история, прежде всего – факты. История как наука занимается изучением прошлого, выяснением правды, какой бы она ни была. Это к вопросу о том, нужны ли и русский, и немецкий блиндажи в экспозиции. (Давайте вспомним, ведь раньше в музее кроме комнаты крестьянина были и Баташёвские залы. А Баташёвы, с одной стороны, угнетали крестьян, наживались на рабочих. С другой стороны, создали
  3. Не секрет, что многие из нас ещё в детстве получили негативное представление о музеях: женщина в возрасте монотонно читает долгую нудную лекцию (абсолютно ничего плохого не хочу сказать о прежнем выксунском музее, поскольку в детстве жила совсем в другом городе, и моё не самое лестное впечатление о музеях именно оттуда). За последние годы большинство современных музеев кардинальным образом переориентированы на потребности и запросы посетителей. Разрабатываются специальные программы. Главное в них – интерактивность, то есть возможность взаимодействия людей и выставляемых предметов. Именно к этому и стремятся авторы нынешней концепции выксунского музея, потому что хотят создать глубокий эмоциональный фон.
  4. «Эмоциональный фон», «эмоциональность» – именно эти понятия стали серьёзным камнем преткновения на «круглом столе». А ведь всего лишь не договорились о терминах… Что такое эмоции? Это субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Война вызывает эмоции? Безусловно! Да и сами ветераны рассказывают о своих походах и подвигах очень эмоционально, иначе было бы скучно, неинтересно и не вызывало бы должного эффекта. Значит, и музейные экспозиции обязательно должны вызывать эмоции у посетителей, иначе грош им цена.
  5. Мнение ветеранов нужно учитывать обязательно, ведь они являются свидетелями многих событий, которые будут отражаться в экспозициях музея. Они – живая история.

Ветераны и краеведы правы в главном – такие «круглые столы» нужны и важны. Ведь только полная и доступная информация о предстоящих событиях позволяет избежать шепотков по углам, недомолвок и недопонимания, расхождения в терминах и как следствие – взаимных упрёков.

С уважением Лиля Фролова