Эдуард Анатольевич, уроженец Выксы, работает на Гжельском заводе художественной росписи.
Учителя были хорошие
Получая среднее образование в школе №12, параллельно учился в выксунской «художке». На этом настоял отец, который хорошо резал по дереву и рисовал. У самого не получилось поступить в ДХШ, поэтому и решил, что это сделает сын.
Педагоги в художественной школе посоветовали Эдуарду обратить внимание на гжельскую роспись. Наверное, подсказка сыграла роль в его дальнейшей судьбе – он поступил в техникум художественной росписи в Московской области, без труда сдав экзамены.
– На отделении художественной керамики, на котором учился, мы занимались гончарным направлением, майоликой, – вспоминает в разговоре Эдуард. – Нам преподавали живопись, композицию, практику проходили на заводе. Педагоги с нами усиленно занимались, очень добросовестно, душу вкладывали в наше обучение. После окончания техникума я ещё успел попасть под распределение – меня направили на предприятие в Подмосковье. На производстве мне тоже с наставниками повезло. «Крутые» у меня оказались мастера-модельщики – Андрей Довгань и Станислав Маланин.
Как «обжигается» гжель
По словам Эдуарда Анатольевича, всё начинается с карандашных набросков. Из них выбирают лучший. Создают пробный образец, и с него отливают гипсовые формы. Если изделия сложные, они могут состоять из нескольких частей, по которым выполняется разъёмная форма для литья. В неё заливают шликер (специальная пластинчатая масса). Потом выполняется ещё ряд необходимых процедур, только после этого модель отправляют на предварительный обжиг. Далее обработанное изделие погружают в фуксиновый раствор, и оно окрашивается в розовый цвет, что позволяет выявить и устранить мельчайшие недоделки, трещины. Затем его снова обжигают. И самый важный момент – нанесение рисунка на готовую поверхность. (Кстати, это краткое описание технологии, на деле всё гораздо дольше и сложнее).
Как утверждают специалисты, у фирменного цвета гжели – синего – можно насчитать более 20 оттенков. Какой в итоге получится, зависит от художника. Изделия уникальны: двух одинаковых чашек или тарелок не найти, потому что всё это создаётся вручную.
У каждого художника – свои узоры
Гжельские творения легко узнаваемы. Кстати, не только по сочетанию синего с белым.
«Да, это традиционные цвета гжели, – подтвердил Эдуард, – но используются и другие – красные, зелёные… Если, к примеру, на тёмно-синем кобальте (его ещё называют «глухим») написать белые цветы, то тоже своеобразный эффект получается. Вообще, у каждого художника свои узоры, но их выбор зависит от изделия, его формы, назначения, наконец. В частности, подарочное блюдо должно быть торжественным. Поэтому используешь определённые технологии».
Эдуард легко определяет, каким художником создана гжельская ваза, чашка и другие предметы. На мой вопрос, как это ему удаётся, ответил: «У каждого человека свой почерк, и если он вам хорошо знаком, то узнаете, что это написано именно им. Так же и я понимаю, кто создал ту или иную вещь».
Из работ современных художников по гжели ему нравятся изделия Виктора Неплюева, особенно его кумганы (сосуды для напитков), Сергея Олейникова. Но подчеркнул, что в своём творчестве он никому не подражает. «Иначе индивидуальность потеряешь», – пояснил мастер.
Приносит радость людям
Так отзываются о работах Эдуарда те, кто их видел. Сам он считает, что гжель нужно выполнять с желанием, вдохновением, тогда всё получится.
Изготавливает тарелки, чашки, вазы, сувениры, делал и сервизы. Особенно памятной для него стала дипломная работа – кумган с бокалами, которую назвал «Семейка». Сейчас Эдуарду подвластны практически все этапы создания гжели. С каждым творением, как говорит, связана определённая история. «Но тема – это одно, – уверен Эдуард, – а вот сделать свою работу интересной другим – это уже заслуга художника, его творческий подход».
Фото из архива Эдуарда Гаврилова