Ещё один детективный сюжет из выксунской истории. Часть II

visibility
В прошлой статье «ВР» краевед Владимир Королёв взялся опровергнуть устоявшееся мнение о том, что во время катастрофы 11 апреля 1881 года года прорвалась плотина Верхнего пруда. Сегодня он приводит новые факты в доказательство своей точки зрения.


Ну что же, продолжим! 

Несоответствие описания происшествия в газете «Современные известия» (за 21.04.1881г.) и предлагаемой современной версии мы уже обсудили, посмотрим в другом направлении. Соберём все фотографии события в одну папку. 

Съёмка производилась с четырёх точек: с обнажившегося дна пруда, с гребня плотины и двух точек выхода воды из снимаемой прорехи. Чтобы удостовериться, что это одно место, выбираем опорные точки, которые находим на фотографиях, снятых с разных ракурсов.

Помогают две берёзки – одна побольше, другая поменьше, которые, судя по публикации в «Известиях», должны были быть уничтожены валом воды со льдом. Но этого не случилось, и деревья объединяют все снимки. Но ни одно из изображений не позволяет привязать его к Верхневыксунскому пруду или какому-то другому водоёму.

Продолжаем исследовать и находим нюансы, которые подтверждают, что фото к событию 1881 года отношения не имеют.

Господин Свиньин в своей книжке в 1826 году, описывая выксунские пруды, указал нам, что глубина Верхневыксунского водоёма доходила до семи с половиной аршин, то есть пять с четвертью метров. Мы с вами знаем, что самое глубокое место – у водоспуска. 

Судя по фото, сделанному с обнажившегося дна водоёма, глубина его несколько меньше.

Имеющаяся гравюра с рекламного плаката выксунских горных заводов начала XX века изображает производственную площадку Верхневыксунского завода, расположение цехов и прочих построек вдоль плотины до Запасного пруда. Судя по гравюре, леса там нет, а на фотографии вода вытекла в лесной массив. Ещё одно несоответствие.

То же самое с фотографией, сделанной в тот же период с колокольни Христорождественской церкви. На месте леса на наших фото должны быть дома, начало застройки улицы Пролетарской.

Да и верх разрушенной плотины какой-то неухоженный, не соответствующий описаниям и изображениям.

Далее. На одной из фотографий, в группе людей, стоящих на плотине, на переднем плане находится полицейский в форменной одежде. Жаль, что из-за качества снимка разобрать его форменные принадлежности не представляется возможным. Но… Жандармский пункт в Выксе был образован только в декабре 1913 года. Опять что-то не вяжется. 

В 1881 году фотография была очень дорогим удовольствием. Обычный ржаной батон стоил четыре копейки, килограмм макарон – 20 копеек. Снять номер в очень хорошем отеле на сутки обходилось в восемь рублей. Килограмм настоящей чёрной икры имел цену около трёх рублей. Фотография стоила четыре рубля. Позволить себе сфотографироваться могли только настоящие богачи. На нашу фотосессию необходимо было потратить не менее 20 рублей. На эти деньги можно было в конце XIX века доехать первым классом от Петербурга до Москвы и сытно отобедать в одном из лучших ресторанов.

К чему это я? Получается, кто-то богатенький профинансировал фотосессию. Тогда почему эти изображения не появились в статье «Современных известий» №113 от 26.04.1881 года в заметке «Катастрофа»? По двум обстоятельствам. 

Во-первых, заметка была переписана из донесения Нижегородского полицейского управления. 

Во-вторых, газеты того времени не использовали фотографии в своих публикациях по одной простой причине: фотоделом занимались отдельные образованные, увлечённые, не бедные россияне. То есть оно было уделом избранных и распространилось на территории нашей страны несколько позже.


karta-2.original.jpg

Почему вал воды со льдом не сломал берёзку и кустики?!

                    

Ещё один детективный сюжет из выксунской истории. Часть II

От плотины отвалился огромный кусок земли 

Ещё один детективный сюжет из выксунской истории. Часть II

Этот же провал, снятый с другого ракурса

            

Ещё один детективный сюжет из выксунской истории. Часть II

Фотограф стоит на гребне плотины, чтобы запечатлеть, как вода уходит в лес

Ещё один детективный сюжет из выксунской истории. Часть II

На переднем плане – обнажившееся дно пруда


Немного о газете….

«Современные известия» – ежедневная газета, издававшаяся в Москве с 1 декабря 1867 года Н.П. Гиляровым-Платоновым. 

Два раздела – внутренние и иностранные известия – составлялись самим издателем. До 1882 года дела у «Современных известий» шли хорошо, было много подписчиков. Позже положение Гилярова-Платонова пошатнулось, и газета едва продержалась до его смерти. Последний номер вышел 21 октября 1887 года. За время существования ежедневник неоднократно подвергался критике.

В числе недовольных публикациями известные люди того времени: Н.С. Лесков, Н.И. Костомаров, П.И. Чайковский, Ф.М. Достоевский. Преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета О.С. Кругликова писала о газете: «При этом адресатом этих разнообразных известий был широкий круг невзыскательной публики».


 …и об истории фотографии в России

Вот что я обнаружил. С 1860 года снимки стали печатать на бумаге. Старинные фотографии отличаются хорошей детализацией, что объясняется техникой фотопечати – размер снимка соответствовал размеру негатива. 

Бумажный снимок наклеивался на специальную картонную подложку, которая придавала фотографии жёсткость и была неотъемлемой частью оформления вплоть до 1920-х годов. 

Картонная основа служила декоративным элементом и одновременно несла информацию о фотографе, ателье, месте и времени съёмки и заполнялась по определённым правилам. Правила эти были установлены МВД, которое и выдавало разрешение на подобный вид деятельности. Как видите, не всё так просто. 

Существовали стандарты формата фотографий. Самыми распространёнными были визитная карточка (5,5 на 9 см) и кабинетный портрет (11 на 16 см), ставший общепринятым в портретной фотографии с 1870 года. В 1920 году появился новый формат – почтовая карточка (9 на 12,4 см), без картонной основы и с разметкой для адреса и почтовой марки на обороте.


Ещё один детективный сюжет из выксунской истории. Часть II

На рекламном плакате выксунских горных заводов, сделанном в начале XX века, изображены производственные площадки тех времён


Кстати

В связи с этим можно заявить ещё об одном открытии. 

Выкса опять оказалась в числе продвинутых поселений нашей Родины. Реклама рекламой, а современным рекламщикам следует поучиться у предков подходу к этому виду деятельности. Практически на всех выксунских компах в хранилищах имеются цифровые копии старинных почтовых открыток с видами Выксы, выполненные задолго до 1920 года на рубеже XIX и XX веков. Почему бы не изучить сей факт, оформить его в несколько публикаций, на нужном уровне пропиарить и гордиться этим, то есть поменять официальное изложение истории фотодела. Устал говорить, но у нас всё наоборот. Пример? Пожалуйста. 

В результате «кропотливой» редакторской работы над книгой о выксунской медицине эта история потеряла лет сто и начинает свой отсчёт с доктора Вознесенского, а не с заводской больницы, построенной Иваном Баташевым задолго до царских реформ в этой области. Опять мы – одни из первых, и – ноль внимания.

Факт несоответствия наших фотографий установленным МВД правилам, отсутствие данных о фотомастерской, фотографе, даже и месте съёмок относит время изготовления их к начавшейся эре любительской фотографии. Как это всё происходило?

В 1878 году Чарльз Беннет изобрёл фотоэмульсию на основе желатина. Её появление произвело настоящую революцию в фотоделе. Теперь фотографы могли вести съёмку в любых местах, взяв с собой запас фотоматериала, остающегося пригодным многие месяцы и годы. Другой важной инновацией стало начало производства фотоматериалов промышленным способом, тогда как до этого фотографы изготавливали их самостоятельно.

Этот процесс послужил толчком к изобретению фотокамер меньшего размера и началу бума любительской фотографии. До этого, чтобы сделать снимок, на объект необходимо было вывезти громоздкий аппарат и лабораторию. Фотографы России, имевшие множество патентов на изобретения, тем не менее, не активировали производство российской фототехники. Во второй половине 1880-х, когда всё началось, и до конца XIX века фотолюбители вынуждены были использовать импортную технику и фотоматериалы.

Получается так, что сведений о профессиональном фотографе, сделавшем снимки в 1881 году, мы не имеем, а любительская фотография пришла в Выксу гораздо позже, ближе к концу века.


Ещё один детективный сюжет из выксунской истории. Часть II

Одна из первых любительских фотографий Выксы. Снимок сделан с колокольни Христорождественской церкви


Подведём черту. Все выявленные несоответствия позволяют утверждать, что эти пять фотографий не являются отображением трагедии, случившейся в 1811 году. Зафиксированный на фото прорыв плотины произошёл позднее и в другом месте.

Фото предоставлены автором