Если хобби стало успешным бизнесом – это счастье

account_circle
visibility
Так считает хозяйка сети кафе Ирина Беляева Её предпринимательский стаж насчитывает 20 лет. Именно эта красивая, современная женщина первой «встряхнула» местный общепит, открыв своё кафе под названием «Саквояж». Оно стало...

Так считает хозяйка сети кафе Ирина Беляева

Её предпринимательский стаж насчитывает 20 лет. Именно эта красивая, современная женщина первой «встряхнула» местный общепит, открыв своё кафе под названием «Саквояж». Оно стало не просто любимым местом почитателей хорошей кухни, но и визитной карточкой города. В «Саквояж» не стыдно пригласить на встречу деловых партнёров или просто друзей, которые по окончании школы разъехались по разным городам и весям и лишь на несколько дней вырвались на свою малую родину. Кафе и сегодня сохраняет позиции лидера в местной сфере общепита, многие выксунцы предпочитают здесь отмечать различные торжественные даты своей жизни.

А ведь «Саквояжа» могло и не быть, если бы не его величество случай. В 1992 году Ирина Беляева как депутат городского Совета отвечала за молодёжную политику. Тогда-то ей и предстояло решить, как оказалось, весьма непростой и злободневный вопрос: почему в Выксе нет ни одного кафе? Она добросовестно пыталась найти желающих открыть такое заведение для культурного досуга. Увы, а правильнее сказать, к счастью, желающих не нашлось, но отступать – не в характере Беляевой, и она сама себе дала задание создать в городе уютное кафе. «Если не я, то кто же?» – это её жизненный девиз.

– Решила, что раз так складывается, сама открою кафе, – вспоминает Ирина Владимировна. – Как это можно сделать, знала: ещё в Питере, когда училась в институте (ЛИИЖТ), я открыла кафе в общежитии. Кстати, в начале 90-х годов, когда предпринимательство только набирало силу, начать своё дело было несложно. Государство было заинтересовано в происходивших экономических переменах, поэтому бизнесменам дали «зелёный свет»: арендная плата за помещение копеечная, ни тебе каких-то запрещающих актов, ни проверок. Была такая льготная политика на местах, что, например, администрация района предоставила мне беспроцентный кредит две тысячи рублей, а в то время это были большие деньги. На них я закупила необходимое оборудование для кафе. Вот так всё началось. Училась на собственных ошибках, так как была первой. Теперь-то могу с уверенностью сказать, что учиться никогда не поздно и это надо делать постоянно, чтобы бизнес успешно работал и развивался.

– С какими трудностями сейчас Вам приходится сталкиваться как предпринимателю? Когда было проще работать: сегодня или в 90-х годах?

– Сейчас для малого бизнеса настал очень сложный период. Нас не пугают ни налоги, ни экономический кризис, а душит бюрократическая лавина, которая обрушилась и может просто раздавить. Если государство её не остановит, то 90% малого бизнеса попросту умрёт под этой грудой никому не нужных бумажных отчётов. Например, теперь все предприниматели, торгующие алкогольной продукцией, обязаны ежемесячно подробно отчитываться за каждую проданную бутылку: её надо пронумеровать, указать, кто её произвёл, доставил, у кого мы её купили и кому продали. Эти статистические данные мы должны предоставлять в федеральную службу Росалкогольрегулирование. Для чего это нужно, непонятно. Одно точно – в борьбе с алкоголизмом такой контроль не поможет.

Ещё интереснее обстоит дело с отходами производства. Мало того, что мы обязаны организовать их раздельный сбор, ещё вынуждены нанять специального человека, который эти отходы считает, заполняет кучу отчётов и отправляет их в Н. Новгород. Парадокс, но получается, что с точки зрения экологической безопасности варить суп и варить сталь – одно и то же. Почему никого не волнует, из чего мы готовим суп, печём пирожки, а вот про состав отходов надо ежеквартально отчитываться?

Теперь работники любого предприятия должны проходить медицинское обследование. За медосмотр каждого мне надо заплатить 4000 рублей, у нас трудится 100 человек. Но финансовые затраты – не самое страшное. У нас уже третий месяц сотрудница занимается оформлением документов на каждого для заключения договора с больницей на услуги по медосмотру, списки должны быть утверждены в Роспотребнадзоре.

Тарифы на коммунальные услуги растут и конца этому не видно. Почему они значительно выше для предприятий по сравнению с теми, что установлены для граждан? Тоже непонятно.

Одно хорошо, что не отменили единый налог на вменённый доход. Его введение можно считать самым грамотным решением для поддержки малого бизнеса. Упрощённая система налогообложения позволяет рассчитать возможности предприятия, да и штат бухгалтеров не требуется.

– В этом году кафе «Саквояж» исполнилось 19 лет. Восемь лет назад к нему добавились «Необычайное» и семь – «Время Есть». Ирина Владимировна, поделитесь, пожалуйста, секретом предпринимательского успеха.

– Он в нескольких важных составляющих. Я не просто люблю своё дело, я им живу 24 часа в сутки. Главная ценность предприятия – люди, поэтому к своим сотрудникам отношусь с уважением и любовью, как заботливая мама: хорошие условия труда, «белая» зарплата, социальная защищённость, возможность учиться и повышать свой профессиональный уровень. В частности, наши шеф-повара проходили обучение в Турции, чтобы освоить тонкости местной кухни. Как уже говорила, я тоже непрерывно учусь, ведь в нашей сфере постоянно появляется что-то новое и надо быть в курсе. Ещё одно важное условие – не беру кредитов, предприятие развивается за счёт собственных средств. Конечно, стараюсь идти на шаг впереди конкурентов, а уверенность в силах даёт надёжный тыл: муж, дети, внуки. Да и вообще, женщине проще в бизнесе: не решаю деловые вопросы «за рюмкой».

– Какие ближайшие планы?
– Открыть ещё одно кафе – в микрорайоне Жуковского. Надеюсь, оно приятно удивит выксунцев и тоже станет любимым местом отдыха.
Если хобби стало успешным бизнесом –  это счастье

Татьяна Щукина. Фото Ольги Поповой и из архива кафе «Саквояж»