Поначалу в глазах даже зарябило от количества техники, сосредоточенной в одном относительно небольшом помещении Единой дежурно-диспетчерской службы. На стене – два больших телевизора, между ними – видеокамера для оперативной связи. Стол дежурных, уставленный мониторами, микрофонами, телефонами, полки с документацией, журналы, радиостанция. И это только то, что выхватил беглый взгляд. Словом, изобилие современных технологий информации и связи в отдельно взятом помещении.
– Знакомьтесь с коллективом и, конечно же, с техникой и документацией. Её немного – сантиметров 20, – начал меня вводить в курс дела начальник ЕДДС Сергей Волков.
– Если с первым и вторым всё понятно, Сергей Юрьевич, то что значит сантиметров 20? – по-дилетантски неуверенно спросил я.
– Всё очень просто, – улыбнулся руководитель, – это примерная высота стопы различных нормативных актов, которые нужно знать дежурному ЕДДС. Перечень начинается с Конституции РФ, затем ряд аспектов административного и уголовного права и много всего интересного. Но, пожалуй, главное на сейчас – ГОСТ Р 22.7.01-2021, который регламентирует нашу работу. Постепенно запоминайте схему улиц населённых пунктов округа, маршруты движения транспорта, линии коммуникаций, точки расположения видеокамер, громкоговорителей системы оповещения населения в случае чрезвычайной ситуации. Нужно знать, какая управляющая компания отвечает за тот или иной жилой сектор и т. д. Вот почему в нашу организацию охотно берут людей с высшим образованием, которые уже имеют опыт работы в оперативных службах.
– А можно как-то постепенно вводить в курс дела? – поднял я вопросительный взгляд на наставника. – А то уже появились сомнения, справлюсь ли с таким объёмом информации.
– Вот поэтому сразу садитесь в кресло и начинайте на практике изучать нашу работу, – распорядился Волков. – А вы, Сергей Михайлович, – обратился руководитель к старшему дежурному ЕДДС Сергею Корсакову, – обеспечьте новичка всем необходимым для успешного входа в профессию.
Казалось, сейчас начну отвечать на вызовы, собирать информацию, а коллеги поправят, если что. Но Сергей Корсаков положил на стол несколько журналов, сообщив, что всегда существует необходимость аккуратного ведения документации. И только новички достойны чести писать историю службы своим красивым почерком. Впрочем, и от современной техники не отстранили. Если будет серьёзный случай, канал связи перехватят опытные коллеги. Журналы – это хоть и скучно, но очень полезно. Сразу узнаёшь о проблемных местах в городе, характере сообщений. По времени поступления сигналов видно, насколько богатой на события выдалась та или иная смена.
– Сработала термоточка, – сообщил Сергей Михайлович сотрудницам службы, – проверьте её.
Территорию нашей планеты мониторят спутники, регистрируя локальные точки с повышенной температурой. Сигнал тут же поступает на Землю, а затем в населённые пункты, где была замечена температурная аномалия. На этот раз из космоса «увидели» работу ЛПК. Рабочая ситуация, необходимости поднимать тревогу нет. Но бывает, что с орбиты замечают возгорания в лесах. Чтобы проверить сигнал, в ЕДДС есть возможность оценить обстановку с помощью камер наблюдения, установленных на вышках. Расположенные высоко над лесом, они показывают картинку в режиме реального времени. Вращаясь на 360 градусов, обеспечивают широкий обзор территорий.
Поминутно звонит телефон, дежурные записывают информацию, передают её в другие службы. При поступлении одного вызова можно принять и второй, и третий – здесь многоканальная связь. В относительно спокойный день до ста вызовов обрабатывают сотрудники ЕДДС. Но нередки случаи, когда число обращений увеличивается втрое. Все три оператора могут быть заняты. Параллельно из Нижегородского центра управления в кризисных ситуациях коллеги напомнят о себе по видеосвязи – тут не до расслаблений. Хотя и время для того, чтобы перевести дыхание, конечно же, регламентировано. Два часа в сутки на приём пищи, а ночью – перерыв на 4-часовой сон. Отлучиться с рабочего места на пару минут можно только с разрешения старшего дежурного.
А вот разговоры по служебному телефону в личных целях, даже очень короткие, строжайше запрещены.
– Александр, пришёл прогноз погоды, – обратился ко мне Сергей Михайлович. – Сможете разослать его? Список уже в шаблоне.
Конечно же, мне не составило труда выполнить это поручение. Между тем метеосводка в ЕДДС – особый момент. По содержанию она чаще всего не отличается от любого прогноза погоды, взятого с какого-либо известного сайта. Но поступившая из центра информация носит статус официального документа. В ней особое внимание обращается на возможное усиление ветра, выпадение осадков, резкое колебание температуры. Это помогает оперативным службам города своевременно корректировать свою деятельность, а также по системе из 26 громкоговорителей предупреждать население округа о погодных аномалиях.
Что и говорить, интересная здесь работа. Не обходится и без курьёзов. Как-то глубокой осенью позвонила женщина из Шиморского, сообщила, что в полынье на водоёме увидела мужчину. Когда все службы были подняты по тревоге, она вновь позвонила и попросила отменить вызов. Оказалось, мужчина был в ластах и занимался подлёдным плаванием.
Словом, в этих окнах никогда не гаснет свет, а сотрудники службы всегда в курсе дел и событий. Они знают, как помочь, какие силы направить в сложной ситуации к месту события, владеют ситуацией и информацией. Фотография коллектива ЕДДС украшает городскую Доску почёта – это лучший признак успешной работы.
Фото автора