Сейчас он живёт в нашем городе. В выксунскую провинцию поехал за женой, покорив перед этим Нижний Новгород. И интервью с ним – подарок читателям «Выксунского рабочего» в новом году.
– Добрый день, Андрей! Рады видеть Вас у нас в гостях.
– Взаимно!
– Как Вас называть: фотограф или фотохудожник?
– Фотохудожник, это отвечает моей сегодняшней специализации и моему ощущению.
– У художника свои инструменты, краски, кисти и разные техники. Что в вашем «этюднике»?
– Нас роднит с мастерами кисти то, что мы тоже «рисуем», но светом и тенью.
– Ваш любимый жанр – портрет, судя по открывшейся в музее выставке. Она не только технически выстроена, но и не отпускает зрителя. Ваши герои – люди с собственной историей, чувствами, переживаниями. У них свой мир. Стоишь и читаешь в их глазах, позе, наклоне головы, движении рук – характер. Каждый – Личность! Это уже искусство психолога. И это Ваш стиль. С чего Вы начинали? У Вас были учителя?
– Я сын военного, и семья моталась по разным городам. У меня не было в детстве увлечения чем-то. Но на человека с фотоаппаратом заглядывался. Всё началось на пятом курсе института с фотоаппарата тестя. Наблюдал за жизнью города, за людьми и фотографировал до тех пор, пока заканчивалась плёнка.
В наступившие 90-е, когда не было работы, ходил по квартирам и делал фотографии детей. Потом мне это надоело. Сделать два-три кадра – это ни о чём! Тогда стал снимать одного ребёнка без присутствия родителей. Тратил по две-три плёнки, но зато какие колоритные получались кадры! Важно было разговорить маленького натурщика, завладеть его вниманием, увлечь. Научился общаться с детьми. Потом показывал контрольные отпечатки родителям, и они выбирали не один кадр, а несколько. Разглядывая серии фотоснимков, я начал подсознательно изучать физиогномику и психологию человека. Это мне сейчас прекрасно помогает при съёмке фотопортрета.
– В начале 90-х Вы ушли в рекламу. Зачем? Опыт или смена интересов?
– Всё гораздо проще. Это было интересно. Читал запоем переводные книги по рекламе и пиару, в том числе учился общаться с людьми и клиентами. Нарабатывал необходимый опыт. Научился работать в графических редакторах, разрабатывать фирменные стили, занимался графическим дизайном. Есть запатентованные фирменные знаки. Попал в первую когорту рекламщиков Нижнего Новгорода. Но всё это время читал, смотрел различные журналы по фотографии и мечтал о профессиональном фотоаппарате. Заработал на фирменном стиле одной компании 500 долларов, занял ещё столько же у друзей и поехал в Москву. Купил Canon. С этого дня и началась моя профессиональная деятельность. Но к концу 90-х понял, что надо выбирать: или реклама, или фотография. В конце концов победила фотография, не отпустила, так сказать, хотя реклама и дизайн мне часто помогали в работе.
– Что пересилило?
– Возможность общаться с интересными людьми, поездки по городам, и не только. Свою роль сыграли мои заграничные командировки в Египет, где работал три месяца по контракту, в Стамбул, потом в Иорданию. Затем были личные поездки в Португалию и Тайланд. Почти три года работал по приглашению в Москве. Всё это расширило моё мировоззрение, понимание смысла жизни и моего места, моего пути. Произошёл апгрейд моего сознания. В результате я ещё сильнее полюбил свою Родину-матушку.
– Ваша серия портретов уникальна. Притягивает. Побуждает задуматься о том, кто ты есть, человек? Понимаю, глупо спрашивать у мастера о секретах, но, может быть, приоткроете завесу тайны?
– Секрет не в том, что снимаешь, а с какими мыслями. Над портретом обычно работаю не меньше двух часов. Важно поймать тот момент, когда человек становится самим собой. И надо подвести его к этому, чтобы он доверился. Бывает, что он вдруг на долю секунды открылся и вновь «закрылся». Если успею поймать момент – счастье. До сих пор не могу объяснить, как это получается. Отдельная магия. А бывает, что заканчиваем съёмку, говорю, всё, делаем последний кадр. Человек облегчённо вздыхает… Щелчок! И этот кадр – самый лучший.
– Чему Вас учит ваша профессия?
– Общению. Познанию мира и людей. Воспитывает наблюдательность. Попадаешь в такие ситуации, в какие бы ты никогда не попал.
– Видела Ваш альбом «Счастливы вместе». А проект о детях с синдромом Дауна получил в Нижнем Новгороде грант.
– Тема солнечных детей долго не отпускала. Однажды я увидел глаза их родителей. Решил: надо фотографировать вместе, всей семьёй! Так родился этот проект и этот альбом. Родители написали истории каждой семьи. В глазах детей – великая тайна. Они знают, зачем пришли в наш мир. Они мудрее нас. Чисты во всём.
Блиц-опрос
– Ваша любимая фотография?
– В альбоме «Счастливы вместе». Фотография двух сестёр. Та, что с синдромом Дауна, старшая, обнимает младшенькую. В их фигурках столько невысказанной любви и нежности, что у меня и зрителя ком в горле стоит.
– Любимое время суток?
– Первая половина дня.
– Книга, которая на все времена и которая помогает в профессии и жизни?
– Книги Ивана Ефремова «Час быка» и «Лезвие бритвы».
– Спасибо Вам, Андрей, за беседу и за то, что теперь Вы с нами, в нашем городе. С Новым годом! Успехов в постижении мира человека и овладении новыми возможностями визуального языка.
Бизнес-портрет. Ольга Тарасова-Сурдина
Проект «Победа в лицах». Василий Иванович Рассыпнов
Женский портрет. Татьяна Виноградова
Проект «Улыбайтесь чаще, господа». Сергей Блохин, заслуженный артист России
Мужской портрет. Анатолий Глассон, спортсмен, боксёр, тренер
Съёмка творческих коллективов. Театр «Пиано» («Piano»)
Фото из архива героя интервью