Французские «Миражи» в нашем небе

visibility
Совместные учения военных лётчиков прошли на Саваслейской авиабазе

Тесная военная дружба лётчиков берёт своё начало со времён формирования на территории СССР знаменитой эскадрильи «Нормандия».

Я волнуюсь, заслышав французскую речь,
Вспоминаю далёкие годы.
Я с французом дружил, не забыть наших встреч
Там, где Неман несёт свои воды.
Там французские лётчики в дождь и туман
По врагу наносили удары,
А советские парни в рядах партизан
Воевали в долине Луары.

Отношения Липецкого авиацентра и ВВС Франции моложе, но и им идёт второй десяток лет. Так, французская делегация полка «Нормандия-Неман» приняла участие в праздновании 60-летия 402-го истребительного авиаполка особого назначения в 2001 году. В свою очередь в 2002-м представители липецкого авиацентра приняли участие в торжествах по случаю 60-летия «Нормандии-Неман». Уже в 2006 году российские Су-27 совместно с французскими «Миражами F1» пролетели строем в парижском небе – в честь открытия в Ле Бурже памятника советским и французскими авиаторам. И вот на прошлой неделе их «Миражи» поднялись в наше небо.

С 19 по 22 августа прошли совместные лётно-тактические учения ВВС России и Франции – впервые такого масштаба. Они охватили территории Тверской и, что особенно интересно нам, Нижегородской областей (Саваслейская авиабаза). На заключительном этапе учений была проведена операция по уничтожению наземной базы террористов.  В первые же дни проходили полёты на групповую слётанность, а также полёты на учебно-боевых машинах в составе смешанных экипажей. Французские лётчики смогли оценить наши МиГ-29, российские – «Миражи F1». Подобная возможность – подняться в небо на самолёте, принадлежащем ВВС другой страны, как подчёркивают сами авиаторы, выпадает раз в жизни. Это дорогого стоит, поэтому и впечатления у прибывающих после совместных полётов на аэродром, самые яркие. Российские и французские лётчики остаются довольны техникой и друг другом, языкового барьера в небе не возникает – профессионал всегда поймёт профессионала. Хотя каждому, конечно, ближе своя машина.

Пока российские и французские лётчики знакомятся с поставленной учебной задачей и налаживают контакт в небе, не прекращается работа на земле. Готовят к полёту и первыми истребители встречают техники и механики. Среди французских специалистов – женщина. Синтия Жюэль – специалист по жидкостно-газовому обеспечению. В составе ВВС Франции она уже около восьми лет, по контракту (иное не предусмотрено). Работает наравне с мужчинами, никаких поблажек или излишнего внимания. Другое отношение было бы принято за дискриминацию. И женский пол во французской авиации, по словам самой Синтии, не редкость – численность дам в составе военно-воздушных сил близится к 40%.

Кстати, прибыли французские лётчики с авиабазы Мон-де-Марсан, где в прошлом году шли торжества по случаю 70-летия «Нормандии-Неман», во время которых и был поднят вопрос о возможности совместных учений двух стран – в память о старом сотрудничестве и ради нынешнего сплочения военного братства.

МиГ-29 – многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в конструкторском бюро «МиГ», чьё серийное производство было развёрнуто в 80-х. Эти самолёты участвовали в десятках военных конфликтов и до сих пор состоят на вооружении не только России, но и других стран, например, Азербайджана, Болгарии, Польши.

«Мираж F1» – многоцелевой истребитель, разработанный в конце 60-х и производившийся до начала 90-х. Долгое время был основным истребителем ВВС Франции, поставлялся на экспорт. Эти самолёты были задействованы в гражданской войне в Ливии, в войне в Персидском заливе.

 

Ксения Абдулхакова. Фото автора

Фоторепортаж - http://www.vr-vyksa.ru/?module=media&action=view&id=150