ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ-3. СМ МУЗЕ

visibility
Окончание. Начало в «ВР» за 11, 25 мая и 8 июня Финны – очень читающая нация. Как показывают их социологические исследования, девять человек из десяти в возрасте от 12 до...

Окончание. Начало в «ВР» за 11, 25 мая и 8 июня


ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ-3. СМ  МУЗЕФинны – очень читающая нация. Как показывают их социологические исследования, девять человек из десяти в возрасте от 12 до 69 лет читают газеты ежедневно. Обычно финны получают их на дом по подписке, реже покупают отдельные номера в киосках.
   По совокупному тиражу газет по отношению к численности населения Финляндия находится в числе лидеров наряду с Японией и Норвегией. В настоящее время в Финляндии выпускается около 200 газет. Надо заметить, что из них 25% выходят не менее четырёх раз в неделю, а 30 изданий являются ежедневными. Крупнейшая из них – Helsingin Sanomat, где нашей делегации и удалось побывать. На фото слева вы видите довольно высокое (для финской столицы) здание, полностью сделанное из стекла. Это не дань дизайнерской моде, это – символ: пресса должна быть прозрачной.
   Как рассказал наш гид и переводчик Леонид Лааксо, подыскивая место для строительства этого газетного концерна, рассматривали разные варианты, но остановились на этом не случайно. В те времена это была ещё окраина города, пустырь, и именно в этом месте проходила заячья тропа. Впрочем, люди, пересекая пустырь, тоже ходили именно по этому месту. Значит, подумали руководители газеты, и к нам будет такой же людской поток, а это очень важно для любого СМИ. Здание сделали проходимым насквозь (соблюдая ту самую «заячью тропу»).
ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ-3. СМ  МУЗЕ
На первом этаже растут деревья (на фото ). Сохранили даже уличные часы, которые крепились к старому зданию концерна.
   О самой газете «Хельсингин Саномат» нам рассказывал её ответственный секретарь Антеро Мукка. 300 журналистов работают над её созданием как в Финляндии, так и за рубежом. Главная цель издания – быть лидером на медиарынке, максимально удовлетворять потребность читателей в информации, а для бизнесменов быть надёжным партнёром, помогая им в продвижении товара.
   Интересное сравнение привёл Антеро Мукка: «Газета должна быть как супермаркет, здесь каждый должен найти для себя что-то нужное и полезное».
   Финны не отстают от прогресса. У них, естественно, существует интернет-версия газеты. Особенной популярностью пользуется «Подписка+», когда читатель наряду с бумажной версией, доставляемой в поч-товый ящик, получает интернетную на свою электронную почту.
   ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ-3. СМ  МУЗЕ
Мы побывали в одном из офисов концерна, где шёл выпуск номера. Огромное помещение, разделённое невысокими перегородками на рабочие места. В центре зала составлено несколько столов – здесь проходят планёрки и обсуждаются темы ближайших выпусков. Под потолком – табло, на котором шесть циферблатов, показывающих время в разных часовых поясах , а рядом висит удавка. Это, конечно, шуточный символ, но в каждой шутке есть доля истины. Дедлайн (в переводе с английского «крайний срок») соблюдается строго. Вообще нагрузка у корреспондентов этой газеты серьёзная. Они должны сдавать семь материалов за рабочую смену (поверьте, это немало). Причём информация должна быть разнообразной, актуальной и острой. Важно «цеплять» читателя.
   Все печатные СМИ Финляндии являются независимыми, очень дорожат ею и постоянно акцентируют этот факт, справедливо считая, что только отсутствие зависимости от кого бы то ни было даёт возможность процветать газетному бизнесу. Антеро Мукка подчеркнул, что они стремятся уважать все точки зрения, что любой, к примеру, политик имеет право высказать свою позицию на страницах газеты, равно как и получить долю критики в свой адрес на страницах этого же издания.
   Кстати, вернёмся ещё раз к интернет-технологиям. На входе в кабинет журналистов висит большой экран, который в режиме реального времени показывает, сколько человек уже прочитали интернет-версию ут-ренней газеты. Причём контроль ведётся постатейно. То есть каждый корреспондент может узнать, насколько актуальную тему он выбрал, ведь никто не станет читать неинтересную для него статью.  
ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ-3. СМ  МУЗЕ
ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ-3. СМ  МУЗЕ
А эти фотографии сделаны в городе Порвоо, где мы посещали редакцию газеты «Уусима» и просто гуляли по улицам. Вы заметили, какие элегантные почтовые ящики у финнов? Висят на стене дома, никаким забором или подъездом, где входная дверь с кодовыми ключами, не ограждены, но никому и в голову не приходит их ломать или корёжить, как часто это можно видеть в подъездах наших домов.
   Главный редактор газеты «Уусима» Яари Ламмассаари показал нам традиционную рубрику их издания. Каждую субботу они печатают фотографии всех новорождённых, появившихся на свет на этой неделе. Указывают первые данные малышей: рост, вес, имя. Рубрика пользуется большой популярностью. Родители гордятся: ребёнок едва родился, а уже прославился через газету. Может быть, и нам ввести аналогичную? Пусть и наши родители гордятся! Как вы считаете?
 ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ-3. СМ  МУЗЕ
ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ-3. СМ  МУЗЕ
Скажу честно: я не большой любитель музеев. Видимо, в детстве мне попадались не самые искусные экскурсоводы. Поэтому и в Финляндии, и в Швеции я не горела особым желанием тратить время на их посещение. Но путешествие в группе предполагает некоторое подчинение её законам. Итак, в музеях я была и совершенно не жалею об этом.
   Конечно, нельзя не сказать о крепости-музее Суоменлинна, что в переводе означает «финская крепость» (фото вверху). Она является одной из основных достопримечательностей Хельсинки, а с 1991 года внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Укрепления крепости построены на семи скалистых островах, с XVIII по XX век она защищала финнов с моря. На островах бывшей крепости располагаются несколько музеев, военно-морская академия финского флота, поддержание порядка обеспечивают около 1000 человек. В составе укреплений – многочисленная артиллерия времён развития крепости. Особое впечатление на меня произвёл фильм, который показывают в одном из музеев каждые полчаса. Одеваешь наушники, выбираешь из 8 языков тот, на котором тебе удобнее слушать перевод, и на 20 минут отрываешься от реальности, попадая в разные эпохи, связанные с этапами зарождения, становления и развития Суонменлинны.
   А разве умолчишь ещё об одной достопримечательности – музее Синебрюхова ?! Существует легенда о том, как появилась эта фамилия. Крестьянину села Гаврилово Краснобрюхову, в конце XVIII века обосновавшемуся в Кюменлаакса (Финляндия), не нравилась его фамилия. Он подал прошение царю о даровании милости фамилию поменять. Павел I с прошением ознакомился и наложил на документ резолюцию: «Брюхо оставить, цвет поменять». Так Краснобрюховы превратились в Синебрюховых. Легенда легендой, но согласно документам архива – не проживало в те времена никаких Синебрюховых. А вот Краснобрюховы были.
   В 1817 году Николай Синебрюхов, а именно он и есть самый знаменитый Синебрюхов, перебрался в Хельсинки. Сначала он занимался строительными подрядами и поставками провианта для российских гарнизонов, расквартированных в крепости Суоменлинна (тогда её ещё называли Свеаборг – в переводе «шведская крепость», ведь Финляндия 600 лет «провела под Швецией»). Но мировую известность ему принесло пивоварение, которым он занялся с 1819 года. Дело оказалось очень прибыльным, и скоро Синебрюхов стал одним из самых богатых людей не только Финляндии, но и России.
   После его смерти бизнес перешёл к племяннику Полю, который в это время уже был женат на известной актрисе Фанни Гран. Семья достойно продолжила дело предков, постоянно приумножая состояние. Историки утверждают, что они были самыми крупными налогоплательщиками Финляндии после банка. Но основным увлечением супругов стало коллекционирование предметов искусства. За тридцать лет Поль и Фанни собрали исключительную коллекцию западноевропейской живописи, в которую вошли работы Рембрандта, Ф. Хальса, Ван Дейка, шведские портреты, а также русские иконы, антикварная мебель, фарфор, ювелирные изделия. В начале XX века в коллекции насчитывалось 732 экспоната. Все эти предметы с 1904 года хранятся в доме Синебрюховых. После смерти Поля (1917 год) его вдова передала всё своё собрание молодой Финляндской республике, повторив тем самым славное дело русских купцов Третьяковых.

ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ-3. СМ  МУЗЕ
Швеция, как мне показалось, сама по себе является музеем под открытым небом. По крайней мере, Стокгольм уж точно. Столько старинных зданий, причём все они содержатся в полном порядке – никаких тебе сколов штукатурки или провалившейся крыши. Молодцы, что скажешь!..
ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ-3. СМ  МУЗЕ
Посмотрите на фото. Как вы думаете, что это такое? А вот и не угадали! Это не дошкольное учреждение и не детская поликлиника. Это музей Юнибакен. Помните ли вы сказки Астрид Линдгрен? Всех героев её сказок можно увидеть своими глазами и даже прийти в ним в гости. Ещё в 90-х годах прошлого века Астрид предложили сделать свой музей. Она отнеслась к этому предложению очень творчески и сделала огромную площадку, на которой ожили «Пеппи Длинныйчулок», «Эмиль из Леннеберги», «Карлсон, который живёт на крыше», «Крошка Нильс Карлсон», «Рони, дочь разбойника» и «Братья Львиное Сердце». Кстати, Карлсон в Швеции считается отрицательным персонажем, обжорой, лентяем и неряхой. Даже в комнате у него ужасный беспорядок! Просто у них нет такого чудесного мультика, как в России...
   Если вы подумали, что это просто детский музей – вы ошиблись. Взрослых такой музей впечатляет техническими находками и дизайнерскими идеями. Начинаешь жалеть о своем далёком детстве, когда книги, и те были без картинок, а музеи для детей были только о пионерах-героях. Малыши от Юнибакена в полном восторге. Я считаю: именно за его интерактивность. Можно делать ВСЁ: трогать, прыгать, кататься на лошадке или мотоцикле, висеть на канате, дёргать змею за хвост, залезать в трубу, звонить по игрушечному телефону, заселиться в домик Пеппи Длинныйчулок. (Представляю, сколько работы у сотрудников по вечерам: расставить всё по местам, отмыть, а кое-что наверняка приходится и ремонтировать. Дети есть дети. Видимо, поэтому музей открыт для посетителей не так долго, всего с 10.00 до 17.00). Итак, запретов – нет! Кроме одного: нельзя проходить без очереди. Представляете, в центре поляны сказок всегда(!) есть очередь на паровозик. Покататься, минуя её, нельзя никому, даже если придёт король Швеции, его не пропустят – дети главнее всех.
   Сказочный поезд, конечно, хит музея Юнибакен. Садишься в вагончик, где под рассказ диктора – в том числе и на русском языке – попадаешь в волшебную страну. В полной темноте зажигаются объёмные зарисовки, представляющие те или иные сценки из книг Астрид Линдгрен. Эту инсталляцию построили по иллюстрациям художницы Марит Тёрнквист, которая работала в тесном сотрудничестве с самой Астрид. Писательница лично утверждала эскизы, по которым создавались её герои и их домики, и сама составила текст, который звучит в сказочном поезде. Особенно захватывает дух, когда вагончик взмывает над пропастью и останавливается на крыше дома, где живёт Карлсон.
Жаль, что любая сказка когда-нибудь заканчивается. Закончилось и путешествие по Юнибакену. Зато рядом нас ждал ещё один удивительный музей, посвящённый...

ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ-3. СМ  МУЗЕЗатонувшему кораблю «Васа». В 1628 году на центральной Стокгольмской верфи был построен великолепный королевский корабль, блистающий золотом и невероятным количеством украшений. Строился он для войны с Польшей. Однако когда шведский король узнал, что поляки возводят примерно такой же, приказал доснарядить «Ваcу» дополнительными пушками. Перечить королю корабелы не стали и волю его исполнили, что сделало судно совсем не-устойчивым, несмотря на то, что в трюм насыпали 120 тонн булыжников. Всего 1200 метров смог проплыть этот красавец: неточные расчёты и явный перегруз привели к тому, что судно при первом же порыве ветра перевернулось набок и затонуло прямиком посредине фарватера, поэтому как-то очень сильно мешало судоходству. Вместе с ним утонули 50 матросов.
   Ровно 333 года суждено было пролежать ему на дне Стокгольмской гавани: в 1961 году специально организованная экспедиция подняла затонувший корабль. Ещё почти 20 лет ушло на его реставрацию и постройку специального семиэтажного музея. Невозможно остаться равнодушным, рассматривая сотни экспонатов: одежду матросов, сундучки офицеров, снаряжение и инструменты, посуду, канаты и паруса. Предметы, к которым прикасались чьи-то руки, волею судьбы остались нетленными, поскольку в том месте, где затонул корабль, было много ила, а вода – почти морская. Он прекрасно сохранился, его укрыл ил, а черви именно в таком сочетании пресной и морской воды, видите ли, не грызут. Брезгуют. Посмотреть на него любопытно, впечатляет. Ощущение такое, будто огромная махина летит вне времени и пространства…
   Вот и все подробности о поездке нижегородских журналистов в Финляндию и Швецию.