Газета идёт к читателю

visibility
В том числе и через объекты розничной торговли

Печатные средства массовой информации переживают ныне сложные времена: бурное развитие Интернета, падение тиражей, удорожание полиграфических расходов, сокращение доходов от рекламы – всё это больно бьёт по финансовому состоянию газет и журналов, они на грани выживания.

Одной из главных угроз существованию печатных СМИ является и сокращение точек розничной торговли.

Как доставить газету до читателя, как сохранить точки продажи прессы? О поддержке системы розничного распространения периодических печатных изданий в Нижегородской области рассказывает первый заместитель министра информационных технологий связи и средств массовой информации, ответственный секретарь издательского совета региона Евгений Муравьёв.

– Евгений Витальевич, с развитием Интернета постоянно ведутся разговоры о том, что он в скором времени полностью вытеснит печатные газеты и журналы. Вы разделяете столь пессимистичные прог-нозы относительно печатных изданий?

– Отвечая на ваш вопрос, сошлюсь на результаты социологического опроса, проведённого ВЦИОМ к Дню российской печати. Он показал, что большинство россиян пока не готовы отказаться от чтения печатной периодики, несмотря на то что аудитория электронной прессы стремительно растёт. 73% опрошенных признались, что не готовы совсем отказаться от бумажных СМИ. По данным ВЦИОМ, печатные издания просматривают три четверти россиян (77%). При этом читают их, прежде всего, люди пенсионного возраста (84% против 61% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет). Кроме того, каждый второй россиянин (51%) заявил, что предпочтёт прочесть статью в печатном виде.

Так что, хоть Интернет и развивается семимильными шагами, хоронить печатную прессу как минимум преждевременно. Кстати, отмечу, что, пережив моду на электронные книги, многие сегодня вновь возвращаются к обычным – это, конечно, дело вкуса, но взять с книжной полки изданную в качественной типографии на хорошей бумаге красивую книгу или просто включить планшет – это две совершенно разные вещи. А чтение газет – это элемент повседневной культуры во всех цивилизованных странах.

– Но согласитесь, что печатной прессе сегодня трудно конкурировать с электронной уже хотя бы потому, что она более затратна. И в плане производства, и в плане распространения.

– Бумага, типографские услуги, распространение растут в цене. А доходы от рекламы в нынешних условиях сильно упали. Надеяться же только на государственную поддержку – это бесперспективный путь. Газете, прежде всего, нужно быть интересной для читателя, стать такой, чтобы он захотел приобрести её – подписаться или купить в розницу. А это уже зависит от содержания. Здесь на первый план выходят профессионализм журналистов и менеджмента каждого издания. А как иначе – конкуренция. Побеждает тот, кто наиболее интересен читателю. А он голосует рублём.

– Как организована система реализации газет в Нижегородской области?

– На территории области (включая Нижний Новгород) сегодня действует 1136 торговых объектов, реализующих печатную продукцию, то есть одна торговая точка примерно на 2200 человек. Из них 655 – это киоски, а остальные – торговые объекты, расположенные в административных зданиях, больницах, магазинах, почтовых отделениях.

Но если считать только специализированные киоски прессы, то по результатам мониторинга Нижегородская область заняла по обеспеченности населения киосками прессы только 32-е место: один киоск примерно на пять тысяч человек, что вдвое ниже норматива. Несколько особняком стоит Дзержинск: если в Нижнем Новгороде один киоск печати приходится на 3200 граждан, то в Дзержинске одна торговая точка – на 2509 жителей. Неслучайно по версии Ассоциации распространителей печатной продукции в рейтинге городов России Дзержинск занял почётное восьмое место. Поэтому развитие сети розничного распространения периодической печати в районах области было и остаётся одной из приоритетных задач.

– И как вы намерены её решать?

– У нас в регионе действует межведомственная рабочая группа. Она в постоянном режиме анализирует состояние розничной сети по распространению прессы, содействует её развитию и расширению.

– Это всё как-то регламентировано законодательно?

– Размещение нестационарных торговых объектов – и киосков прессы в том числе! – осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования или городского округа, а также в соответствии с постановлением правительства Нижегородской области. Все реализующие печатную продукцию нестационарные торговые объекты располагаются в соответствии со схемой размещения, ежегодно утверждаемой органами МСУ.

– Ну вот конкретнее – что рекомендовано в этом плане главам МСУ области?

– Начнём с того, что расчёт количества киосков прессы мы рекомендуем производить, исходя из следующих ориентиров: в городах Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас, Саров, Павлово, Кстово, Бор, Выкса и Балахна – не менее одного киоска прессы на 1500 человек; в районах области – не менее одного киоска прессы на 2500 человек.

Главам муниципалитетов нужно понять, что при сложившейся рыночной конъюнк-туре обеспечить расширение и эффективное функционирование сети розничного распространения прессы можно, в том числе, и при поддержке органов муниципальной власти. В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что все действия и планы правительства Нижегородской области в сфере распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции направлены на обеспечение свободного доступа граждан к источникам информации, свободной конкуренции на рынке периодики, и главное – информационной безопасности личности и всего нашего общества.
Для справки: в Выксе – 10 киосков розничной торговли, то есть один примерно на 5600 граждан. Ежемесячный объём распространения через них «Выксунского рабочего» – 3260 экземпляров.

Как отметила руководитель Выксунского отделения НО АО «Печать» Наталья Лазарева, ранее только по Выксе таких киосков было 18, они имелись и в Виле, и в Шиморском. Существовали дотации на их работу. НО АО «Печать» были разработаны проекты по сооружению новых объектов реализации печатной продукции. К сожалению, не все киоски в настоящее время рентабельны. Высокая аренда, плата за электричество, удорожание печатной продукции, снижение покупательной способности и пр. послужили причиной уменьшения их количества. Но, несмотря на новые экономические условия, жители регулярно приобретают периодику, в том числе и местные издания. Поэтому увеличение киосков на территории округа необходимо.

 

Мария Кириллова (по материалам интервью Олега Сухонина). Фото Ольги Поповой