Идея проведения «круглого стола» по подписке назревала давно, так как обсудить насущные проблемы подписной кампании с почтовиками было просто необходимо. В последнее время вопросы возникали всё чаще: несвоевременная доставка районной газеты, невысокие темпы подписной кампании, жалобы и обращения читателей по поводу работы почтальонов, повышение стоимости подписки на «ВР». По каждому такому звонку редакция вела переговоры с почтамтом. Меры по возможности принимались. Но об этих переговорах знали только те, кого это касалось. А проблемы доставки повторялись то на одном участке, то на другом. Необходимость детального обсуждения совместных действий назревала всё больше и больше...
Как рождается цена
Для справки: стоимость подписки любого издания складывается из двух составляющих: стоимости услуг связи (тариф Почты России за доставку прессы до почтового ящика читателя) и каталожной цены издания (её формируют редакции, пытаясь оправдать затраты на изготовление).
М.Н. Медянцев (руководитель отдела распространения печати УФПС (г. Нижний Новгород):
– ФГУП «Почта России» не меняет тарифы по доставке уже на протяжении шестой подписной кампании. В 2007-2008 годах Счётная палата занималась проверкой обоснованности наших тарифов и пришла к выводу, что они убыточны.
О.В. Пантелеева (начальник отдела по связям с общественностью, СМИ администрации Выксунского муниципального района):
– Поэтому Президентом и было принято решение о выделении субвенций для почты. И речь шла о немалых суммах. Это как-то решило проблему?
М.Н. Медянцев:
– Обратимся к цифрам. В этом году поступления от каждого доставленного экземпляра составили 2,25 руб., федеральная компенсация – 1,11 руб. Итого получается 3,36 руб. Но и эта сумма убыточна, учитывая расходы на зарплату, мотодоставку, амортизацию и пр.
Для справки: «ВР», проведя несложные расчёты, с удовольствием отметил, что доставка нашей газеты приносит почте 4,56 руб. Значит от нас выгоды побольше.
М.Н. Медянцев:
– Убытки от доставки периодической печати на Выксунском почтамте составили порядка 3 миллионов рублей. Дело в том, что тариф на доставку зависит от веса издания (и это логично: чем тяжелее газета, тем дороже должна быть её доставка). В тех случаях, когда фактический вес не соответствует заявленному (что характерно не только для Выксунского района), почта несёт убытки. Кроме того, все дотации из федерального бюджета рассчитаны, исходя из заявленного веса продукции. Когда же вес печатной продукции занижен, то это никак не компенсируется «Почте России».
В.А. Ермаков (начальник Выксунского почтамта-филиала ФГУП «Почта России»):
– Выксунский почтамт – обособленное структурное подразделение, которое не является юридическим лицом. Поэтому мы только собираем бухгалтерские и экономические данные, а весь учёт ведётся в УФПС Нижнего Новгорода. Тарифы на подписку остаются те же – 1,07 руб. за первые 12,5 граммов веса издания и 0,56 руб. за каждые последующие полные и неполные 12,5 гр. Мы ужесточили контроль над тем, чтобы заявленный вес периодического издания соответствовал фактическому.
О.В. Пантелеева:
– Почему же тарифы не устраивают редакции? Это вполне закономерный вопрос. Заметьте, выксунский рынок СМИ достаточно обширен. Зарегистрировано уже свыше 10 изданий. Каждое старается, чтобы его продукция нашла своего читателя, но делать это становится всё труднее.
С.И. Тугарёва ( коммерческий директор редакции газеты «Выксунский рабочий»):
– Давайте рассмотрим на примере нашей газеты. Стоимость подписки на «ВР» – 408 рублей, из которых 196,61 руб. поступает почте, а 211,39 руб. – редакции. Соотношение получается практически 50% на 50%. В этом есть некая несправедливость, ведь затраты на доставку газеты от почтового отделения до почтового ящика несопоставимы с затратами на журналистский труд, вёрстку, оплату бумаги, типографских услуг, аренду помещений и т.д. Скажу больше: себестоимость одного экземпляра «толстушки ВР» за среду составляет 20 руб., к читателю он попадает за 10. Но не в нашей компетенции как-нибудь повлиять на ситуацию. Ведь обе стороны – и издатель, и почта – дотируют читателей. Только почта убытки по доставке покрывает из
федеральных субвенций, а редакция – за счёт публикации рекламных материалов.
О почтальонах и почтовых ящиках
«ВР»: К нам часто обращаются читатели с жалобами на то, что им не вовремя доставили газету или не принесли вовсе. В чём же дело? Не хватает почтальонов или прессу воруют из исковерканных, не закрывающихся почтовых ящиков?
Т.Ю. Демидова (руководитель отдела по работе с персоналом УФПС Нижегородской области (г. Нижний Новгород):
– В Выксунском почтамте (куда входят отделения связи Кулебакского и Навашинского районов) работает 165 почтальонов; конкретно в Выксунском районе – 54, на сегодня имеется 8 вакансий. Поэтому нельзя говорить, что вопрос стоит очень остро, скорее, это нерадивость работников или отсутствие контроля в каком-либо звене. С 1 мая мы повысили тарифную ставку почтальонов (сейчас она равна 5290 рублям), внедрили сдельную оплату труда, это тоже прибавка к зарплате.
«ВР»: И тем не менее, почтальонов не хватает…
Т.Ю. Демидова:
– Мы практикуем сотрудничество с Центрами занятости населения (ЦЗН), где имеется такая форма трудоустройства, как общественные работы. Граждан, стоящих на учёте в ЦЗН, мы приглашаем к себе почтальонами, заключая с ЦЗН договоры. В чём привлекательность для людей в такой форме работы? В способе формирования заработной платы. ФГУП платит 5290 рублей, ЦЗН – 1700 рублей, более того, Центр имеет право не снимать со своего учёта этих граждан и, следовательно, выплачивает им пособие по безработице, размеры которого сейчас варьируют от 850 до 4900 рублей. То есть даже с учётом минимального пособия заработная плата «нанятого» через ЦЗН почтальона составляет около 8000 рублей (и это без премии).
«ВР»: Действительно ли в Нижнем почтальонов набирают из призывников – в качестве альтернативной службы?
Т.Ю. Демидова:
– Согласно «Закону об альтернативной службе» это возможно. Механизм действия следующий. Мы каждый год подаём в Москву заявки от желающих пройти службу на почте, документы собираются в федеральном агентстве связи, передаются в министерство труда, затем разнарядки идут в военкоматы. Данная служба длится 21 месяц и оплачивается. Нашим «призывникам» даже предоставляется возможность совмещать её с учёбой в вузах по вечерне-заочной форме. Сейчас в Нижнем Новгороде подобную альтернативную службу проходят трое юношей.
«ВР»: Согласны, что альтернативная служба, как и договоры с ЦЗН, вполне реальная возможность «закрытия» вакансий почтальонов на Выксунском почтамте. С почтальонами разобрались, а как быть с почтовыми ящиками?
В.А. Ермаков:
– Нами в 2009 году проведена работа с управляющими компаниями по обеспечению домов секционными почтовыми ящиками. Такие организации, как «Жилальянс», «Варнава-Строй-Инвест», «Палистройсервис» во время проведения ремонта в подъездах домов своего жилфонда закупили и установили новые почтовые ящики (всего около 1000 штук). В этом году приобретено пока 12 пятисекционных почтовых ящиков. Нужно заметить, что у нас в районе не три, а порядка 10 управляющих компаний. А как обстоит дело с заменой почтовых ящиков в их жилфондах? Этот вопрос в первую очередь к жильцам многоквартирных домов. Они должны на общих собраниях принять решение о приобретении почтовых ящиков, тогда управляющие компании займутся их установкой.
Выксунский почтамт решил ещё одну сложнейшую задачу. В 2008 г. старшие по домам добились установки домофонов и кодовых замков в подъездах многоэтажек, это затруднило работу почтальонов: невозможно попасть в закрытую дверь. Проблема долго решалась, направлялись письма в администрацию района по этому поводу. Сегодня почтамт сам приобретает магнитные ключи от подъездов.
Кстати, вопрос, который «ВР» не успел задать во время «круглого стола» – кому придётся ремонтировать те почтовые ящики, которые ломают жильцы-вандалы: управляющим организациям или почтамту, в обязанности которого входит только своевременная и качественная доставка подписных изданий? – пока остался без ответа.
Подписная кампания
У почтовиков и газетчиков есть общая цель – своевременно обеспечить население информацией. Для этого, собственно, и проводятся подписные кампании. Так как сейчас подписка организована на полугодие, то за три месяца до 1-го января или 1-го июля, как правило, активизируются и издатели, и почта. Они придумывают различные акции, проводят дни подписчика, устраивают розыгрыши и лотереи, в общем, делают всё возможное, чтобы заинтересовать постоянных подписчиков и привлечь новых.
«ВР»: Правда ли, что, несмотря на все прилагаемые усилия, подписные тиражи падают?
М.Н. Медянцев:
– Подписной тираж по области в 1-м полугодии 2008 г. составлял 697 100 экземпляров (речь идёт в целом о прессе: федеральной, межрегиональной, областной и районной). На тот же период 2009 г. – 698 900, в 2010 г. – 638 400, т.е. падение – 8,6%. Оно обусловлено и сокращением редакционной подписки, которая в предыдущие годы была достаточно большим вкладом в подписную кампанию.
(Для справки: это такой вид подписки, когда издательства либо самостоятельно, либо через спонсоров подписывают различные категории граждан, коллективы предприятий. Она может быть организована на средства учредителей, бизнес-партнёров. Кроме того, зачастую подписка оформляется каким-либо предприятием для своих сотрудников. Но инициатором является не «Почта России», а редакция).
«ВР»: Что же делается для проведения успешных подписных кампаний?
М.Н. Медянцев:
– По организации подписной кампании «Почтой России» ведётся работа в нескольких направлениях.
- Мы упрощаем договорную систему работы с районными издательствами по проведению подписной кампании, а впоследствии – и по её продвижению. Разработаны типовые договоры, которые будут едины для всего УФПС. Договор заключается на год, к нему прилагается паспорт печатного издания, согласно которому будут рассчитываться тарифы по доставке.
- Сейчас услуги предоставляются через «Контакт-Центр». Это быстрая связь не только с читателями и подписчиками, но и со всеми клиентами; приём жалоб, обращений, в том числе и о состоянии почтовых ящиков. Наконец, через «Контакт-Центр» можно оформить подписку, оставив заявку с указанием своих координат. Пока эта услуга действует только в Нижнем Новгороде. В следующем году планируем перейти на номер 8-800, звонки на который – бесплатные. Он будет действовать по всей области.
- Совместно с некоторыми издателями разработали предварительно заполненные карточки, в которых указаны все данные издания. Подписчику нужно вписать только свои ФИО и адрес. Такие бланки есть в наличии в большинстве почтовых отделений.
- В областном центре постоянным подписчикам рассылаем ещё один вид заполненных карточек, оформленных на те издания, которые они выписывают чаще всего. Клиенту нужно только оплатить подписку.
Реализуем проект под названием «Подарочный сертификат». В чём суть? Издательство выпускает бланк с ярким дизайном, с обратной стороны которого находится анкета подписчика. Сертификат имеет определённую стоимость, равную стоимости полугодовой подписки. Он продаётся в почтовых отделениях. Любой человек может купить его в качестве подарка. Тому, кто получит подарочный сертификат в презент, остаётся только выбрать месяцы, в которые он хочет получать издание, вписать адрес доставки и передать на почту.
С.И. Тугарёва:
– Редакцией «ВР» разработана комплексная программа по привлечению читателей. Фактически подписная кампания у нас длится весь год.
- Курьеры редакции расклеивают листовки, в которых подробно рассказывается об акциях и конкурсах для читателей.
- Проводим акции по розыгрышу призов среди подписавшихся в определённом месяце, а по завершении полугодовой кампании – общий розыгрыш призов. В этом году к 90-летию издания будет разыграно 90 призов.
- Стала традиционной акция «В кино с «ВР»: два раза в год мы приглашаем подписчиков бесплатно посмотреть фильм в ДК металлургов.
- В почтовых отделениях проводим дни подписчика, где каждый, участвующий в них, получает сувениры.
- Организовали подписку через курьеров редакции. Их можно вызвать на дом или на рабочее место, если вам неудобно идти на почту, или у вас мало времени.
- Практикуется тестовая подписка. Её суть: в течение двух недель по определённым адресам доставляется газета в дни её выхода (среда, пятница). Тем самым читателю предоставляется возможность ознакомиться с газетой, оценить её преимущества и удобство получения на дом информации о жизни и событиях района и города.
- Каждый подписчик «ВР», предъявив квитанцию, может дать бесплатное объявление в газету.
Собирая «круглый стол», редакция «ВР», конечно же, отдавала себе отчёт, что невозможно решить все проблемы одним заседанием. Отрадно то, что мы увидели заинтересованность всех сторон, понимание проблем, стремление найти выход из сложившейся ситуации. Есть интересные задумки и нововведения. Хочется верить, что дальнейшее сотрудничество Почты и Издателей будет таким же конструктивным, как и беседаза «круглым столом». Ведь нас объединяет Читатель, для которого Газета должна оперативно собрать информацию, а Почта – своевременно доставить.
Лидия Козоедова, Лиля Фролова. Фото Ольги Поповой