«Выксунский рабочий» совместно с туристско-информационным центром и лично Александром Баикиным предлагает вам познакомиться с историей жемчужины нашего города, чтобы быть во всеоружии на грядущем юбилее.
Публикаций будет несколько. Так что заваривайте чай и готовьтесь к погружению в историю родного края.
В начале был… акт!
Выксунский городской парк культуры и отдыха – ценный памятник русского садово-паркового искусства второй половины XVIII века, за свою более чем двухвековую историю не раз подвергался переделкам и реконструкциям. Его история восходит к 70-м годам XVIII столетия, когда Иван и Андрей Баташевы приехали в богатые железной рудой здешние места, так как по царскому указу, чтобы сберечь леса Москвы, закрывались все заводы в радиусе 200 вёрст от столицы. Одновременно с заводом и господским домом создавался и парк. Дворянские парки копировали царские, демонстрировали в кругу друзей и знакомых материальное благосостояние хозяина, его уровень культуры, духовных запросов и вкусов. Баташевы решили обосноваться на новом месте по всем дворянским традициям.
Определить точную дату посадки первого дерева не представляется возможным. днём рождения парка традиционно принято считать 26 июля 1778 года, когда он впервые был упомянут в Акте генерального межевания земель Ардатовского уезда (а в то время село Выкса относилось именно к нему).
Культурные корни выксунских лип
В XVIII веке в садово-парковом искусстве выделяли два стиля: французский и английский. Первому присуще изменение естественного вида, и символизировал он власть человека над природой. Территория, прежде всего, подвергалась строгой геометрической симметричной разметке, прямые аллеи пересекались друг с другом под разными углами. Деревья подстригали, кронам придавали форму шаров, кубов, пирамид, трапеций, треугольников.
Создавать и содержать такие парки было очень затратно. И уже в середине XVIII века французский стиль сменяется английским. Английский пейзажный парк сливается с окружающей местностью и более похож на дикорастущий природный лес. Тропинки и дорожки здесь извилисты, вместо причудливой фигурной подстрижки только обрезка отдельных веток, позволяющая сохранить первоначальный вид кроны. Цель садовника – подчеркнуть естественную природную красоту.
Часть парка возле господского дома развивалась по французскому принципу: боскеты, которые пересекались по диагоналям аллеями, и на их пересечении размещали либо беседки, либо клумбы, либо какие-то скульптуры. Боскеты располагались симметрично по бокам центральной аллеи. Вся остальная часть территории была в английском стиле.
Справка. Боскет (фр. bosquet, от итал. boschetto – лесок, рощица) – элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустарников, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных шпалер.
Парк составлял единый ансамбль с барским домом. Часть, примыкавшая к главному зданию, называемая партером, была открытой и самой нарядной, украшалась цветниками со сложным узором, фонтанами, вазами и мраморными скульптурами. Здесь же выставлялись на лето экзотические южные деревья в кадках.
Французская часть занимала полверсты (верста – русская единица измерения расстояния, в метрической системе это 1066,8 метра. Полверсты соответственно – около 500 метров), заканчивалась она оврагами и дальше шёл зверинец.
Чем полнится сердце парка
Многочисленные источники XIX века единогласно описывают нам поражающие своим размахом, величием, своеобразием владения братьев Баташевых, в том числе и придомовую парковую территорию.
У оврагов располагалось здание театра (на месте современной «Звезды»), который по наружному и внутреннему оформлению, по мастерству артистов мог служить украшением любого губернского города.
Рядом с театром были оранжереи: ананасовая, виноградная, вишнёвая и с южноамериканскими растениями. Ходили слухи, что фрукты поставлялись даже к столу Екатерины II и её фаворита князя Потёмкина.
«Большая правильная аллея идёт на полверсты от дома и оканчивается театром, имеющим против аллей сей полукруглый проезд, который открывает лежащий за ним зверинец, так же на полверсты длиною», – писал современник. Дикая нетронутая лесная территория зверинца парком тогда не считалась.
Новый этап
В 1816 году вернувшийся с войны в Выксу Дмитрий Дмитриевич Шепелев с разрешения тестя Ивана Родионовича Баташева начал реконструкцию парка, обдумав и заказав проект специалистам в Москве. Он предпринял попытку украсить парк обширными водоёмами. Были вырыты канавы, но заполнить их водой оказалось невозможно – так появились овраги в южной части.
Были обновлены посадки, в партере установлены беломраморные статуи, олицетворяющие времена года, сделаны цветочные клумбы и курганы, пополнен новыми экземплярами павлинарий, благоустроены пруды Лебединки. Рядом с ними по приказу Шепелева выкопали водный лабиринт, его следы видны и поныне. В новом просторном театре ставились оперные и балетные спектакли.
Закат величия
В середине XIX века выксунские заводы пришли в упадок, и в целях экономии средств опекунское правление уничтожило оранжереи, уволило садовника, закрыло театр, продало парковые мраморные скульптуры и весь реквизит театра вместе с актёрами и музыкантами. Парк начал зарастать. Судьба четвероногих и пернатых его обитателей была не менее плачевна.
Постепенно гнили и разваливались забытые и заброшенные беседки, рассыхались лодки и гондолы на Лебединке, разрушались мостики через котлованы, врастали в землю фундаменты разрушенных кирпичных построек. Парк всё больше дичал, густо зарастая деревьями, кустарниками, молодой порослью порубленных садов.
Ближе к концу XIX века в Выксу приехал Антон Иванович Лессинг и начал возрождение приусадебного участка. Возможно, причина тому была та же, что послужила в своё время для создания насаждений в английском стиле по краям парка. Дело в том, что вокруг господского дома располагались рудники (в честь них названы 1-я и 2-я Рудные улицы, по которым можно было добраться до благоустроенной Лессингом лесопосадки, где так же были рудники). Вид этот был не самый красивый, и от него предпочли отгородиться. А потом эти рудники забросили, и картина стала совсем печальная. И парк был самым приятным местом для прогулок в селе Выкса. Лессинг не реставрировал планировку, просто использовал территорию под свои нужды, например, в одном из боскетов появилась площадка для крокета.
А затем началась Первая мировая война. Лессинги были германскими подданными и потому депортированы, соответственно, заводы перешли в собственность государства. Затем грянула революция.
Тем не менее перед революцией парк был ещё очень красив, но закрыт для простого люда. В нём могли гулять и отдыхать только хозяева заводов, их приближённые и гости. По воспоминаниям старожила М.И. Орлова, «…бывали случаи, когда мальчишками мы перелезали через забор, чтоб покататься на льду Лебединок – так нас травили собаками».
После революции парк стал общедоступным и постепенно превратился не только в любимое место отдыха жителей, но и в центр культурно-массовой работы. Следующая массовая реконструкции произошла в 1930-е годы, но это уже другая история.
- В старейшей части парка сохранился живой свидетель той эпохи. Это дерево-лира, лиственница, одна из пяти, образовывавших раньше вход в парк. Внесена в книгу «Памятники живой природы РФ» под номером 958. И, пожалуй, может праздновать день рождения вместе с парком.
- Овраг вокруг аттракционов тоже появился не случайно. Он входил в план Дмитрия Шепелева, которому, по-видимому, не давали покоя пейзажи Петергофа с его большим количеством воды. По замыслу в этом месте располагался большой остров, окружённый водой, на котором разместили зверинец. Только вода ушла. В память об этих амбициях до аттракционов нам приходится добираться через овраг.
- В широкой северной части размещался зверинец Баташевых. Он в окружности составлял более полутора километров, водились здесь олени, серны, дикие козы. Для редкостных павлинов был построен специальный павильон. Для водоплавающих птиц – вырыты два небольших водоёма. В акте раздела горнозаводского хозяйства между братьями Баташёвыми от 1783 года: «…оленей в зверинце, что найдётся, разделить пополам в зимнее время и мне, Андрею, в свою часть перегнать, а ево, Ивана, часть оставить в том зверинце». Видимо, особой пристрастностью Андрея к птицам объясняется тот странный факт, что он пожелал забрать их всех без раздела пополам с братом: «... птиц, яко то: павлинов, лебедей и прочее, какие были у меня, взять мне, Андрею, все, без изъятия, в свою часть».
- В южной части располагались насаждения с дорожками для прогулок, так называемые боскеты. Считается, что французская часть парка создавалась по подобию Люксембургского сада, но против этой теории есть несколько аргументов. Дело в том, что дворянами Баташевы не были, лишь заводчиками, и на регулярной основе выезжать за границу не могли. Зато точно известно, что у них был дом в Санкт-Петербурге неподалёку от Летнего сада. Не исключено, что именно он был взят за основу. Те же самые шпалерные высадки, те же липовые посадки, высота шпалер 2-3 метра максимум, и посыпанные песочком дорожки.
- Здесь во времена правления Лессинга располагалась площадка для крокета. Во второй половине XIX века эта спортивная игра пришла в Россию из Англии. Здесь до сих пор сохраняется планировка XVIII века и даже дополнительно высажены деревья, чтобы восстановить первоначальный вид боскета.
- На месте нынешнего амфитеатра по приказу предприимчивого Шепелева был вырыт пруд, который должна была заполнить вода, но не сложилось. Предположительно после высыхания в этом месте устроили гроты, которые упоминаются в исторических документах.
- У дендрария тоже есть предшественник. На этом месте были разбиты оранжереи. Как писал П.П. Свиньин, среди прочего были четыре крупных: одна с южноамериканскими растениями, одна с виноградом, две ананасных. Маленьких было гораздо больше. Жаль только, ананасы на наших землях без теплиц не приживаются, хотя и пытались их выращивать. А так, на следующем ананас-фесте обязательно вспомните, что именно этим фруктом лакомились местные хозяева.
- Изначально по обе стороны аллеи сады располагались симметрично. Но в середине XX века по правую сторону построили стадион, разрушив узор.
- Этот заметный издалека насыпной холм был создан в память о солдатах, погибших в Отечественной войне 1812 года. Вопреки легендам здесь никого не хоронили, кто бы стал устраивать могилу там, где отдыхают господа? Хотя, кто знает…
- На месте нынешнего центра досуга «Звезда» в XVIII веке располагался театр, считавшийся одним из лучших провинциальных оперных театров Российской империи, с ним могли сравниться из провинциальных только одесский и рижский. Возможно, послужил одной из причин разорения заводов, ведь требовал огромных вложений. К сожалению, от того здания не осталось даже основания.
- На двух оврагах Шепелев не остановился. В дикой части парка он велел вырыть так называемый водный лабиринт с канавками и островками, к которым были перекинуты мостики. Оттуда вода тоже ушла. За двести с лишним лет овражки засыпало, но за буквами «Выкса» всё ещё можно увидеть наиболее хорошо сохранившийся участок. Представить себе тот вид можно по дошедшему до наших дней водному лабиринту в Ораниенбауме, но там он создан по другому принципу – посреди обычной речки сделаны насыпные островки. По этой причине потеря воды ему не грозит, чего не скажешь о выксунском представителе. Справка: Ораниенбаум – дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. Находится на территории города Ломоносова (до 1948 года – Ораниенбаум) и включает в себя дворцы и парки XVIII века.
- Возможно, изначально два прудика в северной части парка были предназначены для снабжения водой обитателей зверинца, а также для размещения водоплавающих птиц, в том числе лебедей. Во времена Шепелева они были благоустроены, там разместили плотики, красивую беседку, в каналах – гондолы и многое другое.
- Овраги, разделяющие парк на две части, составляли единую систему с Лебединками. Вода в пруды поступала по каналу из болота, находившегося на территории современной Жуковки, а уже оттуда в овраги. Когда болото высохло, вода ушла отовсюду, кроме Лебединок.
Фото автора, с сайта myvyksa.com,
со страницы Ирины Малковой «ВКонтакте», из архива «ВР»