
Жители Приволжского федерального округа за четыре месяца отдали телефонным мошенникам около 9 млрд руб. За это время число преступлений с использованием высоких технологий выросло на 2,1%. Цифры огромные и заставляют задуматься о собственной безопасности. В этом материале приведём примеры схем, объясним, как им противостоять, и что делает государство для защиты средств граждан.
Случай один другого краше
Как аферисты манипулируют страхами, разберём на конкретном примере. Жительнице Заволжья поступил звонок с предложением оформить электронную запись на приём в соцзащиту. Позже ей сообщили о взломе личного кабинета на госуслугах и оформленной доверенности на получение кредитов. Женщине рекомендовали оформить кредиты, после чего займы и личные накопления перевести на «безопасный» счёт. Боясь потерять деньги, она перевела на счета мошенников 9,2 млн рублей.
Не стоит думать, что преступники охотятся только на жителей преклонного возраста. Молодые люди тоже попадают под их влияние. Так случилось с 24-летним нижегородцем. Он познакомился в мессенджере с девушкой. Немного пообщавшись, они договорились сходить в театр. Новая знакомая прислала ссылку на понравившийся спектакль. Но когда мужчина перешёл по ней и заполнил форму оплаты, с его счёта списалось 60 000 рублей. Нижегородец так и не получил билеты, а аккаунт новой знакомой оказался удалён.
В ловушку попадаются и дети. В Вознесенском округе преступники через 17-летнего юношу «увели» у его бабушки 185 000 рублей. Сначала подростку поступил звонок от неизвестного, представившегося сотрудником образовательной организации. Под предлогом подключения к электронному дневнику звонивший убедил его сообщить код из смски.
Позднее юноше снова позвонили – на этот раз его запугали якобы ведущимся расследованием в отношении его семьи. Чтобы «проверить счета», подросток передал злоумышленникам доступ к онлайн-банку своей бабушки.
Не доверяйте и проверяйте
Многие уверены, что не попадутся на подобные уловки. Но злоумышленники изворотливы и хорошо умеют играть на чувствах, жадности и страхе. С развитием искусственного интеллекта и нейросетей аферисты могут выдать себя за вашего родственника или знакомого. Самое главное при контакте с мошенниками – не поддаваться эмоциям. Они действуют напористо, чтобы жертва не опомнилась и не распознала обман.
Защита на высшем уровне
Государство активно борется с аферистами. В июне Госдума приняла несколько законов, которые усложнят жизнь обманщикам:
- банкам, операторам связи, владельцам маркетплейсов, госорганам и ряду других субъектов запретят информировать граждан с помощью иностранных мессенджеров;
- сотовые операторы начнут передавать СМС с кодами для подтверждения аутентификации или совершения значимого действия только после завершения звонка;
- заявление о снятии самозапрета на кредиты можно будет подать через госуслуги только с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
Также на портале «Госуслуги» запустили новый сервис. «Жизненная ситуация» включает в себя комплекс защитных мер – самозапрет на кредиты, возможность проверки своей кредитной истории, информации об оформленных сим-картах, о подозрительном звонке, а также подачу жалобы о вредоносном сайте. Мошенники постоянно изобретают новые схемы обмана, но бдительность и осведомлённость – лучшая защита от них. Всегда проверяйте то, что вам говорят, и не дайте себя обмануть!
Запомните следующее:
- полицейские, банковские служащие и представители других структур никогда не просят по телефону совершать какие-либо действия, связанные с переводами;
- когда вам сообщают, что с вашими сбережениями неприятности – положите трубку, кем бы не представлялся звонящий, и сами позвоните в официальный колл-центр банка. Его телефон указан на банковской карте и на официальном сайте учреждения;
- никому не сообщайте свои данные по телефону: номера карт, коды, кодовые слова и пароли, паспортные данные;
- при заказе товаров или услуг почитайте отзывы о продавце на разных сайтах. Если его репутация сомнительна, откажитесь от сделки;
- проверьте дату регистрации сайта через специальные интернет-сервисы. Если продавец работает недавно, лучше найти альтернативу;
- старайтесь не покупать товар в интернете со 100% предоплатой. Обычно добросовестные продавцы предлагают возможность отправки заказа наложенным платежом и оплаты услуги после её оказания;
- не верьте гарантиям высокой доходности. Она зависит от многих факторов и гарантировать её не может никто. Если вам обещают высокий процент доходов и уверяют, что финансовые риски отсутствуют, лучше воздержитесь от вложений – скорее всего, это мошенники.
Фото с сайта Freepik