Хранят для будущего наследие прошлого

account_circle
visibility
В Выксунском архиве оно представлено подлинными документами

Недавно у сотрудников архивной службы был профессиональный праздник.

С 10 марта 2003 года в России отмечается День архивов. Выбранная дата связана с событием, произошедшим в 1720 году 28 февраля (по новому исчислению 10 марта). В этот день Пётр I подписал первый в России государственный акт – «Генеральный регламент или Устав». В нём великий император определил основы организации государственного управления в стране и централизованной архивной системы хранения важных бумаг. Была введена государственная должность актуариуса (архивариуса), которому надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…»

Реорганизация архивного дела в послереволюционной Нижегородской губернии произошла на основании Положения о губернских архивных органах, утверждённого декретом Совнаркома РСФСР 31 марта 1919 года, то есть государственному областному архиву в этом году исполнилось 95 лет.

– Юбилей и у нас, – рассказывает начальник архивного отдела администрации округа Елена Матрёнина. – В Арзамасском филиале областного госархива хранятся материалы уездного архивного бюро Выксы, организованного в 1924 году. Стало быть, нашему отделу 90 лет. Если продолжить историю, то в 1935 году местное архивное бюро было преобразовано в городской архив, а с 1997 года – в архивный отдел.

Хранят для будущего наследие прошлогоНаша задача – обеспечить учёт и сохранность различных документов, имеющих историческое и научное, культурное и социально-экономическое значение для Выксы и подлежащих длительному хранению. В их числе документы городских, сельских и поселковых Советов, начиная с 1924 года, органов местного самоуправления, суда, прокуратуры, налоговой службы, учреждений культуры, образования, спорта, промышленных предприятий и т.д., в том числе организаций, прекративших свою деятельность.

– Что собой представляет городской архив сегодня?

– У нас 327 фондов, то есть документация 327 организаций, в целом более 36 тыс. единиц хранения, в том числе свыше 22 тысяч управленческих документов и 13 тысяч дел по личному составу. Причём 29 фондов продолжают постоянно пополняться архивными документами. В нашем распоряжении четыре оборудованных хранилища площадью более 300 кв. метров.

– Сколько времени документы хранятся в архиве?

– Это зависит от их назначения. Есть со сроком хранения «постоянно»: управленческая, научно-техническая документация, фотодокументы, личные архивы. Документы по кадровому составу организаций хранятся 75 лет. Именно они могут подтвердить трудовой стаж работника или стать основанием для назначения пенсии, социальных льгот.

– С какими просьбами граждане часто обращаются в архив?

– Запросы по восстановлению стажа работы на предприятии или организации составляют основную часть обращений. Они поступают не только от местных жителей, но и других городов и областей, ближнего зарубежья. Ещё часто требуются справки о зарплате для перерасчёта пенсии, назначения пособий на детей, по инвалидности.

Большая часть обращений касается оформления наследства, земельных участков. Каждый день мы получаем от граждан от 40 до 60 запросов, с начала года их поступило более 1100.

В архив обращаются и юридические лица. Как правило, предприятию или организации требуются документы, подтверждающие дату его создания, выделение в пользование земельного участка.

– Как граждане могут обратиться в архивный отдел?

– Написать заявление и принести его лично. Можно отправить запрос по обычной или электронной почте, а также обратиться в многофункциональный центр администрации округа.

– Сколько времени отводится на исполнение запроса? Как можно получить ответ?

– Срок исполнения запроса составляет 30 дней с момента регистрации обращения. Нередко требуется пересылка запросов по принадлежности в другой архив. В течение пяти дней заявитель должен быть об этом проинформирован. Столько же времени отводится на подготовку справки. Ответ может быть выдан заявителю на руки или выслан по почте.

– Какая плата взимается за получение справки из архива?

– Все сведения предоставляются бесплатно.

Хранят для будущего наследие прошлого– Несколько последних лет архивариусы активно занимаются выставочной деятельностью. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

– В архивных документах содержится масса интересной исторической информации, нередко – уникальных данных. Проще и нагляднее познакомиться с ней в старых газетах. Здесь есть фотографии, различные статьи и очерки. У нас хранятся официальные документы: протоколы заседаний исполкомов, колхозов, неофициальные материалы, касающиеся жизни выксунцев, в том числе метрические церковные книги 1830-1890 годов, Выксунского медицинского училища (личные дела выпускников 1938 года), письма с фронта и фотографии, награды за трудовые заслуги и т.д. Самые интересные материалы мы используем для выставок, которые проводим в школах, в администрации округа. Мы – хранители документального наследия нашего края, и хотим делиться этим наследием с выксунцами, в первую очередь с подрастающим поколением, чтобы ребята знали историю своей малой родины. Кроме того, организуем экскурсии по архиву.

Сейчас на территории округа реализуется всероссийский проект «Наша общая Победа», и специалисты нашего отдела совместно с сотрудниками отдела молодёжной политики помогают участникам этого проекта – старшеклассникам, студентам – в организации общественного штаба. Тесно сотрудничаем с поисковым отрядом «Горящая земля», который предоставляет нам для выездных выставок найденные экспонаты. А сейчас в администрации округа вниманию посетителей предлагаем выставку, рассказывающую о женщинах-труженицах. У многих она вызвала живой интерес. Кстати, мы будем рады, если выксунцы доверят нам на хранение личные семейные архивы или поделятся старыми фотографиями, открытками, печатными изданиями, которые мы сможем использовать в выставочной деятельности.

 

Татьяна Щукина.
Фото Ольги Поповой