Интересно жить в интересном мире

visibility
И писать очерки

Александр Борисович Ставицкий – корреспондент выходящей в Петербурге газеты «Трудовая Россия», журналист с 35-летним стажем.

Он из старинного рода Урьевых-Ставицких. Род известен врачами, инженерами, юристами. Главными семейными чертами характера являются порядочность, честность и непримиримость. В их генах – бойцовские качества. Они не терпят подлости и хамства и открыто выступают против несправедливости. Такими были предки Александра Ставицкого, таков он сам. На страницах питерской газеты «Трудовая Россия» его статьи публицистического плана полны горькой иронии и сарказма, убедительны и доказательны.

В родную Выксу приезжает к маме, Евгении Михайловне Ставицкой, поддержать морально и духовно. В один из таких приездов он и дал это короткое интервью.

– Коллегу по перу проще всего и естественнее спросить: «О чём Вы пишете в своей газете?»

– Один мой знакомый, старый газетчик, говорил, что если бы всё написанное им за десятки лет под рубрикой «срочно в номер» собрать воедино, то получилось бы собрание сочинений не меньше чеховского. Но у каждого серьёзного журналиста есть свой «конёк», своя главная тема. Я всегда считал самыми важными материалами те, в которых удавалось провести немудрящую, но вечно актуальную мысль – в этом столь богатом и удивительном мире и человек должен жить богатой и интересной жизнью.

Писал я очерк про поразившего меня пенсионера, полвека проработавшего в лесной промышленности. Первое, во что упирался взгляд, едва переступишь порог его квартирки, – выполненные руками хозяина картины по дереву. А на каждой запечатлён миг жизни нашей прекрасной природы. Вот сохатый поднял голову и к чему-то прислушивается, вот тетерев уселся на ветку, а тут поросшие редким соснячком островки на болоте. Этот человек до седых волос сохранил способность радоваться окружающему и свою радость передавать другим.

А то ведь изрядное число наших соотечественников рисуют совсем другие «картины»... В воде пруда набросанные бутылки и пакеты, в лесу грибок «проклюнулся» на изумрудном мху, а рядом с ним всякая сваленная дрянь. Сама природа протестует против этого кощунства. А происходит такое, на мой взгляд, не только от низкой культуры, но и от бездуховности. Многие живут без цели, без устремлений, без желания реализовать себя. Словно явились на этот свет, чтобы съесть тонну харчей и произвести, пардон, тонну отходов. С философией подёнки: не желаю знать, что было вчера и будет завтра, хочу гульнуть сегодня.

– Ну, а что же требуется, чтобы не возникала такая «философия подёнки»?

– Требуется, конечно, многое, но самое главное, повторю вслед за другими, заложить духовность в человеке с детства. Человек живёт осознанно, когда понимает своё место в цепи мироздания, понимает, что было перед ним. Помню, в Ленинградской области на местах боёв 1941 года набрёл на огромную старую сосну, а на ней остатки сгнившей лестницы и глубоко вбитые ржавые гвозди: солдат-наблюдатель карабкался на верхушку дерева, чтобы оглядеть окрестности. Я постарался представить себе мысли и чувства тех бойцов, что сражались и умирали здесь, и написал зарисовку «Гвозди сорок первого». Про «гвозди» нашей истории, что должны быть крепко вбиты в нашу память и наши души.

– А если бы вы были учителем, о чём бы вы говорили с детьми?

– Обязательно надо учить поражаться богатству и разно-образию мира и стремиться внести в него что-то своё, доброе. Если группу школьников учителя приведут в прекрасный выксунский парк и расскажут, что здесь было и что стало, то, наверно, такие мелочи, которые на поверку совсем не мелочи, сработают на нашу цель. От нашего брата-журналиста тоже немало зависит. Рассказывать о тех, кто рядом, и кто живёт с размахом сердца и души. Так, чтобы каждый тоже захотел стать лучше и интереснее для себя и других.

 

Елена Липатова. Фото из семейного архива Александра Ставицкого