История портрета Шепелева

account_circle ВР
visibility
Наталья Голубева рассказывает о том, какие тайны хранят изображения генерал-лейтенанта, героя войны 1812 года.

Несколько лет главный хранитель музея АО «ВМЗ» вместе с сотрудниками музея А.В. Суворова Ольгой Сотчихиной (Санкт-Петербург), Еленой Букреевой из Государственного исторического музея (Москва) исследовали историю портретов Дмитрия Дмитриевича Шепелева. 


Неизвестный художник и неизвестный оригинал 

В нашем исследовании были в основном копии неизвестных художников с неизвестного оригинала. Согласитесь, в этом есть своего рода интрига, когда не знаешь, кто есть кто и где искать. Скажу сразу, что поиски стоили того. 

Рассматривали семь портретов генерал-лейте-нанта Шепелева, относящихся к одному изобразительному типу 1807-1810 годов, т.е. задолго до приезда в Россию английского живописца Джорджа Доу. 

Стали разбираться, какой из семи портретов мог послужить оригиналом. На них наш герой изображён в мундире Гродненского гусарского полка.

Один из них хранится в музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге. Судьба его незавидна. За последние 100 лет он четыре раза менял своих владельцев. До революции хранился в архиве Министерства иностранных дел. В 1927 году его передали в Государственный исторический музей. В 1959 году по распоряжению Министерства культуры портрет отдали на постоянное хранение в Бородинский музей, но и там он продержался недолго, всего год. Когда в 1968 году готовили юбилейную выставку, посвящённую Александру Васильевичу Суворову, портрет Шепелева был выдан на временное хранение на выставку в Суворовский музей. По распоряжению Министерства культуры там и находится до сих пор.

Портрет поясной. Дмитрий Дмитриевич Шепелев изображён в мундире Гродненского гусарского полка, шефом которого был с 1806 по январь1811 года (доломан тёмно-синего цвета с серебряным металлическим прибором, с голубым стоячим воротником с серебряным галуном), ментик тёмно-синего цвета с серебряным шитьём, отороченный светло-серым мехом (каракулем), наброшен на правое плечо. Шнуры ментика завязаны в узел на груди. Опоясан серебряным гусарским кушаком, из-под которого видна обшивка (бахрома) шитья доломана. Через левое плечо надета красная с жёлтой каймой по краям лента ордена Св. Анны I ст., сколотая у пояса Аннинским крестом. На эту деталь следует  обратить особое внимание. Не везде она зафиксирована. На левой стороне груди – звезда ордена Св. Анны I ст., на шее – кресты орденов Св. Владимира II ст. и Св. Георгия III ст. Из-под ленты частично виден крест на георгиевской ленте – за взятие Праги, и над ним – крест ордена Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест) на чёрной ленте. Справа виден эфес золотой кавалерийской сабли с бриллиантами «За храбрость». К эфесу сабли привязан серебряный темляк. Поскольку все вышеперечисленные награды были получены Шепелевым до 1809 года, то смело можем датировать написание оригинала «не позднее 1810 года».

В Историческом музее в настоящее время хранятся два портрета Шепелева. Один – из собрания великого князя Николая Михайловича Романова, подарившего портрет Музею 1812 года накануне юбилейных торжеств, в апреле 1912 года. И в сентябре того же года он уже экспонировался в Историческом музее на юбилейной выставке в зале Героев. Портрет хорош с точки зрения выписанных деталей. Это безусловная копия первой половины XIX века с портрета 1810-х гг., копиист добросовестно поработал, скопировав награды и оружие, правда, непонятно, какой орден Св. Владимира  художник изобразил: второй или третьей степени?

    

Наталья Голубева рассказывает о том, какие тайны хранят изображения генерал-лейтенанта, героя войны 1812 года

Этот портрет Шепелева хранится в запасниках Муромского художественного музея, который в настоящее время находится на консервации

   

Мадатов ли это? 

Другой портрет Шепелева поступил в ГИМ по дарственной в 1905 году от московского коллекционера Щукина, в чьём собрании он числился портретом князя генерал-лейтенанта Валериана Григорьевича Мадатова. Под этим именем был опубликован в каталоге русских портретов Щукина в 1901 г. И в ГИМ пришёл как Мадатов. Впоследствии ошибку сотрудники музея увидели, и в фонд живописи записали портрет правильно. 

Но на долгие годы исследователи потеряли след этого портрета. Так, научный сотрудник Эрмитажа Летин в 1994 году писал, что ему неизвестна судьба щукинского  портрета. Теперь вы можете увидеть его в цвете, правда, со множественными реставрационными заклейками. По мнению Летина, портрет был написан около 1810 г. в связи с выходом Шепелева в отставку, предназначался для московского дома Шепелевых. Очевидно, что во время «путешествий» (по музеям) портрет явно побывал в нескольких руках, так как на каком-то этапе поменял имя, чего не случилось бы, приобрети его Щукин у прямых потомков или наследников Шепелева. 

Мы видим, что одежда Шепелева осталась такой же, как и на предыдущих портретах (мундир Гродненского полка, ментик, награды, эфес сабли), поворот головы ¾ влево, но само лицо прописано более чётко, изменены пропорциональные отношения, форма глаз, губ, подбородка. По мнению старшего научного сотрудника отдела нумизматики ГИМ, фалериста Сергея Левина, этот портрет и послужил оригиналом для последующих копий, правда, и он грешит небольшими неточностями: Св. Георгий III ст. и Владимира III ст. одного размера!


Откуда взялся эполет? 

С 1992 года музей размещается в главном усадебном доме заводчиков Баташевых. 

В экспозиции второго этажа размещён портрет зятя Баташевых, владельца выксунских железоделательных заводов с 1821 по 1834 годы Дмитрия Шепелева.

Информация о портрете крайне скудна: художник неизвестен, датировка общая (XIX в.). О раннем написании портрета свидетельствуют лишь устные воспоминания бывшего директора Выксунского музея Галины Константиновны Никулиной, по предположению которой портрет, скорее всего, поступил во Дворец Труда из Дома Баташевых. Актов передачи экспоната не сохранилось. С её же слов известно, что портрет был найден во время подворовых обходов по сбору экспонатов одним из первых сотрудников музея Евдокией Ивановной Дорониной. Единственным документальным источником нахождения портретов Шепелева в Доме Баташевых является опись предметов, составленная в 1919 году основателем Выксунского музея Курской и хранящаяся ныне в Нижегородском государственном архиве.  Согласно описи, в доме Баташевых было пять  портретов Шепелевых, и только два – с инициалами Д.Д. Другие портреты были указаны без инициалов, как то: «сенатор Шепелев», «Шепелев в чёрной папахе», «Портрет Шепелева работы Брюллова». Нас заинтересовал портрет Дмитрия Дмитриевича Шепелева за №7 и копия с него под №45. 

Один из этих портретов хранится в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, что было письменно подтверждено дирекцией этого музея. К ним он попал в 1928 г. из Выксунского рабочего 

клуба и ранее находился в главном доме бывшей усадьбы Шепелевых в Выксе. Ещё один портрет Шепелева хранится во Владимирской области, в  Муромском художественном музее, куда поступил весной 1920 г., был подарен некой В.И. Ветровой.

Любопытно, что на первый взгляд, портреты все идентичны, но если их выстроить в ряд, то заметим, что только на двух написан эполет. Таким образом, мы имеем дело ещё с одним вариантом портрета – «Шепелев с эполетом». Художник, который писал этот вариант портрета, дополнил мундир Гродненского полка, в котором изображён Шепелев, эполетом на левом плече. На гусарских мундирах не было различия чинов, скорее всего, именно поэтому художник, писавший «выксинский портрет», знал, как выглядит генерал, но как выглядит гусарский генерал, он не знал, и поэтому к доломану был добавлен эполет.  На портретах Шепелев изображён при полной форме – доломан и ментик. Но при сравнительном анализе двух портретов даже невооружённым глазом видны все отличия. К примеру, на портрете из Выксы надпись «За храбрость» на сабле 

отсутствует или плохо прописана, на конце крестовины нет бриллиантов, не видно знака ордена Св. Анны I ст. у бедра, менее чётко прописаны орденские знаки, особенно «За Прагу». Таким образом, мы имеем дело не с лучшим копиистом.

   

Наталья Голубева рассказывает о том, какие тайны хранят изображения генерал-лейтенанта, героя войны 1812 года

У гравюры интересная судьба. Сначала для Военной галереи Зимнего дворца в 1828 году Джордж Доу написал живописный портрет героя войны. Затем его брат Генри Доу сделал с него гравюру

   

Когда написан портрет?

Теперь о портрете из Бородинского музея. Он датируется первой половиной XIX в., имеет ту же художественную ошибку – эполет и является копией с картины из собрания ГИМ. 

В нижней части портрет обрезан по гусарскому кушаку, тогда как на остальных портретах виден доломан. По мнению В.Е. Анфилатова, портрет был написан вскоре после событий 1807 г., когда Шепелев «вместе со своим полком отважно сражался при Гельсберге и Фридланде, за что ему пожалована золотая сабля «За храбрость», а сам он произведён в генерал-майоры. Вероятно, в связи с этими событиями и был заказан поясной портрет лихого гусара, на котором шеф полка, новоявленный 36-летний генерал, запечатлён при всех наградах». 

Как портрет оказался в Бородинском музее, неизвестно. По учётной документации, он поступил на временное хранение в сентябре 1945 г. из Эрмитажа. Но при проверке актов поступления этот факт не подтвердился; в списке предметов, переданных из Эрмитажа, портрет Шепелева не значится ни в графике, ни в живописи, следовательно, неизвестна и его история бытования. Если говорить о качестве написания, то и здесь нетщательно выписаны орденские знаки, но датировку можно сузить с первой половины XIX в. до 1810-х гг.


Генерал в... меховом пальто?

Это единственный в истории  нашего генерала портрет, с которого нам не известны ни копии с него, ни авторские реплики, ни гравюры. 

Портрет хранится в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке. До 1986 г. к этому портрету были одни вопросы. Проведённые реставрационные работы позволили снять вопросы и атрибутировать его как портрет Шепелева кисти Ромбауэра, исполненный в 1813 году. Возможно, он был написан в связи с произведением Шепелева в генерал-лейтенанты за взятие Кенигсберга. Генерал изображён в общегенеральском мундире, но в неуставных меховом пальто и головном уборе. Справа у него не золотая сабля «За храбрость», а европейская  произвольного образца, с головой льва. Что касается орденов, то их просто нет. Художник запечатлел генерала с дополнительными элементами неуставной одежды и оружием.

   

Наталья Голубева рассказывает о том, какие тайны хранят изображения генерал-лейтенанта, героя войны 1812 года

Это единственный портрет генерала, где он изображён в неуставных меховом пальто и головном уборе. Копии с него неизвестны. Хранится в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке в Москве

  

Гравюра Генри Доу?

И, наконец, всем известный портрет Шепелева из Военной галереи Зимнего дворца кисти Джорджа Доу, написанный с натуры в апреле 1828 года и гравированный его младшим братом Генри в сентябре того же года. На гравюре есть небольшое авторское дополнение в виде руки, придерживающей шинель. Именно эта рука сбила с толку Александра Подмазо,  автора ряда статей и книги по портретам Военной галерии. С одной стороны, автор пишет, что гравюра сделана по оригиналу Доу, а в следующем предложении сетует, что «оригинал портрета пока обнаружить не удалось» и предполагает, что «подобного портрета вообще не существует, т.к. рука могла исчезнуть в результате исправления портретов». Без сомнения, эти предположения неверны. 

В фондах Музея-панорамы «Бородинская битва» хранится копия с портрета Доу, датируемая 1830-ми годами. По мнению Александра Подмазо, этот портрет является прототипом портрета Доу, что, на наш взгляд, противоречит истине. Как поздний портрет может служить прототипом? Если известно, что английский художник писал с натуры, то это и есть оригинал, с которого позднее делались либо авторские реплики, либо копии других художников. Прояснить ситуацию по учётной документации музея, в частности, по истории поступления, не получилось. Портрет Шепелева поступил в Музей-панораму в 1966 году, был куплен за 75 рублей у некой Марии Елиазаровны Фроловой безо всякой легенды и сопроводительных писем. Примечательно, что в каталоге «1812 год. Бородинская панорама», где этот портрет был опубликован в 1982 году, дарителем указан мужчина: «В.С. Фролов».


Ещё одна загадка?

Самым загадочным является портрет Шепелева, опубликованный в 1904 году в издании, посвящённом столетию Военного министерства, и с подписью, что данная миниатюра хранится в музее императора Александра III. В дореволюционной России только один музей официально носил имя этого императора: Русский. 

Другие музеи, как, например, Исторический и Музей изящных искусств, назывались «именем Александра III». Найти местонахождение оригинала, к сожалению, пока не удалось. Ни Русский музей, ни Государственный музей изобразительных искусств, ни тем более Государственный исторический музей не подтвердили информацию о нахождении у них идентичного портрета. Но, вне всякого сомнения, этот портрет является на сегодняшний день самым первым изображением генерал-майора Шепелева, датируется 1807 годом – временем повышения в звании. 

К сожалению, не сохранилось никаких воспоминаний Шепелева о его живописных портретах. 


Итак, каковы выводы? 

Самым ранним на сегодняшний день портретом генерала является миниатюрный портрет 1807 года, местонахождение которого неизвестно. 

Вторым по исполнению и художественным особенностям является портрет из собрания ГИМ, так называемый «щукинский» портрет, с которого были сделаны многочисленные копии. Лучшей копией, по мнению эксперта ГИМ по русским наградам Сергея Левина, считается портрет из музея А.В. Суворова. 

На третьем месте портрет из Муромского художественного музея, на котором хорошо просматриваются звезда и знак Владимира II ст. 

Далее следуют уже портреты из Выксы, Нижнего Новгорода, музея «Бородинское поле». Имя художника, к сожалению, остаётся пока анонимным, но однозначно это не Ромбауэр, не Рокштуль и не Доу. Их портреты отличаются не только композицией, манерой письма, но и возрастными изменениями портретируемого.  

К третьему живописному типу мы отнесли портрет Шепелева кисти Ромбауэра из собрания Государственного музея А.С. Пушкина, исполненный так же до 1813 г.

И, наконец, натурный портрет кисти Доу из Военной галереи Зимнего дворца 1828 г., с которого была сделана гравюра Генри Доу, и живописная копия, хранящаяся ныне в музее-панораме «Бородинская битва».

Заканчиваю  своё исследование словами Пушкина, который при виде картины Карла Брюллова «Итальянское утро» на петербургской выставке 1827 г. произнёс: «Кисть, как перо: для одной глаз, для другого – ухо. В Италии дошли до того, что копии с картин столь делают похожими, что, ставя одну оборот другой, не могут и лучшие знатоки отличить оригинала от копии. Да, это как стихи, под известный каданс можно их наделать тысячи, и все они будут хороши».

Наталья Голубева. Фото из архивов музеев и Светланы Журиной