Завеса тайны приоткрыта
Разные грани одного из значительных событий российской истории представлены на протяжении трёх веков с комментариями русских и зарубежных исследователей. Приоткрывается завеса тайны над судьбами знаменитых единоверцев: царя Алексея Михайловича Романова, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, писателя Мельникова-Печерского, французского исследователя-слависта Пьера Паскаля.
Издание показывает жизнь и деятельность старообрядцев «в лесах и на горах» Нижегородского края. Разнообразие и уникальность старинных фотографий и иллюстраций, часть которых публикует-ся впервые, делает альбом интересным для широкой читательской аудитории.
Объединяющий раскол
Алексей Михайлович Тишайший (1645-1676 гг.) – второй царь из династии Романовых, правление которого было отмечено народными бунтами, преодолением последствий Смуты, воссоединением России и Украины, а также целым рядом преобразований и достижений внутренней и внешней политики. В царствование Алексея Михайловича произошёл раскол Русской Православной Церкви. Идейный вдохновитель преобразований – патриарх Никон – выдвигал определённые претензии на власть, объясняя их верховенством власти духовной над властью светской.
Пристанищем для раскольников стали обширные леса Низовской земли и сам Нижний Новгород. Причину этого царь Алексей Михайлович видел в отсутствии здесь собственной архиерейской кафедры. Именно с целью противодействия расколу её и учредили в 1672 году.
Обстановка в Нижегородской епархии была для старообрядцев благоприятна. Особенно много их поселилось на берегах реки Керженец. Староверов в Нижегородском крае стали называть «кержаками», а слово «кержачить» означало «придерживаться старой веры». Жили кержаки по-разному: относительно мирные времена сменялись периодами жестоких репрессий. Особенно усилились преследования после того, как епископом Нижегородским был назначен Питирим. При Питириме (1719 – 1738 гг.) обращено 26 000 раскольников, у него было право казнить и лишать имущества крамольников. После смерти Питирима преследовать раскольников стали меньше.
В этот период в Нижегородское Поволжье устремились старообрядческие потоки с Урала, из Сибири и из других регионов. Возвращались не только те, кто был изгнан, но и соратники «старой веры» из других районов страны. Началось возрождение старообрядческих скитов в Заволжье.
Крепкое терпение боярыни Морозовой
Феодосия Морозова – одна из немногих женщин, оставивших след в истории российского государства. В фольклоре известна как боярыня Морозова, мученица Феодора – в иночестве. Приближённая к семье царей рода Романовых, верховная боярыня при дворе проповедовала старообрядчество под руководством протопопа Аввакума. Старообрядцы считают боярыню Морозову своей святой.
Благодаря сохранившейся в древних литературных памятниках переписке мы можем представить себе характер боярыни Морозовой. Она была вовсе не религиозной фанатичкой, какой её часто рисует предание, а обычной женщиной и матерью, заботящейся о сыне и о хозяйстве, со своими слабостями, достоинствами и недостатками. К достоинствам Феодосии Прокопьевны стоит отнести в первую очередь силу духа – несмотря на привычку жить в роскоши, она добровольно отреклась от всех земных благ, «отрясла прах» богатства и сравнялась с простыми людьми, тайно постригшись в монахини под именем Феодоры.
Меньше чем через год после принятия пострига в дом Морозовой по приказу царя явился архимандрит Чудова монастыря. Он допросил Феодосию и её сестру Евдокию Урусову, после чего оставил их под домашним арестом. А через два дня боярыню Морозову перевезли под стражей в Чудов монастырь в Кремле.
Уже в тюрьме Морозова узнала о смерти любимого сына и сильно убивалась по нему. Известен тот момент, когда боярыня заплакала и сказала одному из палачей: «Сие ли христианство, ежели человека мучить?» После пыток на дыбе несчастную боярыню морили голодом, и она взывала к своему стражнику: «Умилосердися, раб Христов! Помилуй мя, даждь ми калачика!» Потом она просила хотя бы «мало сухариков», хотя бы яблоко или огурчик, но всё напрасно.
Царь не хотел устраивать публичную казнь боярыни Морозовой и Евдокии Урусовой, поскольку боялся, что народ будет на их стороне, и обрёк женщин на медленную, мучительную смерть от голода. Даже после кончины они находились под стражей – из опасения, что старообрядцы выкопают их тела «с великою честию, яко святых мучениц мощи». Сестёр похоронили тайком, без отпевания, завёрнутыми в рогожу, внутри Боровского острога.
Скончалась боярыня в ночь с 1 на 2 ноября 1675 года. После её смерти все несметные богатства и поместья Морозовых отошли государству.
Часовня в Боровске в память о замученных Феодосии Морозовой и её сестре Евдокии Урусовой
Александр Литовченко, 1885 год. Сюжет основан на реальном факте. Боярыня отказывалась ходить на обряды новой церкви, и из дома её выносили в кресле
Яков Иосифович Гройсман. Главный редактор издательства «Деком». Выпускник политехнического института возглавил его в 1996 году. И в это же время там начала выходить серия книг «Имена», которая стала брендом. Кстати, «Деком» – единственное в Нижнем Новгороде издательство, книги которого широко известны по всей стране. Особняком стоят и книги серии «Нижегородское культурное наследие».
Яков Гройсман – лауреат премии «Человек года-2015». С детства любит книгу и остаётся верен ей по сей день.
Фото с сайтов Martravel.ru, Vk.com, Stnmedia.ru