Сегодня о том, как проект развивается, рассказывает создатель сайта Сергей Наумов.
Сбор информации
Изначально база формировалась медленно (ещё до какой-либо идеи публикации) – просто из цифровых снимков, собранных в Сети, или попавших к нам по причине того, что наша деятельность тесно связана с архивными материалами. Я работаю арт-директором в агентстве «ИКСА», мы выпустили немало исторических книг про Выксу и её жителей. А издательская деятельность всегда сопровождается и копанием в архивах, и оцифровкой личных фотографий авторов.
В итоге по окончании работы над какой-нибудь краеведческой книгой на компьютере остаются гигабайты материалов, которые не вошли в издание. И даже те, которые там есть, можно увидеть, если книгу получишь в руки. А если нет?..
Позже, когда мы начали публиковать свои находки, собранная ранее база начала быстро редеть. И мы задумались о пополнении коллекции. Сделали пару постов в соцсетях, обзвонили знакомых, даже попробовали развешивать объявления на подъездах. И процесс понемногу пошёл. Материалы (фотографии, документы, книги и прочее) либо приносят заинтересованные люди (это самый удобный формат), либо мы ходим по организациям и учреждениям. Очень много сохраняется случайно, а что-то даже достаётся из мусорки. В общем, каналы пополнения базы разные, но чем дольше существует ресурс, тем чаще материалы нам приносят, и лишний раз бегать собирать по городу не нужно.
Так у нас оказались старые альбомы с фотографиями: практически в любой муниципальной организации, если у неё есть история, они сохранились, поскольку в середине прошлого века часто оформлялись как отчёты о деятельности.
Огромные архивы выксунских фотографов достаются нам от родственников и хранителей-энтузиастов. Таким образом мы получили архивы Михаила Пименова (плёнки и печатные фотографии), Евгения Зубова (плёнки) и многих других фотографов Выксы. Некоторые архивы к нам попадают в экзотических форматах, например, в виде больших коллективных коллажей-фотографий, как тот большой снимок работников ОВГЗ, что нам передала для оцифровки Татьяна Тугарёва, или даже в виде стеклянных пластин 1930-1950-х годов.
Некоторые материалы мы выкупаем с аукционов. Это старые документы, карты и открытки.
Материалы о Выксе, приобретаемые на аукционах
Разбор материалов
Отпечатанные фотографии, газеты, документы оцифровываются сразу, процесс занимает не слишком много времени. Нам помогает Выксунская типография, предоставляет быстрый сканер формата А3 с возможностью сканировать крупные альбомы, не разбирая их на листочки.
Подшивки газет мы почти всегда разбираем на экземпляры, сканируем, а потом переплетаем заново. С этим также помогает типография, благо у них есть отличный переплётный цех с грамотными сотрудниками.
С плёнками сложнее, они требуют больше времени на оцифровку. Перед тем как переснимать, мы стараемся хотя бы немного пересмотреть и отобрать самые перспективные.
Фотографии с плёнок и стеклянных пластин переснимаем на самодельной установке. Мы долго придумывали, как это сделать удобнее: использование спецсканеров – довольно длительный процесс. В итоге собрали очень удобную производительную установку. Сначала была тестовая версия из гофрокартона. Фотографий её не сохранилось, к сожалению, а может, и к счастью. Довольно странная конструкция, но она нужна была для отработки принципа.
Вторую версию уже делали, начиная с чертежей, и потом, заказав конструкционный алюминиевый профиль, собрали её, она довольно быстро позволяет переснять плёнки и стеклянные пластины. Получилось всё равно довольно кустарно, но задачу свою более чем решает.
Так сканируют фотографии в выксунской типографии
Обработка
Самый трудоёмкий из этапов. Всё оцифрованное – сканированное и переснятое – надо загрузить в общую базу, обработать, порезать и, по возможности, подписать.
Сканированные фотографии поступают в архив листами А3 по нескольку фото на листе (так быстрее сканировать). Их нужно все порезать на индивидуальные форматы, и это только ручной труд. У многих фотографий на обороте есть пометки, если они значимы (даты, люди на фото), то переносятся в название фотографии или её атрибуты.
Сканированные газетные полосы также загружаются в общую базу и проходят минимальную обработку, чтобы текст на разворотах хорошо читался и мог быть правильно распознан. Когда корректировка сканированных страниц закончена, все полосы одной подшивки объединяются в общий файл и распознаются (текст с картинок газеты становится наборным текстом), чтобы по PDF можно было искать слова (названия, имена, фамилии). Это очень существенно упрощает исследовательскую работу.
С плёнкой чуть проще. С одной стороны, переснимается большинство плёнок кадр в кадр, но тут те же проблемы: каждый кадр надо обрезать, править яркость и контрастность, многие плёнки бывают недосвеченные или наоборот. Многое можно скорректировать на этапе обработки.
В процессе обработки у нас две большие проблемы.
Первая – датировка фотографий. Часто о дате автор ничего не сообщает, и можно угадывать только по косвенным признакам (смотрим, какие объекты городского ландшафта есть на фото: когда построены многие здания, мы знаем, как и то, когда снесены многие объекты, по этим признакам и устанавливаем примерные даты. Какие-то даты можно определить по году изготовления плёнки).
Вторая проблема – это обстоятельства съёмки или иногда даже место. Город сильно меняется, и часто нельзя наверняка понять, где сделан кадр.
Специальная программа первоначальной обработки сканированных фотографий
Обработка негативов из архивов «Моей Выксы»
Атрибутирование и хранение
Для хранения цифровых копий материалов было приобретено сетевое хранилище (даже не одно), информация на котором дублируется для большей отказоустойчивости. Из-за отключения электричества или из-за неисправности жёсткого диска можно в одно мгновение потерять всю информацию, поэтому резерв места на дублирование очень важен.
Все материалы в хранилище распределяются по папкам, в соответствии с тем, кто хранитель архива или автор фотографий.
Базу данных мы собираем в специальной программе. Здесь у нас проходит обработка сканированных фотографий и переснятых негативов, внутри базы данных есть своя система тэгов, которыми маркируются материалы, и система цветового кодирования, помогающая не запутаться, какие из материалов являются дублями и не до конца подготовлены, какие уже выведены из программы и готовы для публикации на сайте, какие были опубликованы. Сначала мы обходились без таких сложностей, но по мере роста архива и количества опубликованного на сайтах быстро стало понятно, что в голове это держать уже невозможно.
После обработки фотография выводится из базы, а в её имя добавляется вся значимая информация для упрощения поиска: даты, фамилии, держатели архива, имя исходного файла и прочее. Потом необходимое можно найти с помощью Everything просто по файлам компьютера, когда нужно какую-то фотографию передать для печати в книге или краеведу для исследования.
Малая часть плёнок в архиве «Моей Выксы»
В итоге
А что в итоге? Хобби постепенно становится большой частью жизни. Надеюсь, теперь стало немного понятнее, что стоит за историческими фотографиями на фотоленте города и здесь, на основном сайте. Я не откажусь от любой помощи: времени на эту работу катастрофически не хватает и, что говорить, денежные ресурсы она тоже отнимает. Поэтому часто в обновлениях на
сайте бывают паузы – не успеваю.
В конце концов, занимаюсь этим просто потому, что интересно, любопытство в данном случае – главный мотиватор, да и выксунцам, я думаю, познавательно и про город почитать, и старые фотографии посмотреть.
Отбор плёнок для пересъёмки
Сергей Наумов. Фото из архива автора