– Существуют два фактора, влияющие на работу общественного транспорта: технический и человеческий. Риск возникновения технических поломок сейчас сведён к минимуму благодаря программе обновления автопарка. Напомню, что с 2017 года приобретена 81 единица транспорта. Сейчас в парке 100 автобусов, и 45% – это новые, закупленные с 2022 года, – отмечает Анастасия Андреевна.
– Конечно, большой объём новых транспортных средств появился у нас благодаря поддержке правительства Нижегородской области. Это 30 автобусов «Вектор-Некст» средней вместимости (75 пассажиров) и 15 автобусов большой вместимости (110 пассажиров). Но и тут стоит понимать, что автобус, эксплуатирующийся ежедневно и пробег которого составляет 200 километров, – это техническое средство, он ломается, и это неизбежно. Предел его эксплуатации с такой нагрузкой, как в Выксе, до капитального ремонта – 2-3 года, – объясняет директор ПАП.
В штате ремонтной мастерской предприятия трудятся 38 специалистов.
Обслуживание и гарантийный ремонт новых автобусов проводятся в Москве и Павлово.
Парк пополняется постоянно. В 2023 году поступили ещё четыре больших автобуса «НЕФАЗ» на метане и три автобуса большого класса для междугородних маршрутов. И эта работа будет продолжена.
Планируется приобрести ещё 30 новых автобусов в течение 2024-2026 годов.
Кроме указанных факторов, существуют технические причины задержки рейсов. К ним относятся и дорожная обстановка, на которую влияют погодные условия, и количество автомобилей на дороге, особенно в часы пик.
Надо заметить, что количество автотранспортных средств, зарегистрированных только на территории Выксы, к концу 2023 года составило 33,5 тысячи единиц, что на три тысячи больше, чем в 2022 году.
Для того чтобы автобусы в Выксе ходили бесперебойно, в пассажирском автопредприятии должны работать 140 водителей. Это с учётом необходимости отпусков и возможных болезней.
Сейчас в ПАПе трудятся только 103 водителя. Отток кадров был остановлен в прошлом году, когда предприятие приняло непопулярное решение о повышении стоимости проезда для того, чтобы поднять заработную плату водителям.
Стоимость льготных, студенческих и школьных транспортных карт, безлимитной транспортной карты при этом не изменилась. Сегодня ежемесячный заработок водителей начинается от 60 000 рублей.
Математика – вещь упрямая. Если водитель не пройдёт медицинский осмотр или заболеет, из сегодняшнего водительского состава его не заменят попросту из-за отсутствия кадров.
Таким же вынужденным решением, продиктованным кадровой ситуацией, было, например, объединение двух маршрутов – №108 и 109.
Анастасия Артамонова уточняет:
– Для полного укомплектования штата не хватает 37 водителей. На конец января 25 человек находились на больничном. Мы продолжаем набор новых кадров и переобучаем за счёт предприятия с категории В на D. Сейчас пятеро водителей проходят переобучение, и мы ждём новых людей в свою команду. Кадровый вопрос сегодня актуален как никогда, но возник он не вчера. Закрытие специализированных школ, отсутствие интереса к профессии – это последствия, с которыми мы столкнулись.
Официальное трудоустройство, полный соцпакет, ежегодный отпуск 35 календарных дней у водителей, 28 календарных дней у кондукторов, дополнительные дни к отпуску за стаж работы. Для иногородних предусмотрена частичная компенсация проезда или предоставление ведомственного жилья. Такие условия работы предлагает ПАП.
С 1 апреля 2024 года для переобучения на категорию D потребуется стаж вождения в категории B или C или подкатегории C1 или D1 не менее 1 года. Для переобучения на категорию D в ускоренном режиме (без наличия стажа в 12 месяцев) за счёт предприятия нужно обратиться в ПАП до конца февраля (на период обучения – официальное трудоустройство).
Не нужно забывать, что к пассажироперевозкам предъявляются особые требования, связанные с обеспечением безопасности. Это в том числе оборудование салона системой видеонаблюдения, а также наличие на маршруте транспортного средства с возможностью перевозки пассажира, передвигающегося на коляске. Пассажирская организация должна обеспечить их выполнение.
Многие частные перевозчики в Выксе не выдержали этих требований. Выполнение их маршрутов было вынуждено взять на себя Выксунское ПАП, чтобы не оставлять направления без общественного транспорта. Конкурс же на обслуживание городских и пригородных маршрутов проводится на открытых электронных площадках. Принять в них участие и оказывать услуги перевозок могут и частные предприятия. Ограничений на их участие нет.
ПАП – это большой механизм, созданный для организации и обеспечения перевозок. И работает он под постоянным надзором и контролем. Со всех сторон есть требования: и со стороны закона, и со стороны людей.
Ежедневно автобусы Выксунского ПАП совершают 601 рейс:
- 258 – по городу,
- 333 – в пригороде,
- 10 междугородних.
Пассажиропоток с 2021 года растёт и достиг в 2023 году почти 5 миллионов человек в год.
– Я выражаю большую благодарность коллективу Выксунского пассажирского автопредприятия. Люди, которые у нас работают, настоящие герои, – подчёркивает директор Выксунского ПАП Анастасия Артамонова. – Мы видим все обращения и комментарии жителей округа по поводу проблем с общественным транспортом, неудобств в расписании и т.д., но пока мы не решим кадровый вопрос, говорить об увеличении вечерних рейсов или уменьшении интервалов между отправлениями не приходится.
Фото из архива Выксунского ПАП