Как в современных условиях воспитывать патриотизм у подрастающего поколения

account_circle ВР
visibility
Сегодня как никогда российскому обществу требуется единение. Патриотизм в последние годы рассматривается властью, партиями, общественными организациями, церковью как положительная универсальная цементирующая общество идея. Безусловно, это связано, прежде всего, с победой советского народа в Великой Отечественной войне, с теми материальными и моральными потерями, которые понесло не только государство, но и каждая семья. Думается, именно поэтому в патриотической работе военно-патриотическое воспитание выходит на первое место.

Тема многогранна, и одной публикации будет недостаточно. Мы хотели бы вместе с вами, уважаемые читатели, не только обозначить, но и постараться раскрыть понимание содержания патриотизма, особенности его формирования в современных условиях.

А начнём с заседания круглого стола, организованного Советом ветеранов совместно с администрацией округа, управлением образования и музеем. «Патриотическая работа с детьми и молодёжью в современных условиях» – главный вопрос для обсуждения.

Участники – председатель Совета ветеранов городского округа Александр Цыбалов, члены президиума Совета ветеранов Нина Буланькова, Олег Звездин, Валерий Краснов, Татьяна Макракова, Галина Никулина, Ирина Пантелеева, директор департамента территориальной безопасности администрации округа Игорь Шолохов, директор южного территориального управления Людмила Лизунова, директора школ №3, №6, гимназии №14 им. С.С. Клиповой, Мотмосской школы: Светлана Васина, Александр Азов, Анастасия Клипова, Наталья Петрова, депутат Совета депутатов Екатерина Козерадская.

Александр Цыбалов отметил, что у ветеранов много ожиданий от обсуждения темы патриотизма с руководителями образовательных учреждений, потому что именно системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом воспитании. Школе сегодня сложно вести эту работу, так как в 1990-е годы традиции были практически утрачены. Трудно учителям истории, которые в советское время считались главной движущей силой в этой работе. Современные учебники по этому предмету не выдерживают никакой критики.

Ведущая круглого стола Ирина Пантелеева продолжила тему значимости патриотической работы с молодёжью в условиях неконтролируемого потока зачастую лживой информации в интернете, касающейся исторических событий, выдающихся личностей России. Многочисленные опросы показывают, что патриотизм у школьников не является ценностью первого порядка. Всё это даёт понимание того, что тема для обсуждения выбрана верно и своевременно.

125-летняя история как залог воспитания

Мотмосская школа одна из старейших в округе. Не одно десятилетие она занимается вопросами изучения истории родного края. И результатом этой работы является деятельность школьного 

музея, который играет важную роль в воспитании детей. К ней ребята приобщаются с младшего возраста. Сначала это небольшие рассказы о жизни односельчан, о быте. Затем организация тематических экскурсий, позже – приобщение к поисковой работе. Музей способствует развитию экскурсионной деятельности, школьники – частые гости Нижнего Новгорода, Мурома, Павлова, Вознесенского, Арзамаса. Незабываемой для детей стала поездка в парк Победы города Кубинка Московской области.

Школа принимает активное участие в жизни села и округа. Это организация торжественного вручения медалей труженикам тыла, митинги и Вахта памяти, участие в заседании совета по сохранению культурного наследия, где юные краеведы школы презентовали результаты своей работы по сбору сведений о Герое Советского Союза Николае Васильевиче Будюке, немного забытом выксунцами. 

– Воспитание гражданина и патриота – это стратегическая цель школы. Она безусловно осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять её с любовью и добротой, – подытожила директор Мотмосской школы Наталья Петрова.

Как воспитывать патриотизм

В Мотмосской школе высадили свой сад памяти

               

Как воспитывать патриотизм

На митинге 9 Мая мотмосские школьники вспоминали своих героев

Упор на связь поколений

– Мы постоянно рассказываем гимназистам о тех достижения, которыми гордится Выкса в масштабах Нижегородской области и нашей страны, – поделилась директор гимназии №14 Анастасия Клипова. – Организация встреч, передача опыта ветеранов, причём не только боевых действий и локальных конфликтов, но также и сотрудников полиции, которые пропагандируют ценности и традиции и увековечивают их в книгах. Книги эти хранятся в библиотеки гимназии. Не просто стоят на полке, а пользуются спросом при написании исследовательских работ учащимися. Работа с ветеранами была в гимназии традиционной независимо от политической ситуации в стране, потому что это нужно детям. 

В гимназии работает совет отцов, единственный в округе. Это не номинальный орган, а абсолютно рабочий сплочённый коллектив представителей родительской общественности, чьи дети здесь обучаются. Они проводят конкурсы и беседы на злободневные темы с учениками. Каждый год совет разрабатывает календарный план на учебный год. 

По мнению Анастасии Клиповой, самое главное в образовательной организации – это общение между всеми участниками образовательных отношений – во время уроков, внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности, в каникулы. Сейчас очень актуально, чтобы дети занимали себя сами. И самое главное – вовлекать в эту деятельность родителей. 

– Работа ведётся на традиционной основе, и ею занимается мой заместитель Светлана Матчина, которой не всё равно, которая действительно этим живёт. Она сама  учитель истории, поэтому ей не надо говорить, что такое патриотизм, как надо воспитывать детей. Для неё это не просто работа, она ощущает, что это её миссия. Моё личное убеждение – любая инициатива реализуема только тогда, когда есть человек неравнодушный, – считает директор гимназии.

Как воспитывать патриотизм

В рамках акции «Хранители истории» гимназисты почтили память Героев Советского Союза


Самой большой школе – большая ответственность

Проблема патриотизма остро встала в последнее время в связи с напряжённой политической, экономической и социальной обстановкой. Цель патриотического воспитания в школе – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.

Школа №3 самая большая в городе. Учится здесь 1235 детей, работают 66 педагогов. С 2021 года, как и все школы страны, школа №3 реализует федеральную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ». Задачами ставят привлечение учащихся к участию в мероприятиях военно-патриотической направленности.

Об этом говорила Светлана Васина, директор школы №3. Она отметила, что приживаются новые формы – «Разговоры о важном» на классных часах, еженедельный подъём российского флага, исполнение гимна. Дети исполняют гимн и без музыкального сопровождения.  

Школа №3 – одна из старейших в городе (основана в 1897 г.). Она имеет огромную содержательную базу для патриотической работы – большое число выдающихся выпускников. Учащиеся вместе с родителями с интересом принимают участие в различных фестивалях, конкурсах, многочисленных акциях. Традиционные встречи с выпускниками – курсантами военных училищ вызывают особый интерес у школьников в связи со специальной военной операцией. У семи учеников отцы находятся в зоне боевых действий. Дети пишут письма солдатам, поздравительные открытки. Жён мобилизованных поздравили с праздником 8 Марта. 

С 2021-го школа участвует в проекте «PROгул». В его рамках в музее в зале воинской славы были проведены уроки истории и ИЗО, посвящённые событиям Великой Отечественной.  

– Учащиеся, когда приходят сюда, воспринимают урок совсем по-другому. Учитель пользуется всеми стендами, привлекает их для раскрытия темы урока. Мы видим эффект у детей и у педагога, желание прийти сюда ещё раз, – отметила директор.

2д-и-3б-окна-победы1.jpg

Ученики 2 «Д» и 3 «Б» классов школы №3 участвуют в акции «Окна Победы»


В рамках диалога

В продолжение начатой директорами темы, к диалогу присоединились другие участники круглого стола. 

Чувство Родины начинается в семье, уверена Людмила Лизунова. А песню Михаила Матусовского «С чего начинается Родина» можно считать гимном патриотического воспитания. В ней есть всё, что составляет понятие Родины. Она начинается со школы, с картинки в букваре, с песни мамы, с берёзки, с друзей, живущих в соседнем дворе.

Если в семье не сформировано понимание любви, человек не сможет полноценно осознавать себя в семье, классе, посёлке. Специалисты территориального управления делают всё для того, чтобы наши населённые пункты были самыми лучшими, чтобы молодёжь знала их историю, наполненную трудами их прадедов, гордилась их наследием и не хотела отсюда уезжать. 

Взрослые и дети вместе занимаются благоустройством. И не просто убирают мусор, а стараются внести изюминку и украсить своё место проживания. Никого не оставляет равнодушным арт-объект при въезде в посёлок – телега, колодец, мельница – то, что создаёт образ малой деревни. Жители благодарили сотрудников территориального управления за то, что их отвлекли от телефонов и телевизоров.

До слёз тронули письма, которые дети писали в ходе акции «Письмо деду», где рассуждали, чем современная жизнь отличается от жизни в годы Великой Отечественной войны, готовы ли воевать, если сегодня пришлось бы защищать свою Родину.

Некоторые детские рассуждения шокируют. На вопрос «Как ты помогаешь маме?» ребёнок ответил: «Я помогаю маме тем, что я ей не мешаю». Получается, мама живёт отдельно, ребёнок – отдельно. Какой тут патриотизм?

Игорь Шолохов проинформировал об областной проектной сессии по патриотическому воспитанию молодёжи. Её цели и задачи – выработать единый подход к подготовке и проведению мероприятий, направленных на патриотическое воспитание, увеличить число вовлечённых граждан. 

Сегодня важно донести до молодёжи понимание текущего момента в ходе проведения СВО. Поэтому по поручению президента все структуры, связанные работой с подрастающим поколением, нацелены на поиски новых форм и методов, усиливающих интерес к данной теме среди детей и взрослых. Департамент готов сотрудничать и с образовательными учреждениями, и с ветеранскими организациями. Выступление Игоря Александровича сопровождалось презентацией «Значит нужные книжки мы в детстве читали», в которой вспомнили советские книги, повествующие о событиях Великой Отечественной. 

Александр Азов напомнил о том, что в 1990-е годы была забыта советская система образования вообще и патриотическое воспитание в частности. Но были и плюсы: в отсутствие государственной образовательной политики можно было проявлять любую инициативу. Собрали коллектив, выработали принципы, свою воспитательную концепцию и начали работу. В то время в школе №6 создали разновозрастные детские общественные организации, сшили знамя школы, написали гимн. Стремились отвлечь учащихся от западного влияния в музыке, одежде, поведении. Вместо дня святого Валентина проводили День друзей, учили играть в игры нашего детства. Много внимания уделяли развитию позитива в отношениях. А сегодня, по его мнению, как бы школа ни старалась выполнять поручения президента, указания вышестоящих организаций, всё это заканчивается отчётностью, то есть формализмом. В проводимые мероприятия не успевают вложить душу. Самой большой проблемой современной школы является загруженность учителей. Педагоги работают на пределе возможного. Но самой большой проблемой школы является то, что учащихся невозможно оторвать от интернета. 

Екатерина Козерадская, депутат по избирательному округу №25:

– Невозможно сегодня отключить интернет и телефон. Это современные технологии, это наша действительность. Мы должны работать с молодёжью в этих условиях. Придумывать для них интересные формы. Вместе с ними создавать информационную среду, где их правильно направляют, встречают патриотические ролики. А начать с опроса всех учащихся. Так можно выработать реальный план действий.

От имени Совета ветеранов Ирина Пантелеева предложила руководителям образовательных учреждений обсудить с педагогами, родителями, учащимися совместные с ветеранскими организациями немного забытые патриотические акции: «Улицы помнят» – мероприятия на улицах, названных именами выксунцев; «Мы помним! Мы гордимся» – благоустройство памятников и обелисков землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Александр Цыбалов поблагодарил участников круглого стола за обширную и полезную информацию, которая будет использована в работе Совета ветеранов.


От редакции:

«ВР» близка тема патриотизма. В газете много рубрик, посвящённых историческим событиям, сохранению памяти о выдающихся выксунцах. Согласны с тезисом, что чувство Родины начинается в семье с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке… Это корни, связывающие нас с родным домом, ближайшим окружением, улицей или двором многоквартирного дома, деревней или маленьким городом, в котором мы выросли, жили и живём. 

Без сомнения, патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень тактично.

Надеемся, что вас, уважаемые читатели, тоже волнует эта тема. Мы начинаем разговор о важном. Надеемся на ваши отклики. Наверное, сегодня трудно предложить конкретные рецепты улучшения работы по патриотическому воспитанию молодёжи, но, думается, в наших силах обозначить направления на восстановление разрушенных связей времён и поколений в истории России.

Вера Никитина. Фото из групп «ВКонтакте» школ и сайта музея истории ВМЗ