Корни таланта

account_circle
visibility
Это аксиома: каждый человек в чём-то талантлив. А вот развитие таланта зависит от самого человека, семьи, школы и общества в целом. …У Бориса Едунова – тихого, спокойного, усидчивого мальчика, выросшего...

Это аксиома: каждый человек в чём-то талантлив. А вот развитие таланта зависит от самого человека, семьи, школы и общества в целом. …У Бориса Едунова – тихого, спокойного, усидчивого мальчика, выросшего в окружении трёх сестричек, мамы-учительницы начальных классов школы № 4, отца-специалиста по связи, заботливой бабушки был талант к созерцанию и вдумчивому познанию окружающего мира. Очевидно, передалось от мамы Прасковьи Кузьминичны – коренной выксунки из рода Юшеровых, золотой медалистки Ардатовской гимназии. Отец Василий Михайлович был склонен к изобретательству. Он – человек активной жизненной позиции, не лишённый и тщеславия.
   Родители, как часто бывает, вечно заняты; воспитанием детей в семье Едуновых занималась бабушка Мария Васильевна, уроженка г. Шуи из состоятельной семьи, с гимназическим образованием. Она заметила способности внука и целенаправленно их развивала. Борис был первым помощником бабушки во всех домашних делах: кормил кур и кроликов, приносил дрова и воду, мыл посуду. Дом Едуновых стоял недалеко от Антоповского моста. В семье любили бабушкины пироги… А она, Мария Васильевна, разделывая тесто, вовлекала детей в игру: «А ну-ка, кто слепит лучше собачку, человечка, цветок или «сапог в гармошку»?! И работа кипела…
   Прасковья Кузминична, уважая свекровь, иногда и детей своего класса приглашала в дом и они вместе с Марией Васильевной устраивали детские соревнования: спортивные, певческие, рисовальные, по лепке фигур из глины…
   Победителем по лепке из глины ли, из теста ли, бывал, конечно же, Борис… Но… В счастливой семье Едуновых был один страшный год, когда шестилетняя сестричка умерла от скарлатины, затем погибла другая – её сбила машина. Старшая Вера болела и отстала от сверстников по учёбе. Надо ли говорить, что мать и бабушка почернели от горя! Но все члены семьи духовно сблизилась ещё больше. Вера и Борис – сначала в школе №7, а с 1936 года в школе №8 – сидели за одной партой, учились хорошо, но отличниками не были. И в кино ходили вместе, и на огороде, дома трудились вместе. А вот в кружок ваяния в ДК металлургов Борис один ходил. Этот кружок вёл необыкновенно увлечённый и талантливый человек Алексей Замешаев, недоучившийся архитектор по образованию, влюблённый в спорт и большой пропагандист физкультуры. Он был до войны ведущим тренером в Выксе (воспитал Капу Васильеву – пловчиху, чемпионку СССР 1945-49 гг.).
   В 1939 году, закончив 10 классов, Вера поступила на юридический факультет Казанского университета, а Борис – на скульп-турный факультет Академии художеств в Ленинграде. Можно себе представить подробные письма сестры и брата о впечатлениях от прославленных учебных заведений и городов. Счастливое время! Но… Над страной сгущались тучи. По законам, изданным в 1940 г., Борис, как и все студенты художественных вузов, был мобилизован в армию, а Вере за учёбу пришлось платить 150 рублей в год.
   Борис попал в пограничные войска на станцию Молодечно в Белоруссии. В марте 1941-го за отличную службу получил десятидневный отпуск, приезжал домой. В июне на заставе принял первый бой. Потом был плен, побег (только с третьей попытки успешный), армия Рокоссовского, солдатская медаль «За отвагу», демобилизация в 1946 году. В Выксе его ждали печальные новости: умерли и мать, и бабушка. Вера после окончания университета работала в Муроме. Повидавшись с отцом и сестрой, Борис уехал доучиваться в Ленинград, в Академию художеств.
Жить и учиКорни талантаться в Ленинграде было радостно и тяжело. Преподавателями в Академии работали выдающиеся специалисты: В.В. Лишев, М.Т. Манизер, И.В. Крестовский и другие. Борис Едунов на курсе был среди лучших студентов. Как выпускников-отличников его и друга Алексея Бартянко пригласил на работу в свою мастерскую в Москву сам Николай Васильевич Томский. Молодые специалисты сначала выполняли мелкие заказы по офор-млению ВДНХ в Москве и участвовали в создании крупных монументов по проектам Томского: Нахимову в Севастополе, Ленину в Ташкенте и Берлине, М. Кутузову в Москве (горельефы постамента было доверено выполнить именно Б.В. Едунову). Борис Едунов увлечённо работал в Калининграде и Калининградской области, выиграв Всесоюзный конкурс на сооружение памятника М.И. Калинину. Он же является автором памятников генералу И.Д. Черняховскому, Карлу Марксу, памятного знака землякам-космонавтам и величественного монумента «Родина-мать» в Волгограде.
    В 1968 году, получив в Москве отдельную мастерскую, много трудился над скульптурными произведениями на военные темы: для Новокузнецка, Октябрьска (Башкирия), Душанбе (Таджикистан), выполнял мемориальные памятники крупным военачальникам и деятелям культуры, погребённым на Ново-Девичьем кладбище. Стал лучшим скульптором Москвы 60-70-х годов. Всего он создал 240 скульптурных работ. В музее ВМЗ есть три бюста работы Б.В. Едунова: полководца Г.К. Жукова, писателя Ф. Чуева, поэта В. Васильева.
   25 октября исполняется 90 лет со дня его рождения. Талант и среда, воспитавшие его – выксунские, он сын Выксы и сын советского времени – героического и драматического одновременно. Нам надо и дальше заботиться о расширении фондов музея по наследию скульптора Бориса Едунова и всячески пропагандировать его творчество.