«Наблюдая за своими сверстниками, я пришёл к выводу, что проблема в том, что я – не такой, как все, я левша. Стал разбираться. Читал специальные книги, даже проводил исследования. Сделал вывод, что левша – это не патология, не отклонение, а норма, в некоторых случаях – уникальность и талант.
То, что я левша, никак не влияет на мою успеваемость. А проблема – в адаптации левшей в праворуком мире, в отношении к нам окружающих, в том, что быт для нас не приспособлен».
Так написал в 2015/16 учебном году в своей исследовательской работе учащийся 6 класса Мотмосской средней школы.
Казалась бы, что тут такого особенного: левша и левша? Однако, как сказала нам руководитель Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии округа Елена Ледяева, здесь много интересных аспектов, проблем, и есть над чем задуматься и что обсудить. Что мы и делаем сегодня, пригласив для беседы специалистов ТПМПК: логопедов, дефектологов, психологов.
О том, с какими трудностями сталкиваются «неправильные» дети и какие имеют преимущества, рассказывают Елена Ледяева, учитель-логопед детского сада №33; Марина Шибанова, логопед-дефектолог Мотмосской школы; Алевтина Копейкина, учитель-логопед школы №9; Людмила Конюшкова, учитель-логопед детского сада №12; Наталья Лунькова, педагог-психолог детского сада №13; Антонина Фролкина, логопед-дефектолог детского сада №27; Ольга Суманова, педагог-психолог.
Сначала немного истории
– Говорят, есть такой праздник – День левши. Расскажите, пожалуйста, почему такое внимание к ним?
Елена Ледяева:
– В 1976 году в городе Топика в США была образована общественная организация «Международная конфедерация левшей», которая в этом же году выработала поправку в Конституцию США. В первой статье документа говорилось о том, что каждому должна быть гарантирована свобода действия той рукой, которой действовать удобнее, – без вмешательства со стороны родителей, учителей и сверстников, а последняя, 10 статья, гласила: «Отныне 13 августа каждого года будет отмечаться Международный день левши, знаменующий борьбу за свободу и достоинство левшей всего мира».
В 1985 году Министерство здравоохранения СССР, а в 1986 году и Министерство просвещения СССР приняли официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья таких людей. Однако узаконенный праздник так и остался на бумаге, и лишь с 1992 года отмечается ежегодно.
– Какие гипотезы выдвигают относительно происхождения леворукости?
– Есть мнение, что она передаётся по наследству и редко когда в первом поколении, обычно через одно или через два. Из воздуха леворукость не берётся, но не стоит переживать, если в нормальной праворукой семье рождается левша или даже двое левшей. Надо расценивать это как счастье, что ваш ребёнок особенный, хотя он и требует больше вашего внимания и понимания. Воспитание левши – это большая ответственность и труд.
Учитель-логопед Елена Ледяева проводит индивидуальное занятие по речевому развитию
Тайна сия покрыта мраком
– Откуда и с чего вдруг у человека появляется леворукость?
Антонина Фролкина:
– Прежде всего, леворукость – это не просто владение левой рукой, а отражение определённой межполушарной ассиметрии: отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Существует несколько типов леворукости: у одних детей центр речи находится в левом полушарии, у других – в правом. И есть дети, у которых центры речи расположены в обоих полушариях.
– В чём причины?
– Это может быть наследственность и так называемый родовой стресс. Причины происхождения леворукости и особенно межполушарной ассиметрии будут проявляться в высших психических функциях и, соответственно, влиять на развитие ребёнка, его поведение и адаптацию к внешней среде, окружающему миру.
Логопед-дефектолог Антонина Фролкина организует сюрпризный момент
Переучивать нельзя. Оставить как есть
Наталья Лунькова:
– Леворукость проявляется уже с года-полутора, когда ребёнок активно осваивает мир предметов, совершает манипуляции с игрушками, карандашами, мелками. Уже тогда можно определить, левша он или правша.
Если он берёт предметы преимущественно левой рукой, то для родителей это должно быть сигналом, что он левша.
Конечно, это можно исправить. Например, используя следующий метод: стараться давать ребёнку предметы в правую руку каждый раз, когда он тянется за ними левой. Лучше развивать обе руки, чтобы в будущем ребёнок был не только стабильным эмоционально, но и развитым творчески.
Существует мнение, что детей-левшей переучивать опасно. Да, но это касается детей более старшего возраста.
В 5-7 лет для ребёнка это уже будет большим стрессом. К этому возрасту у него уже выработалась привычка, он настроен на определённый образ действий и не задумывается при движении. А если его ещё и заставляют, причём родители усиленно обращают на это внимание (иногда, может быть, даже ругают), то это формирует у ребёнка массу комплексов. «Я не такой, как все, со мной что-то не так», – думает он. Возникает неуверенность в себе, появляется низкая самооценка. Самый оптимальный возраст для переучивания – год-полтора.
Дошколятам интересно работать с педагогом-психологом Натальей Луньковой
Творческие и талантливые
Ольга Суманова:
– Левши – очень творческие дети. Им легко даются гуманитарные науки, изобразительное искусство, музыка. В школе им больше будут нравиться такие предметы, как пение, ИЗО, технология, специализированные предметы, например риторика, ритмика. В общем, всё, что связано с самовыражением. Но они часто нестабильны эмоционально, и в этом основная проблема.
У нас левое полушарие отвечает за логику, формирование языка и логического мышления. Правое – за образное мышление, эстетическое восприятие мира, чувство музыки, красок, форм – всего, что связано с образами. И в том числе правому полушарию подчинена левая рука. Когда у ребёнка больше развито правое полушарие, то ему удобнее пользоваться левой рукой. А контроль над эмоциями даёт левое полушарие, которое у левшей не так развито. Они хаотичны, у них много импульсивности, присутствует детская непосредственность, вдохновение, порывы. Работая с левшами, пришла к выводу, что необходимо развивать оба полушария.
Педагог-психолог Ольга Суманова занимается со своим подопечным
Алевтина Копейкина:
– Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях. При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.
Ребёнок может иметь в школе немало проблем. Но леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определёнными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребёнка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном возрасте уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьёзные осложнения при овладении определёнными навыками.
Учитель-логопед Алевтина Копейкина имеет большой опыт работы с детьми с проблемами в речевом развитии
Марина Шибанова:
– Специальные занятия нужны для того, чтобы помочь ребёнку-левше адаптироваться в образовательном пространстве, преодолеть возможные сложности. Пять лет назад я занималась с одним левшой. Мы провели большую исследовательскую работу по этой проблеме в Мотмосской средней школе. Учащийся написал работу, представил её на школьной научно-практической конференции, где она заняла первое место, а затем была отмечена на муниципальном уровне. Работа называлась «Трудно ли быть левшой?». Мы выяснили, что переученные левши достигают больших высот в социуме и в материальном плане, и в развитии личности, и в построении взаимоотношений.
Но речь идёт о левшах, переученных в раннем возрасте. Подстраиваться под мир правшей бывает непросто. Исходя из своего опыта работы с левшами, никогда бы не советовала переучивать подростков.
– Я читала, что в Петербурге существует экспериментальная школа для левшей. А в Выксе есть подобные образовательные площадки?
Логопед-дефектолог Марина Шибанова работает с учащимися, используя карточки по развитию речи
Елена Ледяева:
– Специальных образовательных групп, классов для левшей в нашем округе нет. Если с детьми возникают какие-то проблемы, то их, как правило, решают в частном порядке с узкими специалистами: учителями-дефектологами, логопедами, педагогами-психологами, неврологами. Но, по моему опыту, каких-то специальных
запросов со стороны родителей детей-левшей поступает крайне мало. Чаще всего левшество родителями
рассматривается как сопутствующая данность.
Если родители или педагоги обратили внимание на то, что ребёнок левша, только в школе, и у него всё стабильно, нормально, то не стоит заострять на этом внимание. Но если с учёбой из-за этого возникают проблемы, нужно идти к специалисту.
Легко ли им жить среди правшей?
Людмила Конюшкова:
– Жить левшам в «правом» мире совсем непросто, но у них нет другого выхода, кроме как сражаться за равные права своей «неправильной» левой с «правильной» правой!
Левши вынуждены адаптироваться и привыкли к этому. В результате лучше и быстрее, чем правши, могут найти выход из ситуации, приспосабливаются к любым условиям. Им приходится делать это с детства и потому не вызывает особых проблем.
Правда, иногда возникают проблемы, и вполне серьёзные, и тут встаёт выбор – либо делать как все и испытывать неудобства, или же делать как удобнее, но не общепринято и, возможно, опасно.
Знаете, у левши правая рука задействована и разработана гораздо больше, нежели левая у правшей, – это необходимость. Левшам приходится разрабатывать правую руку, даже если их не заставляют, как раньше, писать ею. В нашем мире всё устроено под праворуких. Например, компьютерная мышка, двери, которые открываются совершенно неудобно для левшей, общественный транспорт, штопоры и другие инструменты – можно перечислять бесконечно, но левши даже не обращают на это внимания – они приспособились.
Хотя есть такие инструменты, которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. Например, ножницы – это огромная проблема; далее – консервный нож старого образца, зачастую слесарные инструменты (пилы, ножи, дрели, особенно электрические) и прочее. Самый простой выход – купить специальные товары для левшей, но стоят они на порядок дороже обычных, к тому же у нас, в отличие от развитых стран, их только начинают производить. Возможно, путь решения проблемы доступен самим левшам – создание предприятий для производства специализированных товаров для левшей.
Учитель-логопед Людмила Конюшкова с воспитанницами в процессе творческого решения
Это интересно
Великие полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон... Леворукой была и Жанна д'Арк. Левшами были английская королева Виктория, Адольф Гитлер, Фидель Кастро. Все президенты США последних двух десятилетий XX века – Джордж Буш-старший, Рональд Рейган и Билл Клинтон. Великий художник и изобретатель Леонардо да Винчи писал левой рукой «зеркальным письмом». Переученным левшой был Лев Толстой. Кстати, другой русский писатель, Николай Лесков, автор «Левши», сам был левшой, как и автор «Словаря живого великорусского языка» Владимир Даль. Даже в редакции нашей газеты за 100 лет её существования работало несколько левшей.
Среди учёных левшей не так много, но единицы вполне весомые: физики Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон, физиолог Иван Павлов, теолог и врач Альберт Швейцер. Величайшие музыканты Никколо Паганини, Людвиг ван Бетховен, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Сергей Прокофьев...
Люди из параллельного мира
Физики давно установили, что наша Вселенная асимметрична. В ней всё (от спиралей ДНК и морских раковин до галактик) закручено в одну сторону. Согласно теории Эйнштейна-Картана, это связано со свойствами пространства и времени нашего мира. Даже человеческая мысль, как утверждают современные исследователи, обладает торсионными свойствами (от слова «торсион» – вращение). Но, по словам тех же физиков, существует и «зеркальная» (относительно нас) Вселенная, закрученная в другую сторону. Этот «параллельный мир», где время течёт по-иному, может иногда соприкасаться с нашим. Влияние этого «зазеркалья» и определяет появление леворуких людей, способных к ясновидению. Торсионное поле их мыслей способно проникать в будущее благодаря другому вектору вращения.
Проверьте себя
Ведущую руку мы определяем такими действиями:
Задание №1
Возьмите предмет. Какой рукой берёте, та и доминирующая.
Задание №2
Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой большой палец сверху – правый или левый. Сверху находится палец ведущей руки.
Задание №3
Скрестите руки на груди. Какая рука оказалась сверху, та и доминирует.
Задание №4
Немного поаплодируйте. Сверху, соответственно, окажется ведущая рука.
Сегодня мы рассказали о тех, кто умеет всё делать левой рукой. Среди них есть выдающиеся учёные, художники, изобретатели. Есть и особое значение в том, что у них даже появился свой праздник! Мы поздравляем всех левшей с их Международным днём и от души желаем всегда оставаться уникальными и невероятно интересными личностями. Пусть любое дело будет вам под силу, пусть «одной левой» удаётся справляться со всем! Всегда оставайтесь только самими собой.
Подготовила Елена Липатова. Фото из архивов героев статьи