Лирическая исповедь Владимира Белова

visibility
Именно так можно назвать удивительный вечер в библиотеке «Отчий край» в один из воскресных дней февраля.

Физик и лирик, поэт и музыкант, сочинитель и исполнитель… Каждый, кто следит за творчеством этого интеллигента с душой романтика, знает о его талантах. И поэтому каждая встреча с ним становится праздником души. 

Все мы помним, как на уроках литературы в школе изучали произведения классиков, как мучились в поисках особенных черт характеров лирических героев… И вот хозяин вечера стал таким героем. 

Владимир Белов рассказал о себе, что вызывает трепет в его душе, о чём думает, глядя в окно, над кем и чем иронизирует, как воспринимает жизнь вокруг себя, из-за чего печалится и почему ему бывает порой одиноко среди людей. 

На земле полно людей. 

Но редко встретишь человечность… 

В то, что он влюблён в зиму, мы поверили с первых строк стихотворения, которым он открыл своё выступление. И даже раньше – его название «Когда зимний вечер…» подсказало сезонное предпочтение Владимира Белова:

Сугробы – сонные сомы, 

Холмы вдали – горбы верблюжьи. 

И вьются белые дымы 

Из труб печных полуокружьем.

Из-под карнизного венца 

Порхнули птицы, снег сбивая,

И всю рябину у крыльца 

Стряхнула дружно эта стая. 

Смешались гроздья со снежком,

Вокруг ковёр следов пичужьих, 

А я смотрю, как за окном

Скользит луна с горбов верблюжьих...

Картинка словно создана художником – прорисованы детали, расставлены акценты, атмосфера лёгкости утра и радостная птичья суета.

Отдавая должное затянувшейся осени, поэт деликатно укоряет циклоны и тёплый Гольфстрим, которые нарушили декабрьский пейзаж бесснежьем, и потому –

Как на графическом этюде

Печален улиц силуэт, 

Скользят по ним, как тени, люди

Сквозь ядовито-ртутный свет.

И шум машин в тумане вязнет, 

На каланче часы стоят. 

О, Боже правый, дай нам праздник:

Пошли на землю снегопад!

В чём состоит исповедальность лирики Белова? В том, что его душа полна любви и благодарности миру. В том, что среди массы зрителей он будто лично разговаривает с тобой. Так рождаются строчки-признания:

Есть какой-то покой в ожидании снега

И какой-то покой в ожиданьи зимы, 

И какой-то восторг от летящего снега.

Или вот – «увидеть…как спускается с небес в размеренном круженье белый снег». И немного с горечью  – о птице, уронившей перо, и желании поднять его и написать стихи любимой, как это делал великий Пушкин.

Признания поэта в любви столь же искренни, как и тихи: 

И писал на доске я законы Максвелла,

А хотелось писать

Для тебя мне стихи! 

А затем прорывается: 

Ничего от тебя не надо,

Окажи мне одну лишь милость, 

Ты побудь хоть минутку рядом, 

Чтоб потом целый год мне снилась.

Нередки и такие моменты, когда 

Невыносимо оставаться 

В стенах, молчащих столько лет. 

Иду по городу шататься, 

Встречать бессмысленный рассвет.

Тогда поэта встречают городские привидения, и он читает им стихи, но, увы, они умеют только слушать и не могут говорить. Но что делать? 

Душа давно бы улетела, 

Но держит свет в твоём окне.

Разве это не любовь? И внутренний голос подтверждает: «А любовь – если она была, до последних дней будет сниться. А если не была, до последней минуты ты будешь лелеять надежды, что её встретишь!»

Наш лирический герой словно ведёт перекличку с Сергеем Есениным: 

Вот лист кленовый на окне 

Морозцем утренним закручен. 

В туманной скрылся пелене 

Холодный блеск речных излучин.

И снег, и ветер – всё потом 

Придёт с тоской необъяснимой. 

Здесь яблок запах. 

Старый дом. 

И голос женщины любимой. 

Или вот эти строки:

Жёлтые листья

Кленовые эти

Взял для тебя я

У зябкого дня.

Пусть твою жизнь

Моя нежность осветит,

Есть ещё в сердце 

Она у меня!

Поэт признался и в том, что два тезиса: французского поэта-романтика XIX века Альфреда де Мюссе и советского физика-теоретика Льва Ландау – стали для него путеводными: «Фраза должна быть короче мысли, заложенной в ней»; «Не говори длинно, жизнь так коротка». И прочёл несколько коротких стихов. 

Среди миров одной звезды

Я повторяю имя.

Не потому, что я люблю… 

А потому, что мне темно с другими, 

А потому, что с ней не надо света.

***

Лучики морщинок у любимых глаз.

Сок от мандаринок на губах у нас…

Ты щекой прижалась к дремлющей сосне…

Всё тогда звучало музыкой во мне.

Но и это ещё не всё о герое. Он ироничен, философичен, наделён остроумием. Кроме стихов пишет и мини-рассказы. Из разговоров со своим внутренним голосом или из случая в электричке Белов блестяще способен сделать юмореску или мини-спектакль. Что у нас в итоге? Владимир Александрович обладает и ещё одним даром: вовлекать слушателей в процесс своего творчества, тем самым превращая их в соучастников. А физик и лирик добавляет к своей исповеди: «Что-то мы не досказали, не хватило нужных слов»… 

Кстати

Друзья-стихотворцы представили экспромт в стиле маленькой пьесы, в которой  связывают катаклизмы погоды с Беловым и его творчеством. И, по их шутливому мнению, действительно в том «виноват» автор!

Поэт о поэте

С момента моей первой встречи с Владимиром Беловым прошло более 10 лет Но эту встречу я помню очень отчётливо. Маленькая комната, человек с гитарой читал стихи. 

Поразило, как кратко, точно и мягко автор выражает целую гамму чувств. Это ли не талант?

В дальнейшем при знакомстве с его новыми песнями и стихами всё больше уверялась, что Владимир Белов, несомненно, очень тонкий лирик. Хотя и есть утверждение, что физики и лирики – характеры несовместимые, но к нему это не относится. Отдавая себя на работе поприщу точных наук, он остаётся верен и поэзии.

Наталья Сынкова, член Союза писателей России

Елена Липатова. Фото из архива библиотеки «Отчий край»