
Физик и лирик, поэт и музыкант, сочинитель и исполнитель… Каждый, кто следит за творчеством этого интеллигента с душой романтика, знает о его талантах. И поэтому каждая встреча с ним становится праздником души.
Все мы помним, как на уроках литературы в школе изучали произведения классиков, как мучились в поисках особенных черт характеров лирических героев… И вот хозяин вечера стал таким героем.
Владимир Белов рассказал о себе, что вызывает трепет в его душе, о чём думает, глядя в окно, над кем и чем иронизирует, как воспринимает жизнь вокруг себя, из-за чего печалится и почему ему бывает порой одиноко среди людей.
На земле полно людей.
Но редко встретишь человечность…
В то, что он влюблён в зиму, мы поверили с первых строк стихотворения, которым он открыл своё выступление. И даже раньше – его название «Когда зимний вечер…» подсказало сезонное предпочтение Владимира Белова:
Сугробы – сонные сомы,
Холмы вдали – горбы верблюжьи.
И вьются белые дымы
Из труб печных полуокружьем.
Из-под карнизного венца
Порхнули птицы, снег сбивая,
И всю рябину у крыльца
Стряхнула дружно эта стая.
Смешались гроздья со снежком,
Вокруг ковёр следов пичужьих,
А я смотрю, как за окном
Скользит луна с горбов верблюжьих...
Картинка словно создана художником – прорисованы детали, расставлены акценты, атмосфера лёгкости утра и радостная птичья суета.
Отдавая должное затянувшейся осени, поэт деликатно укоряет циклоны и тёплый Гольфстрим, которые нарушили декабрьский пейзаж бесснежьем, и потому –
Как на графическом этюде
Печален улиц силуэт,
Скользят по ним, как тени, люди
Сквозь ядовито-ртутный свет.
И шум машин в тумане вязнет,
На каланче часы стоят.
О, Боже правый, дай нам праздник:
Пошли на землю снегопад!
В чём состоит исповедальность лирики Белова? В том, что его душа полна любви и благодарности миру. В том, что среди массы зрителей он будто лично разговаривает с тобой. Так рождаются строчки-признания:
Есть какой-то покой в ожидании снега
И какой-то покой в ожиданьи зимы,
И какой-то восторг от летящего снега.
Или вот – «увидеть…как спускается с небес в размеренном круженье белый снег». И немного с горечью – о птице, уронившей перо, и желании поднять его и написать стихи любимой, как это делал великий Пушкин.
Признания поэта в любви столь же искренни, как и тихи:
И писал на доске я законы Максвелла,
А хотелось писать
Для тебя мне стихи!
А затем прорывается:
Ничего от тебя не надо,
Окажи мне одну лишь милость,
Ты побудь хоть минутку рядом,
Чтоб потом целый год мне снилась.
Нередки и такие моменты, когда
Невыносимо оставаться
В стенах, молчащих столько лет.
Иду по городу шататься,
Встречать бессмысленный рассвет.
Тогда поэта встречают городские привидения, и он читает им стихи, но, увы, они умеют только слушать и не могут говорить. Но что делать?
Душа давно бы улетела,
Но держит свет в твоём окне.
Разве это не любовь? И внутренний голос подтверждает: «А любовь – если она была, до последних дней будет сниться. А если не была, до последней минуты ты будешь лелеять надежды, что её встретишь!»
Наш лирический герой словно ведёт перекличку с Сергеем Есениным:
Вот лист кленовый на окне
Морозцем утренним закручен.
В туманной скрылся пелене
Холодный блеск речных излучин.
И снег, и ветер – всё потом
Придёт с тоской необъяснимой.
Здесь яблок запах.
Старый дом.
И голос женщины любимой.
Или вот эти строки:
Жёлтые листья
Кленовые эти
Взял для тебя я
У зябкого дня.
Пусть твою жизнь
Моя нежность осветит,
Есть ещё в сердце
Она у меня!
Поэт признался и в том, что два тезиса: французского поэта-романтика XIX века Альфреда де Мюссе и советского физика-теоретика Льва Ландау – стали для него путеводными: «Фраза должна быть короче мысли, заложенной в ней»; «Не говори длинно, жизнь так коротка». И прочёл несколько коротких стихов.
Среди миров одной звезды
Я повторяю имя.
Не потому, что я люблю…
А потому, что мне темно с другими,
А потому, что с ней не надо света.
***
Лучики морщинок у любимых глаз.
Сок от мандаринок на губах у нас…
Ты щекой прижалась к дремлющей сосне…
Всё тогда звучало музыкой во мне.
Но и это ещё не всё о герое. Он ироничен, философичен, наделён остроумием. Кроме стихов пишет и мини-рассказы. Из разговоров со своим внутренним голосом или из случая в электричке Белов блестяще способен сделать юмореску или мини-спектакль. Что у нас в итоге? Владимир Александрович обладает и ещё одним даром: вовлекать слушателей в процесс своего творчества, тем самым превращая их в соучастников. А физик и лирик добавляет к своей исповеди: «Что-то мы не досказали, не хватило нужных слов»…
Кстати
Друзья-стихотворцы представили экспромт в стиле маленькой пьесы, в которой связывают катаклизмы погоды с Беловым и его творчеством. И, по их шутливому мнению, действительно в том «виноват» автор!
Поэт о поэте
С момента моей первой встречи с Владимиром Беловым прошло более 10 лет Но эту встречу я помню очень отчётливо. Маленькая комната, человек с гитарой читал стихи.
Поразило, как кратко, точно и мягко автор выражает целую гамму чувств. Это ли не талант?
В дальнейшем при знакомстве с его новыми песнями и стихами всё больше уверялась, что Владимир Белов, несомненно, очень тонкий лирик. Хотя и есть утверждение, что физики и лирики – характеры несовместимые, но к нему это не относится. Отдавая себя на работе поприщу точных наук, он остаётся верен и поэзии.
Наталья Сынкова, член Союза писателей России
Елена Липатова. Фото из архива библиотеки «Отчий край»