Так мог писать только тот, кто родился и вырос в таком заповедном месте, как посёлок Озёрный. И дом родительский стоит на берегу озера Свято, и леса, его окружающие, полны загадок и тайн. Видно, на роду ему было написано стать писателем. И он им стал.
Его путь в журналистику начался со статей в городской газете «Выксунский рабочий». Уже по первым заметкам стало ясно, что он владеет языком, начитан, бережно относится к слову. Умудрялся простую информацию подать как маленькую зарисовку. Работа корреспондента требует от автора умения так представить и героя, и ситуацию, и событие, чтобы читатели поверили ему. Фальши не должно быть. Анатолий быстро усвоил это правило. Ему удавались статьи о людях. В них он проявил себя очеркистом.
Однажды спросила, откуда он берёт сюжеты. и получила неожиданный ответ, что они роятся в его голове, лишая сна. Анатолий Сергеевич обладал редким качеством слушать собеседника, стараясь понять его. Это качество помогало ему в работе заведующего отделом писем редакции газеты «Выксунский рабочий», а впоследствии и в его редакторстве первой в городе независимой газеты «Провинциальная хроника».
…Анатолий Сергеевич всегда вёл замкнутую жизнь. На всё лето уезжал в посёлок Озёрный, на родину, где ему легко дышалось и писалось. В городе появлялся редко. И вдруг в середине лета встретила его в магазине. И после обычного приветствия он сказал, что начал писать стихи. Я удивилась, возразив, что стихи, мол, ты писал всегда. Решили, что он передаст мне некоторые из них, и мы напечатаем их в «Выксунском рабочем» в поэтическом развороте.
Стихи получила, прочитала. В них была затаённая грусть, смешанная с сожалением о чём-то. Стихи напечатали, договорились о том, что будем периодически знакомить читателей с его поэтическим творчеством. Жаль, что не сложилось. Но остались его книги, его стихи, его творчество.
Елена Липатова
Анатолий Пантелеев
Жизнь, вопросами мелькай,
Время – мчащиеся кони.
А меня ждёт гончий Кай,
Молчаливый и спокойный.
Он меня уводит в лес,
За спиной – что суетливо,
Там остался мелкий бес
И что просто несчастливо.
Здесь же с нами муравьи,
Ёж да дивная поляна,
А в болоте чудо – выпь,
Странна, даже иностранна.
И не надо мельтешить,
Разрывать себя на части
В бездне сказочной тиши,
В этой позабытой чаще.
Кай положит лапы мне
На расслабленные плечи,
Мне забыться станет легче
На забытом лешим пне.
Ты не знаешь
Были и мосты, и реки,
Те, куда я не приду.
Не забудется навеки
Скромный мостик на пруду.
Не визжат виражно шины,
Не увидишь нечто ню.
Ночью арий петушиных
Соловьи не перебьют.
Небо – золото по сини.
Как твою звезду найти?
Только месяц, выгнув спину,
Шепчет верные пути.
А звезда чиста, открыта,
Понимаю, глядя в даль.
Ты со мной – зарёй умыта,
И опять не скажешь «да».
На заре и я умоюсь,
Здесь, у мостика, в пруду.
И ты здесь ещё, со мною,
Ты не знаешь: я уйду.
Любил дарить свои книги
Это действительно было так. Анатолию Сергеевичу важно было то, как воспринимают его творчество коллеги, друзья, простые читатели. И он всегда искренне радовался, когда его творчество находило горячий отклик.
Анатолий Сергеевич был в моей журналистской судьбе четвёртым редактором. Запомнился тем, что отлично владел словом. У него природное чувство языка. Именно поэтому правку в авторские материалы всегда вносил, советуясь с нами. Работалось с ним легко. Никогда не повышал голоса. Я любила слушать его рассказы об Озёрном. В них ощущалась его сыновья любовь к отчему краю. Человек он был внимательный, тактичный и уравновешенный.
Татьяна Макракова
Досье «ВР»
- Анатолий Сергеевич Пантелеев родился 25 августа 1949 года в п. Озёрный.
- Окончил филологическое отделение Арзамасского государственного педагогического института.
- Работал в газете «Выксунский рабочий». Первая публикация вышла в 1966 году.
- Основатель, редактор и издатель газеты «Провинциальная хроника». Прозаик. Член Союза писателей России с 2007 года.
- Анатолия Сергеевича не стало 19 ноября 2021 года.
Толины университеты
Толя Пантелеев всегда оставался для меня старшим товарищем.
Первый раз я его увидел ещё школьником. Двое папиных коллег по работе неожиданно возникли во дворе нашей старенькой двухэтажки, чтобы помочь с переездом. Толя был весь в джинсе́ (редкость по тем временам), с горящим глазом, брутальной щетиной, золотой фиксой и чёрными патлами до плеч. Сейчас мне даже кажется, что у него повсюду висели ещё и цепи. Но это я, наверное, придумываю. Страху своим разбойничьим видом он тогда нагнал на меня изрядно.
Толя был могуч. Но сила в нём была не показная – нутряная. И он ею никогда не бахвалился, как всякий по-настоящему сильный человек.
Ловко управившись с мебелями, он защёлкнул борт грузовика, отряхнул ладони, подмигнул мне заговорщицки и так же внезапно исчез со своими компаньонами, как и появился. Когда я узнал, что до прихода в газету Толя работал фельдшером в медвытрезвителе, то не удивился. Он мог быть флибустьером, проводником в тайге, боксёром WBA – ему бы подошло и то, и другое, и третье. Но он стал журналистом.
Я, кстати, выбрал то же ремесло, возможно, не без подспудного влияния его харизмы. Во всяком случае, отец, тоже газетчик, был категорически против моего решения двинуть на журфак. Но я двинул. В августе, после экзаменов, пришёл в редакцию. Была отпускная пора, в отделе партийной жизни (заповедные времена) гнал строку Толя, меня определили к нему в подмастерья. Так, собственно, и подружились.
Темы брали самые разнообразные – от ударного труда металлургов до строительства песочницы в микрорайоне Юбилейном. Когда я написал первую заметку про комсомольско-молодёжную бригаду, долго мучился с заголовком. Толя подошёл, похлопал по плечу: «Чего страдаешь? Пиши: "В авангарде – молодые!"». Я подумал: гениально!
Вскоре я покинул родные пенаты. Спустя время мне позвонил Толя. И мы придумали «Провинциальную хронику». Но это уже сюжет для отдельной повести. Может быть, когда-нибудь я её напишу.
А пока хочу сказать тебе, друг мой, Анатолий Сергеич: спасибо, что был в моей жизни. Это было отличное приключение.
Александр Кулыгин
Слово о поэте и прозаике
С Анатолием Пантелеевым я познакомилась в 2015 году. В то время он был главным редактором газеты «Провинциальная хроника».
В Совете ветеранов городского округа мы готовили к изданию книгу воспоминаний фронтовиков «Победители». Вместе с Анатолием Сергеевичем проделали большую работу по её подготовке. И до сих пор благодарны ему за его труд.
Следующая наша совместная работа запомнилась по книге поэтов-ветеранов «Память», дилогии в стихах, посвящённой 75-летию Победы.
В 2020 году Анатолий Сергеевич передал мне свою рукопись в стихах для будущей книги.
Горечь невосполнимой утраты утешает лишь мысль, что успела при жизни включить его произведения в изданный сборник.
Татьяна Чередниченко
Говорил мало и тихо
Поздним вечером 19 ноября телефон пиликнул знакомым звуком, означающим, что пришло сообщение в соцсети. Открываю. «Выксунский рабочий» пишет: «Ушёл из жизни Анатолий Пантелеев».
«Это какая-то ошибка!» – успокаивала я себя, набирая номер Елены Липатовой. Елена Ивановна подтвердила грустную весть:
– Нет, Лилечка, не ошибка… Сегодня действительно Толи не стало.
Мне посчастливилось почти десять лет поработать в «Провинциальной хронике», которой руководил Анатолий Сергеевич. Какое это было время! Мы все были молоды, смелы, с огнём в глазах, энтузиазмом через край. Почему-то сейчас ярче всего вспоминается август 1999-го. Озёрки, его пятидесятилетие. Мы успели и по лесу погулять, и грибы пособирать, и в озере искупаться, и в баньке напариться, и песен за столом напеться. Пожалуй, на моей памяти это самый светлый и душевный юбилей.
Сдавать материал Анатолию Сергеевичу было волнительно. А вдруг «чёрные» победят?! Он всегда вносил правки чёрной пастой, красивым, размашистым почерком. Но даже в тех случаях, когда правок было много, он никогда не шумел и не ругался. Садились и спокойно разбирали, что и почему.
Он вообще говорил мало и тихо. Приходилось прислушиваться, чтобы понять. Он был хорошим психологом и не раз помогал мне разбираться в моих личных сложных жизненных ситуациях. А если он приносил мне статью после вычитки и говорил: «Прочёл на одном дыхании», это было высшей похвалой, и я летала от счастья.
Анатолий Сергеевич научил меня двум очень важным вещам:
- пиши легко, на понятном для читателя языке, не заумничай, не пользуйся без надобности терминами, а если уж используешь их, то обязательно расшифровывай;
- общайся с людьми бережно, помни, что любое слово, интонация, поза – всё это имеет колоссальное значение.
Когда я уже сама стала редактором «Выксунского рабочего», очень часто равнялась на него. Я прекрасно осознаю его ценность и значимость в моей жизни. Анатолий Сергеевич навсегда останется в моей памяти харизматичным мужчиной, талантливым литератором, вдумчивым редактором и настоящим Человеком!
Лиля Фролова
Фото из архива «ВР»