Место под солнцем или выше пандуса не прыгнешь?

visibility
Кто может гарантировать,что мы, наши дети, близкие застрахованы от проблем со здоровьем, инвалидности, наконец? У каждого здравомыслящего человека язык не повернётся ответить утвердительно. Случается всякое. Почему же в обществе существует...

Кто может гарантировать,что мы, наши дети, близкие застрахованы от проблем со здоровьем, инвалидности, наконец? У каждого здравомыслящего человека язык не повернётся ответить утвердительно. Случается всякое. Почему же в обществе существует противоречие между правом и желанием инвалидов быть полноправными членами социума и неготовностью общества принять их в этой роли? Проблема действительно назрела. Коснёмся лишь нескольких сторон жизни человека с ограниченными возможностями.

Школьные годы чудесные
Маленькие инвалиды первые годы жизни практически постоянно находятся дома. Ослеплённые горем родители (в первую очередь матери) стараются оградить дитя от любопытных (или косых) взглядов. Но к семи годам возникает вопрос: а как же учёба? Что делать? Родители начинают искать выход. С кем-то из ребятишек учителя занимаются на дому, кого-то определяют в коррекционные школы, некоторые дети не получают даже начального образования – всё зависит от множества причин. Но если даже родители приложат героические усилия к получению их ребёнком школьного образования, будет ли оно достойным? Поможет ли в дальнейшем приобрести уже профессиональное, чтобы самостоятельно зарабатывать на кусок хлеба?
   Сергею Ходжиогло, члену Выксунского отделения общества инвалидов, удалось закончить лишь начальную школу, он освоил компьютер. Этот добрый, обаятельный, одарённый молодой человек хотел бы дальше учиться, да вот беда: аттестата об образовании у него нет – так получилось.
   Есть ли выход в подобных ситуациях? Имеют ли право инвалиды на получение образования в обычных школах? Да, имеют. В конце сентября 2008 г. в штаб-квартире ООН министром иностранных дел РФ подписана Конвенция о правах инвалидов. Этим Россия взяла на себя обязательство по выполнению 24-ой статьи Конвенции «Образование». В ней говорится о том, что «государства-участники обеспечивают инклюзивное (включающее) образование на всех уровнях». Это означает, что дети-инвалиды могут обучаться в обычной школе, где обеспечивается доступ к учёбе для ребят с особыми потребностями.
   В чём проявляется доступность? В техническом оснащении школ (т.е. её безбарьерной среде для инвалидов), особых методиках обучения для них, участии во всех мероприятиях учебного заведения наравне с другими детьми.

Инклюзивное образование: реальность или фантастика?
Место под солнцем или выше пандуса не прыгнешь?  О реализации подобного способа обучения, честно говоря, думается как о чём-то очень нереальном. В первую очередь, по следующим причинам: начиная от привычки строителей делать выключатели на уровне двух метров от пола и заканчивая равнодушным отношением большинства людей к инвалидам, мол, это не мои проблемы, меня это не касается. Для изменения менталитета нужны активные действия со стороны гражданского общества как на уровне всей страны, так и в конкретном городе (Выксе, например), на конкретной улице, в конкретной школе.
   Далее, надо понимать, что инклюзив – это вопрос, требующий серьёзных организационных усилий и финансовых вливаний со стороны государства. Что-нибудь сейчас делается в стране по данному направлению?
   По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, основные положения конвенции «Образование инвалидов» уже нашли отражение в законодательстве. Что именно?
1) Сегодня не существует никаких ограничений прав обучения инвалидов в любом образовательном учреждении. Более того, приоритетом текущего дня является организация инклюзивного обучения, т.е. совместно с другими ребятами.
2) В конце прошлого года утверждена новая редакция Типового положения о детских садах. В нём зафиксирована организация совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих нарушений развития.
3) Кроме того, Министерство образования и науки России ввело методику нормативного подушевого финансирования прав граждан на получение бесплатного образования. То есть, при обучении ребёнка-инвалида в обычной школе на него должно выделяться не меньше средств, чем в специальной, а наоборот, гораздо больше по сравнению с другими ребятами. Таким образом, школы стимулируются для создания необходимых условий обучения инвалидов, привлечения их к себе. А родителям даётся возможность выбирать наиболее подходящую форму обучения.
4) Учтена специфика подготовки педагогов для работы с обучающимися инвалидами. Ежегодно за счёт средств федерального бюджета повышают квалификацию воспитатели детских садов, учителя, преподаватели техникумов и вузов для работы с данной категорией граждан.
   В апреле 2008 г. министерство образования и науки направило всем губернаторам рекомендации по созданию условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Органы власти осуществляют меры по созданию в обычных учебных заведениях условий для обучения вышеназванных категорий детей. Можно отметить в этом направлении работу Самарской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Москвы.
   По словам министра образования, сейчас проводится анализ ситуации и тех работ, которые требуется выполнить для создания во всех общеобразовательных учреждениях необходимой инфраструктуры.
В Выксе (пока?) нет ни одного учебного заведения с необходимыми условиями обучения детей-инвалидов, а их в нашем районе в возрасте до 18 лет – 245 человек.

Профессиональное образование для инвалидов сегодня
2009 г. возросло число инвалидов, поступающих в вузы и техникумы (в целом по стране), сыграли роль льготы (согласно принятой Конвенции), которые они имеют при поступлении на бюджетные отделения. Из Выксы в этом году несколько инвалидов поступали в вузы. Каких сил стоило это родителям – разговор отдельный. А специальных предложений для обучения молодых людей с ограниченными возможностями в вузах и техникумах (т.е. рассчитанных именно для них) – единицы. Приглашают:
Региональный финансово-экономический институт (Н.Новгород)
   Обучение по ускоренным программам (экстернат), стоимость 16 000 рублей (за год), оплата производится частями – это специальное предложение по антикризисной программе для инвалидов I и II групп.
Московский институт-интернат (МИИ) для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата
  Специальности: издательское дело, лингвистика и межкультурная коммуникация, экономика и социология труда, прикладная математика, юриспруденция. Принимает по 10 человек на каждую специальность.
Государственный специализированный институт искусств (г.Москва)
   Принимаются одарённые молодые люди, имеющие различного рода физические или сенсорные ограничения (по слуху, зрению, опорно-двигательного аппарата). Отделения: музыкальное; изобразительное искусство, дизайн; театральное.
Технологические техникумы (г.Кинешма и г.Новочеркасск)
  Осуществляют профессиональную подготовку детей-инвалидов по специальностям: технология изделий из кожи; программа обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем (предоставляется бесплатное общежитие).
Ивановский радиотехнический техникум-интернат
   Готовит специалистов со средним образованием для работы по обслуживанию, эксплуатации, ремонту радиоэлектронной техники и т.п. на должностях: радиотехника, контролёра, начальника цеха, мастера и других должностей. Принимаются лица только по направлению ВТЭК (в возрасте от 15 лет и старше), годные по состоянию здоровья. Поступившие обеспечиваются бесплатным питанием, общежитием, медикаментами, находятся под наблюдением врача, им выплачивается стипендия, сохраняется пенсия.
Рекшинское профессиональное училище-интернат
   Как учреждение начального профессионального образования, работает по программе комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями (инвалидов 2–3 групп в возрасте от 15 до 30 лет), здесь обучают профессиям портного и садовника. Бесплатные услуги: медицинские, обучение, питание, проживание в общежитии.
   Как видно, предложений не очень много, но выбрать можно. Что затруднительно? По словам председателя Выксунского отделения ВОИ Нины Зайцевой, близкие боятся отпустить инвалида в «дальние края». Кроме того, поступление в вышеназванные отдалённые учебные заведения реально только для определённых категорий инвалидов, но не «колясочников».
   А какой вариант у них? Дистанционное обучение? Да, оно открывает новые возможности для инвалидов в получении образования в любое время, в любом месте, на любом расстоянии от учебного заведения. Но не все вузы предлагают такую форму общения, а самое главное – нужно иметь дома современный компьютер с выходом в Интернет. Нужно и хорошее качество связи, чтобы можно было получать графические, звуковые и даже видеоматериалы.
   Но если, несмотря на трудности, инвалид всё-таки получил образование, что ждёт его сегодня на рынке труда, какова возможность трудоустройства?
   Все работы хороши, выбирай на вкус?
   В Выксунском районе, по данным управления социальной защиты населения, сегодня (на 03.07.2009 г.) 9413 инвалидов. Это около 12% населения района. Примерно половина из них – трудоспособного возраста. Как обстоит дело с устройством на работу? В этом году в центр занятости населения обратились 72 инвалида, нашли работу 40 человек: большая часть – на металлургическом заводе, по 1-2 человека в горвоенкомате, ОАО «Стальконструкция», ВЗЛМК, парке КиО.
Место под солнцем или выше пандуса не прыгнешь?Несколько лет действует областная концепция трудоустройства инвалидов в налоговые органы по заключённому соглашению между Нижегородским обществом ВОИ и областными органами налоговой службы. В Выксунской ФНС №4 программа также реализуется. В налоговой есть пандус, оборудованы рабочие места для людей с ограниченными возможностями. Сейчас здесь трудятся два инвалида, один из них – колясочник.
   В целом, ситуация с рабочими местами для инвалидов очень непростая. Многие из них хотят трудиться, но работа есть только у 10-18 % (по данным Комитета Госдумы по бюджету и налогам). Остальные, среди которых люди трудоспособного возраста составляют примерно 45%, существуют на пенсию. А чтобы как-то свести концы с концами, сдают квартиры или ищут разовую подработку.
   Ещё в 1995 году был принят закон о социальной защите инвалидов. В нём предусматривалось, что местные органы власти могут устанавливать квоту для приёма на работу инвалидов, от 2 до 4% для предприятий, которые имеют в штате более 100 человек. К сожалению, ни один предприниматель сегодня не хочет брать инвалида на работу. Проще взять здорового человека с образованием. За примером далеко ходить не надо.
   Девушка с высшим образованием, член Выксунского отделения ВОИ, устроилась на работу на одно из предприятий города. Трудилась недолго – контракт с ней руководство не продлило. Между тем, в принятой Конвенции содержится порядка 30 статей, направленных на защиту прав инвалидов, ликвидацию дискриминации по отношению к ним, на полноценное участие в жизни общества.
   Сейчас в Госдуме находится более 16 законопроектов, касающихся образования, здравоохранения и жилья для инвалидов. Остаётся надеяться, что законодатели возьмут под контроль и трудоустройство людей с ограниченными возможностями.
   Согласно информации «Российской газеты», есть идея принять за основу опыт Воронежской области, где с 2007 года разработана и действует программа социальной поддержки инвалидов. Суть в том, что власти выплачивают компенсации работодателям, принимающим на работу инвалидов по направлениям ЦЗН сверх установленной квоты. Выплаты проходят, если специально оборудовано рабочее место или оно организовано на дому. В результате такой практики каждый третий инвалид Воронежской области трудоспособного возраста работает.
   Очевидно, что назрела необходимость на практике выстроить цепочку школа-вуз-работодатель, то есть дать возможность ребёнку-инвалиду не просто учиться, а получить образование, которое востребовано обществом, и гарантировать ему трудоустройство.
   О проблемах людей с ограниченными возможностями говорить непросто. Таких проблем у них множество. Сегодня поднят вопрос только о некоторых. Тема будет продолжена. Постараемся рассказывать непосредственно об инвалидах Выксунского района, о том, как у них обстоят дела с учёбой и работой. Словом, ограничены ли права на жизнь у человека с ограниченными возможностями.

Лидия Козоедова