МОЯ МАШИНА - КАК ХОЧУ, ТАК ЕДУ...

account_circle
visibility
Совсем недавно получила водительские права. Счастлива до безумия…Однако не могу не сказать о некоторых наблюдениях, которые натолкнули меня на мысль поднять эту тему в сегодняшней публикации. Итак, моя практика начинающего...

Совсем недавно получила водительские права. Счастлива до безумия…Однако не могу не сказать о некоторых наблюдениях, которые натолкнули меня на мысль поднять эту тему в сегодняшней публикации. Итак, моя практика начинающего водителя показала, что по правилам, похоже, езжу только я и мне подобные (т. е. ученики). За все часы «катания» мне довелось совершить обгон единожды, и то это был трактор. Получается, для остальных скоростные ограничения не писаны, поскольку соблюдать их брались едва ли единицы. Очень важной особенностью является и тот факт, что «водилы», выезжающие с прилегающей (кстати, второстепенной!) территории, видя учебную машину, считают, что их многолетний опыт словно на гребне волны вынесет их из поворота на главную дорогу, не заставив при этом новичка тормозить юзом. А крупногабаритные машины, едущие едва ли не посередине дороги при том, что она и так расчищена всего лишь на 2/3! Приходится прижиматься к обочине и останавливаться, дабы пропустить лихачей. Таких примеров масса. Однако я задалась целью не о них рассказать, а подумать о том, как привить выксунцам культуру вождения. Ведь даже в автошколах инструкторы говорят на занятиях, что за рулём встречной машины может быть настолько нервный и неадекватный водитель, что он сам не знает, какой будет его реакция на возникшую ситуацию. О нетрезвых за рулём вообще отдельный разговор…
   Поразмышлять о нарушителях на дороге и мерах борьбы с ними я пригласила специалистов, психолога, а также обычных людей, согласившихся с моим мнением.

Водить автомобиль легко
Сложно делать это по правилам

Как в России, так и во многих других странах мира в отношении водителей, нарушивших ПДД, предусмотрены в основном четыре вида наказания. Это предупреждение, штраф, лишение права управления транспортным средством и административный арест сроком до 15 суток. Предполагается, что по существу и строгости эти меры приведут к дальнейшему повышению дисциплины и безопасности дорожного движения. Однако… При сформировавшемся у водителей отношении к правилам вождения возникают вопросы: оказывают ли подобные наказания нужный эффект? Или, может быть, необходимо к перечню штрафов добавить какие-либо ещё нововведения? Об этом и многом другом мы беседуем с начальником ОГИБДД ОВД по Выксунскому району подполковником Александром Хибачёвым:
   – Я работаю в ГАИ с 1987 года. С тех пор каждый год веду учёт количества нарушений и ДТП, произошедших на территории города и района. В этой таблице я указываю причины, последствия, число пострадавших, в общем, много различных нюансов, позволяющих анализировать, как меняется ситуация на дорогах со временем. И вот что могу сейчас резюмировать – несмотря на то, что водители стали сегодня заботиться о своей безопасности (ставят хорошую шипованную резину и прочее), количество ДТП в день переходит все мыслимые и немыслимые границы. За одни только сутки их происходит более 15 (из них 5-7 случаев – несоблюдение дистанции и скоростного режима). Не могу пока назвать причин, но водители почему-то стали очень небрежны и невнимательны на дорогах.
   Ещё одним немаловажным, скорее даже тревожным фактором является выезд на полосу встречного движения. Происходит сие потому, что водители либо не справляются с управлением, либо находятся за рулём в нетрезвом виде (будь то алкогольное или наркотическое опьянение). Достаточно привести статистику ДТП за один месяц. Возьмём, к примеру, январь. В этом году произошло почти 200 дорожно-транспортных происшествий, за аналогичный период 2010-го – всего 45. Это ведь в четыре с лишним раза больше! Здесь и опрокидывания, и столкновения, и наезд на пешеходов… Грешить на качество обучения водителей нет повода, поскольку проверяя автошколы на посещаемость, мы не выявили никаких нарушений – кандидаты в водители ходят на занятия исправно. Стало быть, причина кроется в чём-то другом. В чём – несложно догадаться. В отношениях на дороге и манере движения. Молодёжь пошла сегодня крутая и дерзкая. Разговаривать с такими и призывать к соблюдению тех же правил очень тяжело. Отсюда и конфликты. Кстати, буквально на днях задержали водителя, который «посадил» на капот переходящего дорогу пешехода и провёз его в таком положении несколько десятков метров. Спрашиваю его «Зачем? Для чего?». Молчит. И ведь трезвый, с многолетним стажем… Вот как раз из-за такого лихачества и происходят ДТП. Не захотел пропустить, решил обогнать, может, наказать где-то.
   А сколько случаев, когда водители, совершившие ДТП, скрываются с места происшествия? А сбитые пешеходы, готовые забыть об аварии за приличную сумму денег? Ведь здоровье продают! Нет, каждый ищет свою выгоду в ситуации. А потом начинаются «качели»: деньги обещали, а отдавать и не собирались. Вот если бы приняли закон, который можно было бы применить к пешеходу за то, что он покинул место происшествия… Сделать бы для таких административное наказание в виде штрафа размером, скажем, тысяч в пять, и уже третий наказанный вряд ли захотел бы «навариться» на случившемся.
  
– Любопытно, сколько же всего совершается нарушений за год?
– В прошлом году нами пресечено почти 18 тысяч, в том числе 263 – за управление в нетрезвом виде. Кстати, что характерно, пить и одновременно рулить стали и женщины. И ведь стаж вождения у многихне более двух лет, а уже ничего не боятся.
   Причём цифра «263» – это только официально зарегистрированных, а сколько таких, которые отказались от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения! Да, сейчас такая возможность есть, и все, кто о ней знают, пользуются. А что? Грозит это всего лишь лишением прав сроком на 1,5 года без каких-либо последствий. Водителям в наркотическом опьянении ещё проще – на учёт их не поставят, а то, что лишили – это по сравнению с профилактическим учётом в наркодиспансере не такая уж большая потеря.
  
– Думаю, вопрос напрашивается сам собой: почему таких нерадивых водителей не заставить сдавать и теоретический, и практический экзамены, допускающие к вождению, заново?

– Я с вами согласен. Это и в самом деле очень действенный способ. Кстати, раньше такое практиковалось. Потом эту меру было решено отменить и ограничиться 1,5-3 годами лишения управления транспортным средством (на 3 года за повторное нарушение) и всё. Да, если уж вспоминать прежние времена, то нелишне будет напомнить, что за нарушение скоростного режима делались просечки на техталоне. Определённое их количество так же сулило такую действенную меру, как лишение прав и пересдача. Но сейчас об этом забыли. Водители могут нарушать без ограничений. А между тем, долги по штрафам приходится собирать, буквально обходя дома. Список штрафников очень длинный – в нём почти тысяча человек.

– Водители сетуют, что причина многих нарушений – узкие дороги, а стало быть, их плохая пропускная способность. Поэтому им приходится пренебрегать и скоростным режимом, и сплошной линией разметки, и знаками приоритета… Что Вы можете сказать по данному поводу?
– Да, расширение дорог действительно необходимо. Тогда можно было бы выставить знаки «Движение по полосам». А ещё мы ждём не дождёмся объездных дорог, которые направили бы большую часть транспорта в объезд города и центрального перекрёстка, что на улице Красные зори.

«Сухой» закон есть,
а соблюдения его нет

В августе прошлого года вступил в силу запрет на употребление алкоголя за рулём, получивший название «сухого закона». Прежние нормы допускали небольшое количество алкоголя в крови, но российские водители оказались не готовы к столь либеральным нормам и употребляли гораздо больше, нежели было допустимо. Отсюда и результат – ни капли спиртного, а иначе… Иначе что?! Лишат водительских прав? На полтора года можно смириться с тем, что ты пешеход. Ну и? Отсрочка прямо какая-то. Другое дело, если бы этим же нерадивым водителям пришлось проходить своеобразное тестирование, прежде чем вновь получить возможность выезжать на дороги. Вот тут бы они призадумались – так ли необходимо совмещать несовместимое, а именно алкоголь и управление авто. Вот что на сей счёт думает заведующий наркологическим отделением ЦРБ Борис Рогожин:
   – Давайте представим, что подобное тестирование одобрили и разрешили к применению. Тогда людей, проходящих медосмотр (будь то на допуск к вождению, или на ношение оружия – не важно) мы будем не только проверять, «стоит он на учёте или нет», но и досконально обследовать, как было предложено вами. И что выйдет в результате? Очень многих я обязан буду поставить на учёт, согласно показаниям проведённой диагностики. Однако этого я сделать не смогу ввиду того, что это противоречит 704 приказу, в котором говорится, что постановка на учёт производится лишь при добровольном обращении гражданина в наше учреждение.
   Посмотрим на ваше предложение с другой стороны. Диагностику подобного рода проводить можно было бы, однако… Процедура эта дорогостоящая, около пяти тысяч за одно тестирование. Ни один не будет платить такие средства только для того, чтобы ему сказали: «Да, теперь вы наш пациент…» или «Поздравляем, мы ставим вас на учёт…». Государство такие расходы на себя тоже не возьмёт. Вот и получается, что приходится довольствоваться тем уровнем отбора, что стоит сегодня 170 рублей и заключается лишь в том, чтобы проверить, состоит обратившийся на учёте, или нет.

О культуре и дисциплине водителя
расскажет движение его машины

В условиях интенсивной автомобилизации, ежегодного увеличения количества транспорта, в том числе и иномарок, всё более обостряется проблема конкурирующего поведения водителей, конфликтов между участниками дорожного движения, неверного толкования намерений и поведения водителей и пешеходов, искажённого восприятия конкретных дорожных ситуаций. А ведь в системе безопасности дорожного движения, как и в любом большом деле, действует совокупность психологических факторов. Водитель на дороге проявляет себя не просто как техник, умеющий нажимать на педали и крутить рулём, но как личность. По движению машины безошибочно можно сказать о складе ума сидящего за рулём, его отношении к другим, ответственности, дисциплинированности, воспитанности, требовательности к себе, сдержанности, бдительности, разумной осторожности и прочее. Рискованные манёвры – проявление вовсе не водительского мастерства, а, скорее, мальчишества, головотяпства, недостатка ума, несформированности личности.
  
О том, каковы главные психологические причины нарушений на дороге (в частности, почему водители садятся за руль в нетрезвом состоянии), рассказывает медицинский психолог Выксунской ЦРБ Алексей Абрамов:
– В последнее время часто приходится видеть, как водители нарушают ПДД. Скажите, с чем это может быть связано?
– Причин много. Это и большое число транспортных средств при узких дорогах и плохих дорожных развязках в городе, и низкий уровень культуры некоторых водителей. Они все по разные стороны баррикады. И зачастую многие думают: «Пусть я проеду, а все встанут, мне всё равно…». Это может быть и особый склад личности, когда человек не считает себя частью города, частью движущегося организма.
Ему безразлично, как работает этот организм, и он не хочет заботиться о том, чтобы у остальных всё было хорошо и благополучно.

– А каковы причины того, что люди садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения?

– Самые разные. Если такой случай единичный, то он не даёт оснований для выявления каких-то закономерностей. Систематическое же управление автомобилем в нетрезвом виде говорит о проявлении формирующейся или сформировавшейся зависимости от алкоголя, когда тяга к спиртному побеждает здравый смысл.
   Есть люди с преобладающей, так называемой «детской» психикой, т. е. не учитывающей последствий. У них не возникают вопросы: «А смысл?», «А зачем?», «Для чего?» и «Что будет?».
«Взрослые», как мы знаем, делают выбор так, чтобы избежать проблем. У них имеются свои жизненные принципы, а у «детей» их нет.

– Что же делать с такими нерадивыми водителями?

– Лишать права управления транспортным средством. Ужесточать закон в отношении лиц, повторно лишённых прав. Страх неплохой учитель. Поэтому поблажек не должно быть никаких.

Рыбак о рыбаке… или
Мнение выксунцев о нарушителях

Светлана Окладникова, директор ООО «Деловой клуб»:

– В городе действительно очень напряжённая обстановка на дорогах. Выксунские водители стали чересчур самоуверенны, а ведь порой достаточно мгновения для того, чтобы произошло дорожно-транспортное происшествие. Имея 25-летний водительский стаж, могу с уверенностью сказать, что правила дорожного движения соблюдать надо безоговорочно. Неспроста они были придуманы. Но зачастую люди полагают, что с ними плохого случиться не может, а когда авария всё же происходит, говорят: «Я не знаю, как такое могло произойти!» или «Всего секунда и…».
    Как заставить водителей считаться с правилами? Через социальную рекламу о последствиях ДТП. Именно эти ролики позволяют нам задуматься об ответственности, которая лежит на наших плечах. Ответственности за соседей, друзей, родных и близких, да просто за человека, который может пострадать от пренебрежения ПДД.

Дмитрий Зюзин, начальник 56 пожарной части 8 отряда федеральной противопожарной службы:
– Говоря об отношении выксунцев к правилам дорожного движения, приведу несколько примеров. Недавно рядом с нашей пожарной частью открылся магазин «Пятёрочка». Так вот, чтобы до него было недалеко идти, водители паркуют свои автомобили рядом с воротами нашей части. Получается, дорога для выезда служебного транспорта перекрыта. А ведь мы экстренная служба! Но, видимо, для них это не важно…
    Другой немаловажной особенностью является небрежность на дорогах. Когда пожарные машины едут на вызов с включёнными проблесковыми маячками и специальным звуковым сигналом, водители просто не уступают дорогу. А ведь у нас, согласно правилам дорожного движения, тоже есть свои предписания, в которых говорится, что мы обязаны убедиться в том, что нас пропускают, после чего продолжать движение.  Операция «Маячок», которая регулярно проводится в Выксе сотрудниками ГИБДД для выявления нарушителей, помогает бороться с безответственными водителями. Но ведь получается, что понимание к ним приходит через наказание (штраф в данном случае), а так хотелось бы, чтобы всё-таки было осознание серьёзности нашего дела.

Сергей Парамонов, депутат городской Думы:
– Если нарушения незначительные и не обоснованы какими-либо уважительными причинами, то отношение к ним у меня крайне отрицательное. Что касается управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, скажу так – лучше вызвать такси, нежели рисковать жизнями: своей и других. В целом же ситуация с нарушителями заставляет задуматься о культуре поведения на дорогах. Если она есть, то и пренебрегать правилами человек вряд ли будет, а если нет – отсюда возникают и хамство, и неуважение к другим участникам движения. Кстати, в Москве с недавних пор стали преподавать культуру вождения. Будем надеяться, что столичное нововведение дойдёт и до нас.

Проект Юлии Сиденьковой. Фото Ольги Поповой