Не становитесь лёгкой добычей

visibility
Мошенники каждый раз придумывают изощрённые схемы, чтобы добиться денег, данных или аккаунтов.

В их сети периодически попадают люди разных возрастов. Как распознать обман и не попасться – в материале «ВР».

Ключ от домофона взамен на аккаунт

В последнее время стала популярна новая схема от злоумышленников. Её суть в следующем: мошенники представляются сотрудниками управляющей компании и информируют о якобы плановой замене кода домофонов и выдаче бесплатных магнитных ключей.

Они сообщают об использовании новой системы, где каждая квартира будет иметь уникальный код домофона, который отправят в смс-сообщении. После того, как код приходит, мошенники просят продиктовать его якобы для программирования магнитных ключей.

Казалось бы, в чём здесь ловушка? На самом деле этот не «уникальный код от домофона», а код подтверждения для доступа на аккаунт портала «Госуслуги». Он используется, если, например, забыли пароль. И если вы сообщите его мошенникам, то они тут же войдут в ваш аккаунт и украдут данные.

Запомните, ни в коем случае, не сообщайте никакие коды, приходящие на ваш телефон. Кроме того, при возникновении любых сомнений – закончите разговор и проверьте звонившего сами. Наберите номер организации, от имени которой к вам обратились. Он обычно размещён на её официальном сайте.

Храните код, как зеницу ока

Нужно помнить, что злоумышленник может получить доступ к аккаунту «Госуслуги», только если пользователь сам передаст всю необходимую для входа информацию. Внешне взломать портал невозможно, а потому мошенникам приходится идти на хитрости.

Для того чтобы защитить свой аккаунт на «Госуслугах» можно придумать сложный пароль, использовать его только на портале «Госуслуги» и периодически менять. Кроме того, нужно подключить двухфакторную аутентификацию, это повышает безопасность данных.

Никому и никогда нельзя сообщать пароль и сведения о втором факторе защиты.

Долг обманом красен

На сайте по финансовой грамотности «Сбер Сова» рассказали об ещё одной схеме мошенничества, в которую могут попасть студенты.

Аферисты получают данные о молодых людях определённых возрастов и звонят им якобы из деканата вуза. ФИО и номера телефонов злоумышленники получают различными способами, иногда сверяют их с информацией на сайте образовательного учреждения или соцсетями потенциальных жертв, иногда звонят наудачу.

Студенту сообщают о том, что у него задолженность по предмету или по оплате семестра либо что ему грозит отчисление по иным причинам. Другая легенда – необходимо сверить личную информацию студента. Не давая собеседнику опомниться и перепроверить данные, ему говорят, что их можно подгрузить из системы Госуслуг, но для этого деканату нужен код, который придёт в смс.

Конечно же, это обман чистой воды. Если собеседник вас подгоняет, торопит, не даёт обдумать его слова, просит под различными предлогами деньги или данные для входа – это мошенник!

Предупредите о новых схемах и защите от них своих родственников. 

Если вы столкнулись со случаями мошенничества (даже если обман не удался) необходимо сообщить об этом в полицию по телефонам 3-12-02, 102 и 02.

Минцифры РФ рекомендует пользователям соблюдать правила:

  • не сообщать посторонним сведения для входа в свой аккаунт на «Госуслугах». Если вам позвонили и представились сотрудником портала и запросили код – немедленно кладите трубку, это мошенники. Специалисты «Госуслуг» никогда не звонят и не запрашивают логин, пароль и код подтверждения из смс или специального приложения (ТОТР-код). Сообщить о подозрительном звонке с узнаваемого номера можно на Госуслугах;
  • пользуйтесь только официальными сайтами и приложениями. Для получения данных мошенники могут использовать поддельные страницы, которые очень похожи на настоящие. Чтобы проверить достоверность, нужно зайти на официальный сайт или связаться с организацией напрямую другим способом и уточнить информацию. Единственно верный адрес – gosuslugi.ru. Приложение «Госуслуги» можно установить только из официальных «магазинов»: RuStore, Google Play, App Store и AppGallery;
  • регулярно проверяйте вкладку «Безопасность» в вашем профиле «Госуслуги». Особое внимание стоит уделить разделу «Действия системы», где вы можете посмотреть сервисы, использующие вашу учётную запись для входа, а также вкладку «Мобильные приложения», где будут указаны сервисы, в которых задействован пароль от «Госуслуг». Если какие-то из указанных источников вам не знакомы – есть вероятность, что данные попали в руки к мошенникам.

Михаил Ермаков. Фото из открытых интернет-источников