Не то дорого, что красного золота, а что доброго мастерства

visibility
Почему любому дому особую теплоту и уют придают вещи, сделанные своими руками

Да потому что в них заложена и сохраняется частичка души, видения окружающего мира, подчёркнутые особой аурой натурального материала.

Вот и у любого изделия, выполненного в стиле резьбы по дереву, два автора: природа и человек. Первая даёт исходный материал, а люди формируют из него поделку, сюжет, а то и целую композицию.

Самое важное здесь – найти заготовки, наиболее соответствующие конкретному замыслу. Фантазии, образное мышление, объёмное видение – вот те качества, которыми должен обладать мастер-резчик, прогуливаясь по лесу и отбирая заготовки для будущих творений.

Выксунским умельцам в этом отношении повезло: наши лесные территории способны преподносить им богатейший природный материал с необычными изогнутыми формами, причудливыми наростами, при соответствующем воображении превращающийся в изделия удивительной красоты. Такие, например, как выполненные выксунским мастером Алексеем Феклистовым, с которыми познакомилась на выставке в Доме ремёсел Павла Романова.
В детстве занимался в художественной школе у Валентина Викторовича Крёкина и Николая Николаевича Курапова. Уже тогда его внимание привлекали объёмные работы. Поступал в Московское художественное училище, на скульптурное отделение, но по ряду причин с учёбой не получилось. В настоящее время Алексей Александрович трудится электриком, всё свободное время отдаёт резьбе по дереву и искусству торцевой мозаики.

На вопрос, почему близки именно эти направления, ответил, что привлекает богатый выбор текстуры, возможность создавать изящные поделки тонкой, ювелирной работы. Это позволяет использовать такой тёплый, по выражению Алексея, материал, как дерево. При его отборе мастер должен суметь определить, какие части и в какой обработке нуждаются, будет ли будущее изделие составным или монолитным. Но очень часто идея возникает в процессе оценки найденного исходного материала, который даёт простор самой смелой фантазии мастера. Заготовки для своих будущих сюжетов находит в лесном сухостое, на местах горельников; использует оригинальные текстурные возможности можжевельника, сливы, вишни… Находку не спешит пустить в дело: её нужно поставить на видное место, время от времени смотреть на неё, ведь может возникнуть совершенно неожиданный образ…

Не то дорого, что красного золота, а что доброго мастерстваОсобенностью поделок Алексея является сочетание резьбы и торцевой мозаики, что придаёт изделиям неповторимость, притягивает к ним взгляд. Мастеру свойственно изображать животных, поэтому в его сюжетах часто присутствуют лошади, рыси, совы…

Удивительны разделочные доски в форме черепах, рыбок, причудливые шкатулки, солонки, вешалки… Каждая – настоящее произведение искусства, филигранно выполненное, поражающее тонкостью отделки, изумительным подбором древесной «мозаики»; чувствуется, что над каждым изделием мастер, как выражаются, «дышит».

Работы Алексея Александровича выставлялись в музее истории металлургического завода, он активный участник ярмарок ремёсел в городском парке. Но как и многие другие художники, уверен, что для широких экспозиций творческих работ в округе необходимо специальное помещение, чтобы изделия можно было и реализовывать. Свои творения умелец дарит родным и близким, и изящные, неповторимые, они становятся настоящим украшением домашнего интерьера, привнося в него теплоту и щедрость традиций народных мастеров.

 

Лидия Козоедова. Фото автора

 

Лидия Козоедова. Фото автора