Неоднозначность современного искусства

visibility
Как я ходила в музей

Не секрет, что на свете существует много разных музеев. Но, к сожалению, сегодня они не столь популярны среди молодёжи.

Возвращаясь в школьные годы, вспоминаю, с каким «восторгом» встречали классы новость: «Дети, сегодня мы едем в музей!». Для многих это значило лишь одно – какие-то доисторические экспонаты, нудные рассказы скучного экскурсовода о том, как было раньше. Но повзрослев, я поняла, что ходить в музеи нужно. Хотя бы для того, чтобы развивать кругозор, знать историю своего края или страны, а уж если это галереи искусства – то отправляться без всяких раздумий. Поверьте, там очень интересно.

Недавно я посетила один необычный музей в Санкт-Петербурге. Он, как говорится, запал в душу. Это галереи современного искусства «Эрарта». Существуют разные точки зрения на то, что такое «современное искусство» и можно ли вообще представленные работы назвать высоким словом – искусство. Конечно, там нет картин в стиле Да Винчи или Моне, но тоже можно увидеть много интересного. Всё соответствует духу нового времени, прогресса, перестройки общества, его устоев и ценностей. Картины и скульптуры выполнены относительно недавно (времена 90-х, начало нулевых и наше время), поэтому легче понять задумку автора, ведь события, отражённые в произведении, зачастую знакомы.

Теперь обо всём подробнее.

«Эрарта» – самый масштабный проект в сфере современного искусства России, центральной частью которого является музей современного искусства в Санкт-Петербурге. «Эрарта» – это новый подход, стремление построить новую систему взаимоотношений людей и искусства. Галерея полностью ориентирована на посетителя, который является её абсолютной ценностью и главным приоритетом. Основная миссия музея – собирать, выставлять и популяризировать наиболее оригинальные и интересные произведения современных художников. Согласно этим задачам, деятельность музея включает в себя выставочные проекты, периодическое издание музейного каталога, экскурсии и образовательные программы.

Музей «Эрарта» ориентирован на самую широкую аудиторию и стремится дать посетителю возможность открыть для себя современное искусство и найти в нём то, что ему интересно и близко.

Находится «Эрарта» на Васильевском острове, а он уже сам по себе – отдельное место культуры и искусства, на мой взгляд, некий «Питер в Питере». Музей расположился в просторном пятиэтажном здании, выполненном в сочетании классицизма и духа XXI века. Билеты недорогие, студентам и школьникам всегда предоставляются хорошие скидки.

Я считаю, что поход куда бы то ни было удался, если есть что вспомнить: реплику героя спектакля, картину или сценическую декорацию, то, о чём ты можешь рассказать людям, поделиться с ними тем, что тебя удивило. Так вот, мой поход в музей удался.

На первый взгляд некоторые произведения выглядят странно. Сначала стоишь, смотришь и думаешь: «Да у меня брат в 9 лет лучше рисует», но потом обращаешь внимание на название картины и постепенно понимаешь, что же хотел сказать автор, над чем он задумывался и почему изобразил что-то причудливое.

Удивило то, как много представлено работ художников из Сибири. По-моему, это отличная возможность увидеть культуру довольно далёкой части страны не по общеизвестным фактам, что там «красивая природа и холодно», а изнутри.

Неоднозначность современного искусстваПоднимаясь по этажам, будто из-за угла натыкаешься на картину огромной красной рыбы причудливой формы, заполненной чёрными силуэтами людей. Побродив немного и поразмыслив над странными статуями, попадаешь в зал, где выставлены работы художников из Новосибирска. Так называемый «сибирский авангард». Здесь действительно нужно подумать над замыслом художника. Посмотрите внимательнее. Что вы видите на картине? Мне представились цветы или болото, но картина называется «Испарение». Ну, действительно, а как оно, собственно, выглядит? (внизу слева)

Или же картина, состоящая из силуэтов животных – «Бараны». Смотришь и невольно начинаешь считать таких «баранов» в своей жизни.

А вот и «Саша плюс Света», тут очень жизненно: Саша на диване перед телевизором, Света – отвернувшись к компьютеру, милый кот свернулся калачиком в кресле. Вот она, семейная идиллия нашего времени…

А ещё запомнились огромные полотна с фактами из жизни Санкт-Петербурга. Ты ходишь между ними будто сквозь огромных великанов, но в то же время запоминаешь интересные вещи. Например, каждый день по знаменитому Невскому проспекту проходит больше двух миллионов человек, или же в Питере более 300 мостов, поэтому он по праву носит звание «Северной Венеции».

Неоднозначность современного искусстваНеплохи картины московских художников. Запомнилась «Страх. Гнев. Ложь», где художник изобразил чувства людей в их же обличии. Но особенно потрясли две. Работа Дмитрия Шорина «Пулково не принимает» (Пулково – аэропорт в Санкт-Петербурге). Когда смотришь на огромный холст, кажется, что самолёт летит именно на тебя. И работа Игоря Макаревича «Тёплая комната». Изображена комната, акцент сделан на батарею центрального отопления (всем, наверное, знакомо чувство, когда осенью в квартире ждёшь, чтобы коммунальщики поскорее включили отопление) и труп около неё. Возникает вопрос – а такая ли тёплая комната?

Неоднозначность современного искусстваОтдельно стоит рассказать про экспозицию «Интертекст». Сегодня в современном искусстве текст всё чаще становится способом пластического выражения, одним из медиа. На выставке собраны работы, имеющие под собой текстовую или языковую основу. Вслед за своими предшественниками современные авторы продолжают использовать текст как телесное воплощение логики, визуальное и вербальное средство выражения. Знаете, и правда захватывает. Сначала видишь огромный рулон, спускающийся со стены и проходящий почти через весь выставочный зал. На нём цитаты, комиксы, рисунки.

Так же интересны картины, где буквами причудливой формы написаны цитаты или просто смешные выражения. Можно побродить среди всего этого, набраться мудрости у известных философов, посмотреть специальный фильм про это. В общем, здорово!

А ещё нам несказанно повезло, мы попали на временную выставку дизайнерской обуви будущего «Генезис». Чего там только нет! Настоящий рай для девушек! Огромное количество пар туфель причудливой формы, со специальными пружинами или стразами, или вообще стеклянные… Только удивляешься, как вообще в таком ходить можно? Вот что пишут об этом сами авторы:

«Выставка «Генезис» – это фантасмагорические вариации на тему развития человечества и положения индивидуальности в стремительно меняющихся условиях мира будущего. Истории лучших дизайнеров со всего света об апокалипсисе, симбиозе и рождении абсолютной утопии – результат альтернативного взгляда на такую, казалось бы, обыденную вещь, как обувь.

Неоднозначность современного искусстваВыставлено около 100 пар обуви ведущих современных дизайнеров. Экспонаты располагаются в разных зонах, соответствующих той или иной утопической идее. Вы увидите необычную, роскошную и фантастическую обувь от Захи Хадид, Кензо Такады, Айрис ван Херпен, Омара Переза, Gasoline Glamour, Сильвии Фадо, Джузеппе Занотти, Норитаки Татеханы и многих других».

Туфли в драгоценных камнях и на платформе из древесины кипариса, напечатанные на 3D-принтере босоножки, каблуки в шипах и бисере, самые неожиданные решения и невероятные формы – феерия дизайнерской фантазии без каких-либо ограничений! Но кто знает, может, именно эта обувь и станет трендом будущего сезона?

Неоднозначность современного искусстваНу и немного о скульптурах. Весь последний этаж посвящён синтезу картин и скульптур. В выставочном зале стоит огромная роща из толстых деревьев самой разнообразной формы, а на стенах – большие полотна на библейские темы. Когда находишься в этом зале, невольно задумываешься над тем, что же из себя представляет-таки райский сад и такое ли это «райское» место?

Для любителей творчества известного писателя и поэта Иосифа Бродского тоже нашлось место – экспозиция выполнена в духе советского времени, на столе приёмник, из него звучит голос Бродского. Он читает свои произведения, а вокруг – картины одного из авторов, навеянные творчеством писателя.

А затем… открывается дверь и ты вздрагиваешь от увиденного. В зале приглушённый свет, а перед тобой знаменитая «Тайная вечеря», только не картина, а скульптура под толстой холщовой тканью, выполненная в натуральный размер. Кажется, что покров вот-вот спадёт и апостолы встанут из-за стола. Вверху – большой чёрной терновый венец из железа. Ощущения сложно описать словами.

Неоднозначность современного искусства

А ещё:

Безусловно, не описать словами всей красоты и всех интересных работ этого музея! В общем, искусство потрясает, искусство лечит, искусство помогает развиваться духовно и стать чуточку счастливее. А современное – ещё и задуматься над происходящим вокруг.

Напоследок хочу сказать: ходите в музеи, развивайтесь и обогащайтесь. Тогда жизнь будет наполнена впечатлениями и приятными воспоминаниями, о которых можно будет рассказать потомкам.

 

Анна Васильева. Фото автора и из открытых интернет-источников

 

Анна Васильева. Фото автора и из открытых интернет-источников