Новшества в потребительских взаимоотношениях

account_circle
visibility
Продавцам вменили ответственность за некачественный товар

Роспотребнадзор выступил с разъяснениями относительно новых возможностей, появившихся у потребителей для защиты своих прав при возврате товара с недостатками, приобретённого на заёмные средства.

Так, в Закон РФ «О защите прав потребителей» Федеральным законом №112 от 05.05.2014 введено дополнение в статью 24. В ней появился новый пункт 6, направленный на устранение пробелов правового регулирования и повышение правовых гарантий потребителей, как наиболее слабой стороны в потребительских правоотношениях.

Новый пункт 6 гласит: «В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита». Между тем, как отмечает Роспотребнадзор, данная норма не учитывает повсеместно распространившуюся практику приобретения товаров не в кредит, а на заёмные средства, предоставленные гражданам кредитными организациями. А товарный кредит и банковский кредит являются изначально самостоятельными видами гражданских сделок, имеют разное правовое регулирование, а обязательства сторон по указанным сделкам исполняются независимо друг от друга.

В частности, в Роспотребнадзор неоднократно поступали жалобы на недобросовестных автодилеров, которые рекламой о низких ценах на автомобили привлекали потенциальных покупателей, после чего уговаривали их «купить автомобиль в кредит», не объясняя клиенту, подписавшему предложенный кредитный договор, что в дальнейшем ему придётся разбираться с кредитной организацией самостоятельно и за отдельную плату за услугу по кредитованию. Пострадавшие граждане, многие из которых приезжали покупать машину «по дешёвке» издалека, после подписания бумаг (содержанием которых они часто даже не интересовались), только дома обнаруживали, что стоимость авто с учётом всех связанных с договором купли-продажи других сделок возросла в разы, превысив их финансовые возможности. Новый пункт 6 статьи 24 Закона «О защите прав потребителей» призван устранить недобросовестную практику такого рода.

Дополнение в Закон теперь прямо предусматривает ответственность продавца за все возникшие у потребителя убытки вследствие заключения договора купли-продажи, в том числе из-за заключения взаимосвязанного кредитного договора, то есть в контексте определения убытков, данного статьёй 15 Гражданского кодекса РФ («под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».

При этом действие нового пункта 6 распространяется не только на кредитные договоры, связанные целью предоставления кредита с соответствующим договором купли-продажи, но также на аналогичные право-отношения, вытекающие из договоров любых займов, в том числе договора микрозайма.

Роспотребнадзор считает, что введение новой нормы позволит повысить эффективность всей системы защиты прав потребителей, включая гражданско-правовые (претензионно-исковые) формы и судебную защиту.

 

Юлия Сиденькова. Фото из открытых интернет-источников