О чём молчат морские воды

visibility
В России 7 апреля отмечается День памяти погибших подводников.

И хотя эту памятную дату ввели в первую очередь из-за гибели АПЛ «Комсомолец», нашего земляка-подводника унесла совершенно иная, долгое время находившаяся под грифом «Совершенно секретно» трагедия. И сейчас, когда многие подробности уже стали известны, самое время о ней вспомнить.

0041.jpgВиктор Астахов родился в Шиморском в 1948 году. Окончил Шиморское речное училище, по распределению работал в Омске. 13 ноября 1967 года был призван в Военно-Морской флот. Окончил курсы в Кронштадте в отряде подводного плавания по специальности торпедист и был направлен на дальнейшую службу на Северный флот.

Служил на атомной подводной лодке К-8, и боевое дежурство, начавшееся в феврале 1970 года в Средиземном море, должно было стать для него последним. 

Родные уже ждали его возвращения домой. Но дождались двух моряков с представителем военкомата и извещением: «Погиб и захоронен в море с почестями». 

Немного о подлодке

Рассказ об этой трагедии, пожалуй, начнём издалека. Итак, корабль. Атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». 9 сентября 1957 года заложена на стапеле цеха №-42 ССЗ №-402 в городе Молотовске (ныне Северодвинск) как крейсерская подводная лодка. Главная энергетическая установка (ГЭУ) состояла из двух атомных реакторов с парогенераторами. 2 марта 1958 года зачислена в списки кораблей ВМФ. 31 мая 1959 года спущена на воду.

Надо сказать, аварии различного масштаба преследовали подлодку всё время её существования. Так, в 1960-м произошёл  разрыв парогенератора, при ликвидации аварии 13 подводников облучились. В том же году при отработке задач боевой подготовки в нём образовалась течь, часть личного состава опять получила облучение. В 1961 году – то же самое, в 1964-м – проблемы с испарительной установкой, вынудившие экипаж прервать выход в море. 

В том же году К-8 пришлось уворачиваться от собственной торпеды, которая внезапно развернулась и пошла на сближение с подводной лодкой.

До злополучного 1970 года подлодка ещё неоднократно ремонтировалась после аварий. Но ни одна из них не привела к трагическому финалу. 

До определённого момента…

Как всё начиналось

627A_03.jpgЛодка К-8 вышла в море для выполнения задач боевой службы 17 февраля 1970 года. Обогнув Скандинавский полуостров и миновав Фареро-Исландский противолодочный рубеж, форсировала пролив Гибралтар и в Средиземном море вела наблюдение за американскими авианосцами CVB 41 Midway и CVA 60 Saratoga. Ещё на подходе к Гибралтару при погружении на 140 метров во втором отсеке обнаружилась течь по периметру съёмного листа. К-8 всплыла, экипаж провёл работы, но течь не прекратилась. Командир принял решение устранять неполадку после форсирования Гибралтара. 

Пролив прошли под днищем большого ракетного корабля «Неуловимый». Через восемь часов всплыли у острова Албаран для замены резиновой прокладки съёмного листа. В Средиземном море К-8 была обнаружена тремя эсминцами вероятного противника. Через несколько часов преследования резко ушла на глубину 140 метров, изменила курс и на полном ходу оторвалась от преследователей. 

15 марта в районе острова Капри К-8 всплыла для встречи с большим противолодочным кораблём «Бойкий». С борта надводного корабля были погружены запасы для регенерации воздуха и продукты для обратного перехода. Подводная лодка возвращалась домой. Команда раздумывала, как и где каждый из них проведёт предстоящий после тяжёлого похода заслуженный отпуск.

Но 1 апреля был получен приказ вернуться, а 6 апреля атомная подводная лодка К-8 направилась в Северную Атлантику для участия в манёврах «Океан-70», крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях, в которых были задействованы силы всех флотов СССР. Их начало планировалось на 14 апреля, а завершение – к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина – 22 апреля 1970 года. АПЛ К-8 поставили задачу обозначать подводные силы «противника», прорывающиеся к берегам Советского Союза.

Пожар на корабле

Вечером 8 апреля в районе севернее Азорских островов, на пути следования к району учений, при всплытии с глубины 160 метров для сеанса радиосвязи в рубке гидроакустиков (третий отсек) на центральном посту (ЦП) АПЛ в 

22:30 начался пожар. Он вспыхнул, когда подлодка преодолела уже 120 метров, до поверхности оставалось совсем немного.

В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в ЦП прибыло всё командование лодки и её командир, взявший на себя руководство борьбой за выживание корабля. Почти одновременно поступил доклад о пожаре в 7-м (электротехническом) отсеке – из-за короткого замыкания силовых электрокабелей загорелась система регенерации. При горении она даёт 3 000 градусов, потушить её невозможно.

В этом же отсеке находился вход в пульт управления реактором, куда немедленно прибыл по тревоге весь состав самой опытной первой смены главной энергетической установки (ГЭУ) АПЛ: инженер-капитан 3-го ранга Валентин Хаславский, инженер-капитан-лейтенант Александр Чудинов и старшие инженеры-лейтенанты Григорий Шостаковский и Геннадий Чугунов. Видя, что пламя вот-вот ворвётся в пост ГЭУ, офицеры наглухо задраили двери, прекрасно понимая, что выхода наружу уже не будет. 

Фактически замуровав себя заживо, они успели заглушить ядерные реакторы. «Прощайте, не поминайте лихом», – услышали их последние слова в соседнем отсеке, где ещё на тот момент сохранялась связь с ГЭУ. Расчёт ценой своих жизней сделал главное – предотвратил возможность теплового взрыва.

Подлодка совершила аварийное всплытие. Через несколько минут вышла из строя силовая электросеть. Включённые после остановки реакторов дизель-генераторы не справлялись с нагрузкой, и их пришлось отключить – К-8 лишилась электроэнергии, хода, средств связи, возможностей борьбы за живучесть (в первую очередь, пополнения запасов воздуха высокого давления для продувания цистерн главного балласта и пуска насосов для осушения кормовых отсеков, обеспечения вентиляции отсеков корабля). Огнём также оказались повреждены системы связи, и командир не мог сообщить об аварии.

Пожар в седьмом отсеке продолжался, дым и угарный газ распространились по воздуховодам. Все пять отсеков – с третьего по седьмой оказались в опасности. Там погибли 14 подводников. А вот из носовых отсеков моряки смогли выбраться на верхнюю палубу. Там они создавали спасательные команды, и рискуя жизнью, спускались обратно, чтобы вывести ослабевших людей.

Четверо из восьмого отсека

В восьмом отсеке на тот момент было много подводников. Там располагался камбуз, а авария случилась во время вечернего чая. Туда же успели выбежать несколько человек из седьмого.

Из-за аварийного всплытия заклинило верхний люк, и люди оказались заперты внутри. Сюда уже валил дым и угарный газ из седьмого отсека, переборка раскалилась. Концентрация ядовитого воздуха становилась смертельной. 

Здесь же находился и лазарет, где лежал недавно прооперированный старшина 1-й статьи Юрий Ильченко. Корабельный врач, капитан медицинской службы Арсений Соловей отдал спасительный дыхательный аппарат больному, жертвуя собой. 

Старший матрос Александр Кульш в момент тревоги был в девятом отсеке у самого входа, но предпочёл вернуться в восьмой, где помогал товарищам надевать дыхательные аппараты. Хватало не всем, матросы передавали их друг другу по очереди. 

Запаса воздуха оставалось на 2,5 часа, но заключение продлилось дольше. Люк пытались открыть изнутри, но все попытки оказались тщетны. Лишь когда глубокой ночью на палубу выбрались находившиеся в других отсеках, они смогли прийти им на помощь.

Спасательная команда вынесла отравившихся угарным газом на верхнюю палубу, но их было уже не спасти. Из восьмого отсека выжили только четверо, среди них упомянутый выше старшина Ильченко. Ещё 16 человек скончались от отравления к утру 9 апреля. Среди них были два кока, корабельный врач Соловей и командир восьмого отсека Николай Ясько.

Девятому отсеку повезло больше. На 19 находившихся там человек было только четыре дыхательных аппарата, и когда туда начал проникать угарный газ и дым, они стали терять сознание. Подводники не растерялись и приняли правильное решение – перезарядили регенерацию, которая очистила воздух от дыма. Мужчины выбрались наверх и тут же включились в борьбу за спасение корабля.

Медленное погружение

палуба.jpgПожар в седьмом отсеке проделал брешь в оболочке, туда стала проникать вода, и подлодка начала крениться. Но смогла продержаться на плаву несколько дней, с 8 по 12 апреля. 

Экипаж ютился на палубе и в первых двух отсеках. На следующий день заметили на горизонте корабль. Ракетницей был дан сигнал. Но канадское судно Clyv de ore, увидев терпящую бедствие подлодку, бросило её на произвол судьбы. К счастью, болгарский транспорт «Авиор» (порт приписки Варна), проходящий невдалеке 10 апреля, пришёл на помощь советским морякам, сообщил об аварии в Москву через Варну и взял на борт часть команды АПЛ. Капитаном там был Рэм Германович Смирнов, выпускник ЛВИМУ имени адмирала Макарова (теперь Государственный университет морского и речного флота), что облегчило общение.

К концу третьих суток с начала аварии к АПЛ К-8 прибыли советские суда. Капитан 2-го ранга Всеволод Бессонов получил от командования приказ любой ценой бороться за спасение лодки. Отчаянные попытки взять её на буксир не удались из-за разыгравшегося шторма. Уже и в двух носовых отсеках из-за загазованности нельзя было находиться. Изнурённые, уставшие, моряки стояли, едва помещаясь в ограждении рубки.

К вечеру 11 апреля ещё часть экипажа была эвакуирована на подошедшие суда. Старшина 1 статьи Леонид Чекмарёв пропустил вместо себя друга и земляка старшего матроса Бориса Кириченко, оставшись на борту. Просто потому, что были они друзьями и у Бориса был маленький сын. В числе последних добровольцев остался и старший матрос Виктор Мищенко, уроженец Украины, который заменял оказавшегося в госпитале перед самым походом А. Чернова.

С риском для жизни моряки уходили на шлюпке. От шквала воды заглох мотор, волны захлёстывали и наполняли лодку до краёв. Воду вычерпывали ладонями. Шлюпка стала неуправляема, ветер метал её по волнам, и не перевернулась она только благодаря морякам экипажа «Касимова», которые не упускали её из виду, подстраховывали, закрывали своим бортом от волн и уже в кромешной темноте смогли всё-таки поднять подводников на палубу.

Среди 22 оставшихся добровольно были командир подводной лодки, офицеры и самые опытные матросы всех подразделений. Они все остались верны присяге, надеясь утром продолжить попытки завести буксировочные концы и привести подлодку домой. 

Был в числе этой команды и старший матрос, торпедист Виктор Астахов. После похода он должен был демобилизоваться. 

Но на рассвете 12 апреля АПЛ К-8 затонула в результате потери продольной остойчивости (способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия. – Прим. авт.) на глубине 4 680 метров (по другим данным – 4 125) вместе с оставшимися на ней моряками… Шторм не дал шансов на спасение никому.


Трагическая гибель К-8 стала первой потерей советского атомного флота. Экипаж сделал главное – предотвратил ядерную катастрофу у берегов густонаселённого Старого Света. 

Сегодня К-8 с четырьмя ядерными торпедами на борту всё ещё лежит  на дне, в 490 километрах северо-западнее Испании, вблизи берегов  Европы. Радиационный фон местности не превышает обычного уровня.

погибшие.jpg

В память об экипаже

Из 125 членов экипажа погибли 52 человека, спаслись 73. 

Созданная правительственная комиссия по расследованию причин аварии заявила, что она вызвана исключительно «техническими причинами». Действия экипажа признаны верными. Погибший командир АПЛ К-8 Всеволод Бессонов закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Орденом Красной Звезды награждены все оставшиеся в живых и все погибшие из экипажа АПЛ К-8 офицеры. Выживших матросов наградили медалью Ушакова.

Подробности трагедии долгое время хранились под грифом «Совершенно секретно». И только после гибели АПЛ «Комсомолец» в 1989 году стали появляться первые отрывочные упоминания об АПЛ К-8. 12 августа 2000 года мир потрясла трагедия, произошедшая с АПРК «Курск», который входил в состав 7-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота. Она привлекла внимание к страницам истории, и стало возможным вспомнить о том, что произошло в 1970-е, в годы «холодной войны».

На Морской конференции в 2010 году Марина Русина, руководитель поисковой группы «Морская вахта памяти», имела мужество поднять вопрос о как будто бы уже навсегда забытой АПЛ К-8. Подвиг экипажа тоже оставался неизвестным. Не было даже попытки сделать хоть что-то для увековечения памяти людей, отдавших жизнь служению Родине. Общество ветеранов-подводников 7-й дивизии атомных подводных лодок СФ под руководством адмирала Михаила Кузнецова совместно с Университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова приняли решение восстановить историческую справедливость.

Разумеется, поднять лодку почти с пятикилометровой глубины невозможно. Решили привезти на малую родину каждого погибшего матроса капсулу с морской водой с места гибели для символического захоронения и увековечить память о героях. По просьбе военных выпускники Морской академии на проходящих через точку гибели АПЛ К-8 судах сделали забор морской воды, о чём есть записи в судовых журналах. 

Такая же капсула прибыла в Шиморское, на родину Виктора Астахова, где 28 июня 2013 года ему был установлен памятник. 

А резонансная катастрофа «Комсомольца», послужившая поводом для разговоров о трагедиях на подлодках, как и для назначения памятной даты 7 апреля, унесла жизнь ещё одного нашего земляка-подводника Валерия Суханова. Но об этом расскажем в следующий раз.

По материалам Общественного совета родственников «Памяти экипажа АПЛ «К-8» и Владимира Бойко «Трагедии Северного подплава. Гибель атомной подводной лодки «К-8». Фото с сайтов voenflot.ru и заполярка-онлайн.рф