О ТРИУМФАЛЬНОЙ АРКЕ В МОСКВЕ

account_circle ВР
visibility
Начиная серию публикаций по анализу отдельных краеведческих работ по истории ВМЗ, я, не боясь критики в свой адрес, ещё раз прошу откликаться, задавать даже «неудобные» вопросы, делать замечания. Иначе наше...

Начиная серию публикаций по анализу отдельных краеведческих работ по истории ВМЗ, я, не боясь критики в свой адрес, ещё раз прошу откликаться, задавать даже «неудобные» вопросы, делать замечания. Иначе наше краеведение может превратиться в лженауку. От ошибок никто не застрахован, исправлять их надо.

Анализ отдельных тем начнём с нашей главной, очень ценной книги «Славная история». Популярная тема «Триумфальная арка в Москве» затронута абзацем на стр. 17. Его охотно переписывают краеведы нового поколения и даже историки институтов. Вот его текст: «по проекту всемирно известного итальянского ваятеля Витали на Сноведском заводе были отлиты фигуры богатырей и кони для Триумфальных арок, возведённых в Москве и Петербурге в 1832 году в честь Победы России в Отечественной войне 1812 г.» (ссылок на источник информации нет).

Заметьте, что:
1. Витали Иван Петрович – скульптор не итальянский, а русский итальянского происхождения. Русский!

2. В Петербурге, как столице России, сразу после изгнания французов с русской земли воздвигли временную деревянную арку Победы. В 1828 году по проекту В.П. Стасова её заменили на металлическую. Стоит она гордо в Петербурге до сих пор и известна как Невские ворота. В 1837 году по проекту В.П. Стасова был создан ещё один памятник, посвящённый событиям 1812 года, известный как Московские ворота в Петербурге. Чугунное литьё этих петербургских памятников изготовлено на восстановленном после наводнения 1827 года и реконструированном Александровском заводе Петербурга. Там работали тогда знаменитые литейщики: отец М.Е. Кларк и его сын Е.М. Кларк.

3. В Москве Триумфальная арка создавалась в 1829-1834 гг. из камня с украшением фигурами и панно из литого чугуна. Художественное литьё её богатое, разнообразное и размещено по высоте на шести уровнях. Проект выполнял О.И. Бове. Эскизы литья – скульпторы И.П. Витали и И.И. Тимофеев. А изготовлялось литьё на заводах генерала Шепелева и княгини Бибарсовой (г. Алексин Тульской губернии). Какое точно литьё Сноведского завода, а какое Алексинского – пока неизвестно.

В 1960 году до появления книги «Славная история» краеведы радовались вышедшей в Горьковском издательстве книге А.М. Головастикова «Приокский индустриально-промышленный район Выкса-Кулебаки». В ней есть текст о Триумфальных арках и тоже без ссылок на источник…По другим фактам в книге «Славная история» есть ссылка на журнал «Вопросы промышленности», издаваемый в Москве братьями Шиповыми в 1855-1865 гг. Об этом журнале краеведы довоенной Выксы Н.П. Соколов, В.П. Порхачёв и др. знали.

В журнале напечатано несколько больших статей о шепелевских заводах: о сооружении водопровода в Москве, споры о судьбе заводов, попавших в финансовую долговую зависимость, и другие.

Безымянный автор в рекламной статье о возможной их продаже пишет: «… Москва издавна и почти исключительно пользуется изделиями этих заводов. Для Москвы исполнено: Триумфальные ворота на Петербургском выезде…» и далее идёт перечень других работ. Информация интереснейшая, но, опять же, эти свидетельства литературные, документами подтверждены не все… Печальнее всего, что энциклопедия Брокгауза и Ефрона повторила сведения журнала об арке.

В 1812 г. в сборнике «Старая Москва» с большой статьёй «Триумфальная арка в Москве» выступил архитектор Н.Н. Соболев, позже ведущий профессор архитектурного института в Москве. (В 1936 г. студенты под его руководством вели обмер, опись каждого фрагмента разбираемой красавицы-арки, заботились о сохранении её литья в Донском монастыре). В статье Н.Н. Соболева рассказывается о структуре арки, её литье, указаны денежные суммы, уплаченные скульп-торам, архитекторам, заводам-изготовителям литья; приведён и список использованных архивных документов. (С ними надо сейчас поработать сотрудникам музея или краеведам).

Но какое литьё заводов шепелева, а какое княгини Бибарсовой, в статье не указано!

В книгах, издаваемых позже об арках, о заводах-изготовителях художественного литья даже упоминания нет. Перечислю их: в подарочном варианте книга Н.Н. Соболева «Чугунное литьё в русской архитектуре», 1951; З.К. Покровский «Архитектор Бове», 1960; брошюра Б.П. Краевского «Триумфальная арка в Москве», 1984; солидная книга Г.А. Ледзинского и А.А. Теличко «Ковка и литьё в архитектуре Москвы», 1991.

В Выксе кроме Л.В. Шестерова над темой работали Н.П. Ключарёв, Г.К. Никулина, М.М. Барсуков (Москва), Н.А. Князева, академик Н.М. Арсентьев с помощниками. Новых документов не обнаружено. пока…

Кому же будем верить – анонимному автору из рекламной статьи журнала «Вопросы промышленности» или авторитетному архитектору Н.Н. Соболеву?

Надо славой делиться с г. Алек-синым, говорить правду, какую сейчас знаем, о том, что литьё Триумфальной арки в Москве частично отливалось на шепелевских заводах, а какое точно, пока неизвестно. Значительно важнее рассказывать о самой арке и её литье, что и планирует сделать музей ВМЗ.
Увлекательная тема о чугунном литье Москвы, изготовленном на наших заводах, вообще слабо разработана. Даже литья, украшающего интерьеры московского дворца Баташёва, не знаем. И мало гордимся фактом, подтверждённым запиской ВООПИиК Москвы, что в отливках львов на выездных воротах ограды и у крыльца флигеля – «первые опыты отливки криволинейных плоскостей в России».

Сравнительно лучше разработана тема о сооружении водопровода и фонтанов на многих площадях послепожарной Москвы (работы Л.В. Шестерова). Более 100 лет они украшали Москву, а на пл. Революции у гостиницы «Метрополь» фонтан стоит и сейчас, его недавно отреставрировали.

Книга «Славная история» ценная, но ошибки-то в ней исправлять надо! Каково работать новому поколению краеведов и музейщиков при отсутствии документов? По свидетельству бывшего архивариуса ОВГЗ А.Ф. Зыкина, один из директоров, некий Трусковецкий, в конце XIX века продал архив заводов неизвестному купцу… Архив последующих лет сохранился частично.

А вообще, выксунцы так увлеклись художественным литьём, что о шепелевских заводах сложилось мнение как о заводах чисто литейных. Но Сноведской завод даже после реконструкции 1818-1823 гг. таковым не был. Кроме чугунолитейных производств, хорошо организованных, завод имел солидные мощности по производству стали и железа, кузницу с несколькими десятками кузнечных горнов, отделение сборки машин и оград.

На заводах Шепелева была организована разумная специализация производства – на сборку машин (разных) в Сноведь везли значительные партии бронзовых, стальных, латунных деталей из Выксы.

Главным заводом и по мощности, и по значимости всегда был Верхне-Выксунский. Он выпускал чугунное литьё, имел бронзолитейную мастерскую, кричные горны по производству железа, кузницу и самостоятельно выпускал машины для прядильной, ткацкой промышленности, имеющих кроме металлических и деревянные детали. В связке с ним работал Средне-Выксунский завод, специализирующийся на производстве стали и обработке её на станках. Сноведской завод правильнее называть литейно-механическим.

Надежда Князева. Фото из открытых интернет-источников