Обгон смертельно опасен – предупреждает ГИБДД

visibility
Часто на загородных трассах можно увидеть картину, как вереница автомобилей пускается в многоступенчатые обгоны.

Несколько машин выезжают на встречную полосу и, выстраиваясь друг за другом, стараются объехать сразу несколько фур. Естественно, такие манёвры сопряжены с риском. При появлении встречного транспорта не все успевают вовремя возвратиться на свою сторону дороги. Начинаются «моргания», гудки и разъезды с отклонением на обочину. Естественно, это оборачивается аварийными ситуациями.

Однако многие водители продолжают рисковать, веря, что не нарушают правила, ведь на дороге нет знака 3.20, да и разметка прерывистая. Между тем в некоторых случаях правила запрещают обгоны даже в таких местах.

Пример ДТП из-за обгона. 22 июля в 16:39 на улице Советской в Бл.-Песочном водитель (1995 г.р., стаж 5 лет) управляя ВАЗ-21074, при обгоне не убедился в безопасности выполняемого манёвра, в результате чего произошло столкновение с Renault Sandero, движущимся во встречном направлении. В ДТП пострадал пассажир иномарки – ушиб лобной области головы. К счастью, госпитализация не потребовалась.

Перед тем как разобрать правила обгона, определим, что это за манёвр – правила дорожного движения несколько изменились и немного иначе трактуют привычные термины.

В соответствии с п. 1.2 ПДД «обгон» – это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Таким образом, «обгон» превращается в частный случай другого маневра, а именно «опережения», который пунктом 1.2 ПДД определяется как «движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства».

Почему «обгон» и «опережение» важно разделять? Дело в том, что в зависимости от них и от направления полос дороги расценивается и поведение водителя.

К примеру, в соответствии со статьей 11.2 ПДД водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

– транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

– транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

– следующее за ним транспортное средство начало обгон;

– по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Другими словами, любимый способ групповых обгонов оказывается под запретом. Выезжать на встречную полосу, когда там уже кто-то пытается обогнать попутный транспорт, недопустимо. Нельзя даже пересекать прерывистую линию, если кто-то впереди подаёт сигнал левым поворотником. Транспорт может предупреждать об опасности или просто декларировать о намерении начать манёвр в ближайшее время. Правила требуют послушно ждать прекращения подачи сигнала. Некоторые не выдерживают и несутся вперёд, но если камеры фото- и видеофиксации поймают нарушителя за такое «пустяковое» действие, то ему грозит серьёзное наказание.

Статья 12.15. КоАП РФ «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона» гласит, что «выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления влечёт наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырёх до шести месяцев».

Повторное совершение административного правонарушения грозит лишением права управления транспортными средствами на один год.

Однако при выполнении манёвра «опережение» эта норма правил уже не действует. К примеру, на многих дорогах есть так называемые карманы для обгона, когда двухполосная трасса вдруг превращается в трёхполосную. Тихоходные грузовики оказываются справа, и их можно быстро опередить по специально выделенному коридору.


Скриншот из видео из архива ОГИБДД