«ОБНИМАЮ ВАС МУЗЫКОЙ…»

visibility
Из Швеции в Россию – с любовью Он прервал свои заграничные гастроли, для того чтобы выполнить обещание, данное благотворительному фонду ОМК «Участие». Его пригласили выступить перед выксунскими детьми. Блистательный скрипач-виртуоз,...

Из Швеции в Россию – с любовью
Он прервал свои заграничные гастроли, для того чтобы выполнить обещание, данное благотворительному фонду ОМК «Участие». Его пригласили выступить перед выксунскими детьми. Блистательный скрипач-виртуоз, фантастический рассказчик, умнейший собеседник, артист, писатель, педагог, режиссёр… Все эти профессии удивительным образом живут в одном человеке – Михаиле Казинике.


«ОБНИМАЮ ВАС МУЗЫКОЙ…»И вот он – великий своим талантом и в то же время «простой как правда» выходит на сцену ДК металлургов. Зал заполнен детьми до отказа. За минуту до его появления они галдели, шумели, щипались, смеялись, но при первых же звуках голоса Михаила Семёновича моментально замолчали. Он сказал им что-то потрясающе-интересное? «Я объехал весь мир, был в больших и малых городах, а вот в Выксе – впервые». Затем – молниеносный переход к тому, на каких языках он общается со своими слушателями, и вновь смена темы – к тому, как звучит «люблю» по-немецки, французски, датски… Но прекраснее всего – на русском! Ведь в этом слове две буквы «л»! Это же так красиво, правда?
   Полтора часа он общался с детьми, которым и один-то урок бывает в тягость, а тут слушали, замерев. И ни одного вскрика, слова, даже постороннего звука. За это время он сумел доказать, что Пушкин – великий русский поэт, волшебник слова и звука! Как просто показал и доказал он звукопись его поэзии! Как артистично рассказал сказку «О попе и работнике его Балде!» Сколько страсти и эмоций было в его словах о музыке Баха, который звуками проиллюстрировал картину сотворения мира. С какой гордостью сообщил, что фортепианный концерт нашего гениального Чайковского играют сейчас, в данную минуту, во всех концертных залах мира и зрители готовы встать на колени перед русскими только за то, что дали планете такого Гения.
    Михаил Семёнович играл на рояле, вдохновенно рассказывал о композиторах, и вдруг новый поворот: в его руках скрипка. Волшебная, чудесная, способная звучать, как оркестр, и плакать, как маленький ребёнок… Его истории о музыке и музыкантах были похожи на сказочные истории, а он сам – на Сказочника. Он сумел влюбить детей и в себя, и в скрипку. Когда в заключение концерта он показал, что скрипка умеет говорить: «Привет», может сказать голосом капризной девочки, доброй мамы, строгого папы; может пролаять, промычать, прокукарекать, прожужжать, – восторгу не было предела! Ребята не желали расходиться, а маленькая девочка из гимназии так и осталась сидеть на своём месте. «Ты почему не уходишь?». «Я ещё хочу послушать концерт, который начнётся в 2 часа. И в 6 часов тоже». Девочке представили такую возможность, более того, ей пожелал успехов Михаил Семёнович, сказав: «Бах тебе в помощь!»
    А после вечернего концерта, когда я пришла в гости к сестре, мой внучатый племянник-третьеклассник с горящими глазами рассказывал, что он видел и слышал на утренней встрече с музыкантом. И добавил: «А у него скрипка умеет говорить!». «Это музыкант такой талантливый», – возражаю я. «Хорошо, и скрипка тоже!» – подытожил он.

Участие… через «Участие»
Когда в нашей жизни появляется человек и дарит что-то: игрушку, цветы, билет на концерт, и от этого подарка в сердце расцветает весна, – мы благодарим судьбу, пославшую встречу с ним. В случае с Михаилом Казиником благодарность выпала председателю фонда ОМК «Участие» Ирине Седых.
– Как-то мне в руки попала книга Михаила Семёновича «Тайна гениев». Она перевернула всё в моей душе, – рассказывает она. И как маму двоих детей меня всегда волновало, как воспитать их, чему научить. И тут в книге – знания, то культурное достояние, которым мы владеем, которое можно отдать детям. Захотелось лично познакомиться с этим человеком. Осенью 2010 года это общение состоялось. И я поняла: тот дар, та энергия, те знания, которыми владеет Михаил Казиник, необходимо передать детям, чтобы у нас выросло новое поколение людей мыслящих, образованных и счастливых, и которые построят свою счастливую жизнь. Нашему фонду уже три года и за это время мы оказали адресную помощь попавшим в беду девчонкам и мальчишкам, многодетным семьям, сиротам, тяжелобольным ребятишкам, а также медицинским и социальным учреждениям, реализующим программы лечения и ухода за детьми. Среди партнёров фонда НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина, Выксунская центральная районная больница, военно-патриотический клуб «Поиск» и т.д. Но свою задачу сотрудники фонда видят и в развитии в подрастающем поколении того творческого потенциала, который заложен в каждом. Страна, обладающая богатейшим культурным наследием, не имеет права не передать его детям. Именно поэтому решили сделать серию программ, чтобы познакомить с творчеством, историей, культурой, духовным наследием…
    Михаил Семёнович дал старт этой программе, и он приедет к вам ещё не раз, будут и другие гости. А результатом подобных встреч и программ должно стать духовное очищение детей, а через них и их родителей.
    На это гость ответил так: – Я всегда рад сотрудничеству с теми, с кем совпадают мои цели. С фондом у нас общие цели, я отказался от заграничных концертов и приехал к вам, в Выксу. Буду рад делать для вас любую важную работу.
    И в доказательство сотрудничества исполнительный директор фонда Лариса Орловская подарила гимназии, музыкальной школе, коррекционной школе и социально-реабилитационному центру набор дисков с записями бесед о культуре Михаила Казиника.

«Не раздавите бабочку…»
В беседе с представителями местных СМИ Михаил Семёнович был уже не Сказочником, а трибуном, чей глагол жёг сердца и побуждал к немедленному действию по спасению нации.
    – Я не согласен, что определённая группа детей находится в беде, – строго начал он. В беде все дети. И это началось не сегодня, и не вчера, а с 1917 года, кульминация пришлась на 30-40-50-е, продолжалась в 60-70-х. Вырублен генетический код нации. Исчезла с лица земли великая русская интеллигенция, целая группа людей, которые были цветом цивилизации. И они не родили детей, мы не дождались от них внуков и правнуков. Для восстановления требуется колоссальная, невиданная доселе работа! Это надо делать сегодня, ибо завтра будет поздно.
    В ХIХ веке русская культура поднялась до такой степени, что повлияла на развитие духа и культуры всего ХХ века! А сама погибла. Если вы спросите у  латиноамериканского, французского писателя, откуда они вышли, ответят: из Гоголя и Достоевского!
    Вся музыка ХХ века – из Мусоргского и Чайковского.Россия в ХIХ веке породила такой тип человека, который не был заинтересован материальным, а лишь духовным… а образование достигло того уровня, которого нигде и никогда не достигало, разве что только в античном полисе с его семью свободными искусствами. Катастрофа, невиданная по своим масштабам, сломила это торжество русского духа. Но если бы в 80-е годы ХХ века произошло действительно Покаяние, которое предсказал своим фильмом Абуладзе, и если бы мы приняли предупреждение, заложенное в другом фильме – «Чучело», то мы могли бы возродиться… Как показала история, мы не талантливы в производстве компьютеров, машин, но это не означает, что мы бездарны. У нас другая миссия на земле. Мы дарим миру величайшую по духу музыку, литературу, философию. Россия дала величайших композиторов, поэтов, писателей, блистательных музыкантов-исполнителей, актёров…
    Я был очень рад встрече с фондом «Участие». Всегда приветствую тех людей, у которых совесть и деньги в одном кармане… Русскую культуру всегда питали купцы, промышленники, дворяне, которые отдавали свою десятину. Именно поэтому в России ни один художник не умер с голоду. Поэтому в России и процветали Московская, Петербургская, Саратовская консерватории. И до сих пор это откликается талантливыми музыкантами. Встречаю в каждом русском городе таких замечательных пианистов, как нижегородка Наталья Гинес, которая аккомпанировала мне.
    Обидно, что музыканты уезжают на Запад…
    …Наисчастливейшим днем своей жизни считаю тот, когда в Каунасе, в большом концертном зале вместе с величайшим скрипачом и дирижёром Гедиминасом мы вели концерт. Звучала музыка Шостаковича и Чайковского, а толпа штурмовала телецентр. В зале не было ни одного русскоговорящего. И когда я стал рассказывать о величии русского духа, русской культуры, зал встал и зааплодировал. Я сказал тогда: «Мои родные! Ваши аплодисменты знак того, что у народа, давшего миру Чюрлениса, нет никаких конфликтов с народом, давшим миру Чайковского! Конфликты нужны властям, а не народу».
    Завершая вечерний концерт, Михаил Семёнович рассказал эпизод-притчу из книги Рея Бредбери. Охотники пошли по тропе в век минувший с условием, что они не сойдут с неё. Но один споткнулся и раздавил бабочку. Всего лишь. Это обернулось страшной катастрофой в будущем.
    – То, что долго и трудно Россия созидала в ХIХ веке, не должно пропасть, – убеждал маэстро. Идите осторожно по тропе. Не раздавите бабочку. Об этом я говорю со своими слушателями на «Серебряном дожде» и на всех встречах в залах мира. Поэтому я призываю вас жить по закону Канта: «Культура, дух, искусство – высшее и первейшее доказательство бытия Бога». Обнимаю вас музыкой. Ваш Михаил Казиник.

Для справки
Михаил Казиник родился в 1951 году в Ленинграде. Детство и ранняя юность прошли в Витебске, центре русской интеллигенции, где в то время жила плеяда выдающихся людей – И. Соллертинский, К. Малевич, Марк Шагал.
   На скрипке стал играть с 6 лет. (Отец и дедушка по линии матери играли на этом инструменте). Музыкальное образование получил в Минске и Ленинграде, у Бронштейна и профессоров Гольдштейна и Ваймана. Обладатель первой премии среди скрипачей консерваторий на конкурсе, посвящённом 200-летию Бетховена в 1970 году. В 70-80-е годы гастролировал по СССР с концертами и лекциями по искусству, культуре. С 1991 года живёт в Швеции, но регулярно проводит концерты по всему миру. Создатель международной творческой школы, занятия которой проходят в разных уголках стран мира, в том числе и в России (Крым, Подмосковье).
   Вместе с режиссёром Юрием Ледерманом поставил и сыграл в спектаклях «Моцарт против Сальери», «Вместо чайки», «Кармен» и т. д.
   Автор многочисленных статей о культуре и искусстве. Книга «Тайны гениев» выпущена тысячными тиражами и изменила мировоззрение тысяч людей. В ноябре прошлого года вышла вторая – «Тайны гениев-2, или Волновые пути к музыке». Ведёт музыкальные передачи на радиостанциях «Орфей» и «Серебряный дождь». Ведущий авторской программы «Тайные знаки культуры» на «Серебряном дожде» и главное действующее лицо цикла телепередач «Свободный полёт».

Елена Липатова