Один день без автомобиля

account_circle
visibility
«Наверно, скоро мы ходить разучимся, уже привычка ездить в нас живёт. Пройти пешком всего два шага мучимся, 100 километров на авто не в счёт…». Под эту задорную песенку лет 20...

«Наверно, скоро мы ходить разучимся, уже привычка ездить в нас живёт. Пройти пешком всего два шага мучимся, 100 километров на авто не в счёт…». Под эту задорную песенку лет 20 назад российская молодёжь отплясывала на дискотеках. Кто знал, что музыкальный шедевр впоследствии станет настоящим пророчеством! Сегодня автомобили действительно буквально всё заполонили.

22 сентября во многих странах мира отмечается Международный день без автомобилей. В рамках эко-акции люди самых разных возрастов, национальностей и социального положения пересаживаются на общественный транспорт, велосипеды или становятся пешеходами – хотя бы на день. Если верить истории, традиция проводить такой щадящий для атмосферы день зародилась во Франции в 1998 году. Сейчас к ней присоединились более двух тысяч городов по всему миру, среди которых Москва, Калининград, Казань, Челябинск, Курск, Нижний Новгород и другие. Выксунцы, вы можете поступить так же! А мы приведём доводы «за», чтобы закрепить желание помочь городу, в котором живём…

Рабы удобств или конформисты
Сегодня, во время глобальной автоматизации, многие люди просто не мыслят своего существования без привычных им вещей, которые в большинстве своём очень сильно упрощают жизнь. Компьютеры, сотовые телефоны, посудомоечные машины, универсальные чудо-печи, газонокосилки и многое, многое другое. Быстро, просто и очень удобно. Раз! – и готово. Однако, как показывает практика, к хорошему быстро привыкаешь. Поэтому, отказавшись по воле случая от чего-то из перечисленного, делать то, что некогда казалось простым (к примеру, стирать бельё вручную) становится попросту затруднительно. И если от самостоятельной готовки еды, написания писем, скашивания травы косой люди отказались ещё не полностью, то вот на замену пешим прогулкам практически у каждого пришла поездки на общественном транспорте, велосипедах, скутерах и, что более распространено, автомобилях. Совершенно неоспоримый факт – машины экономят наше время, причём делают это с комфортом и, что характерно, с ветерком. И не дай Бог, если она вдруг поломается… Всё – трагедия века. Со стороны же сей факт смотрится очень даже забавно. Только представьте: в обычной среднестатистической семье, привыкшей решать свои проблемы и задачи посредством передвижения на авто, один день вдруг проходит без его наличия…

Утро. Оно, о ужас, начинается на несколько часов раньше. Невыспавшиеся родители и дети поспешно собираются и разбегаются каждый в своём направлении. Отец семейства зачастую сразу идёт на работу, а вот хранительница очага с сумочкой на плече одной рукой катит младшенького в коляске, другой ведёт не поспевающего за ней старшего ребёнка. Мало того, что это тяжело и неудобно, так ещё и очень выматывает. Но вот дети пристроены (кто в детсад, кто в школу), она на работе, стало быть, можно успокоиться, но… Пройденный путь и физические нагрузки сделали своё дело – несмотря на начало рабочего дня возникает ощущение, что отработала полную смену, причём с молотом в руках и колодками на ногах. Ну да ладно.

Вечер. Он, к большому сожалению, раньше не наступает. А впереди то же самое, что было утром, только в обратном порядке и с заходом в магазины, на почту, к родственникам и т.д. (Те, у кого подобное происходит регулярно, могут сказать, что это ерунда. Однако не судите строго, мы ведь говорим о той семье, которая к такому распорядку дня не привыкла благодаря имеющемуся в наличии автомобилю). Далее, сами понимаете, начинаются домашние хлопоты: стирка, глажка, готовка, уборка и только после этого долгожданный сон, который, в случае опять-таки отсутствия авто, получается урезанным (вставать-то надо на час раньше!)

Резюмируя вышесказанное, получим своего рода мораль – автомобили и прочая техника, конечно, значительно упрощают нам жизнь, однако вместе с тем ставят в некую зависимость и одновременно ограничивают нашу свободу. Задумайтесь, как много мы теряем от этой «автоматизации» – не будь у нас сотовых телефонов, мы бы чаще встречались с родными и близкими; откажись мы хотя бы на день от авто (причём все разом), получили бы просторные, тихие улицы со множеством идущих по ним пешеходов, среди которых обязательно встретятся те, кого так давно не видели... Новые эмоции, новые мысли, чистый воздух, в конце концов. Всего этого порой так не хватает в каждодневной суете, что иной раз хочется уехать в какую-нибудь глухую деревушку, где будешь недосягаем ни для сотовой связи, ни для автомобильной загазованности.

Без зависимости от авто
Трудно поверить, что до XX века почти все города мира были полностью свободны от автомобилей. Спустя всего лишь 100 лет армады машин заполонили автомагистрали планеты. В некоторых городах есть зоны, куда не позволено въезжать на авто, но всё же хочется найти места, где население решает свои проблемы вне зависимости от транспорта. Представляем вниманию читателей несколько населённых пунктов, жители которых серьёзно заботятся о чистоте воздуха. Если вы решите там побывать, не забудьте взять с собой пару удобных, лёгких туфель.

Остров Сарк, Великобритания
(население 560 человек)
Сарк, находящийся в юго-западной части Ла-Манша, представляет собой более 60 км изумительного побережья. На территории острова разрешены только конные экипажи, велосипеды и тракторы, хотя для людей пожилого возраста ограничения сняты: им позволено передвигаться на электрических колясках. Пассажиры и товары прибывают только паромом, так как на Сарке нет аэропорта и полёты над островом строго запрещены.

Остров Макино, штат Мичиган, США (население 600 человек)
В то время как для некоторых людей конные экипажи могут показаться романтической новинкой, для 600 жителей острова Макино, расположенного на реке Гудзон, они стали просто стилем жизни. На территории этой туристической достопримечательности площадью около шести квадратных километров предусмотрительно запретили все моторизированные средства передвижения ещё в 1898 году, и сегодня дозволен лишь шум моторов мотосаней и автомобилей «Скорой помощи». Передвигаться можно только пешком, на велосипеде или в конном экипаже.

Остров Гидра, Греция (население три тысячи человек)
Собрались посетить Грецию и хотите избежать дорожного движения? Отправляйтесь гидрокрылом или катамараном на остров Гидра, где запрещены какие-либо моторизированные средства передвижения, кроме грузовиков для сбора мусора. Лошади, ослы и водные такси – вот основной выбор, но город такой маленький, что почти все добираются до места назначения пешком.

Медина Фес-аль-Бали, Марокко (население 156 тысяч человек)
Медина Фес-аль-Бали считается одной из самых обширных непрерывных городских зон без автомобилей в мире. Узкие улочки – это древнее наследие, в некоторых местах их ширина составляет лишь 60 см. По Медине не могут ездить не только автомобили, даже на велосипеде передвижение ограничено из-за нехватки пространства.

Остров Ламу, Кения (население более 2 тысяч человек)
Когда-то Ламу был центром работорговли, а сегодня стал туристической достопримечательностью во многом благодаря тому, что этот остров упоминается в Списке объектов мирового наследия как самое старое и наилучшим образом сохранившееся поселение cуахили в Восточной Африке. В связи с тем, что там запрещены автомобили, самым распространённым способом транспортировки являются ослы. На острове обитают порядка 2-3 тысяч работающих ослов.

Ла Кумбресита, Аргентина (население 345 человек)
Расположенный в Альпах город Ла Кумбресита с его маленькими, выложенными камнем улицами объявлен пешеходным и сосредоточен на экотуризме. Не дозволены какие-либо моторизированные средства передвижения, попасть в город можно только пешком после того, как вы оставите автомобиль на парковке на приличном расстоянии от главного входа. Можно снять комнату или номер в отеле в альпийском стиле, а имея разрешение, расположиться в палатках прямо на улице.

Венеция, Италия (население 70 тысяч человек)
О, Венеция! В этом очаровательном городе варианты передвижения ограничены либо пешей прогулкой, либо плаванием на лодке. Другими словами, именно тем, что в течение веков делали венецианцы. Этот город представляет собой самую большую городскую зону без автомобилей в Европе и может похвастаться 400 мостами, соединяющими 118 маленьких островов, на которых он, собственно, и построен.

Где самые длинные пробки в мире?
Компания IBM (IBM Commuter Pain Survey) провела глобальное исследование транспортных проблем городов. В ходе его были опрошены 8192 автомобилиста в 20 городах на пяти континентах. По результатам исследования IBM составлен рейтинг, в котором каждому городу присвоено значение, отражающее эмоциональный и экономический ущерб от передвижения по городу по шкале от 1 до 100, где значение 100 соответствует самому негативному результату. Этот рейтинг демонстрирует различия между городами по степени серьёзности проблем, связанных с повседневными поездками на автомобиле. Итак, самыми проблемными в этом плане оказались: Пекин, Мехико, Йоханнесбург и Москва.

Самый лучший результат – у Стокгольма, Мельбурна, Хьюстона и Нью-Йорка. При составлении рейтинга учитывались 10 показателей: время пути и ожидания в пробках, согласие с такими утверждениями: цена на топливо стала слишком высока, ситуация на дорогах ухудшилась, движение в режиме старт/стоп является проблемой, вождение автомобиля вызывает стресс и раздражение, дорожные заторы оказывают негативное влияние на работу, ситуация на дорогах была настолько плоха, что движение остановилось, решили отказаться от поездки из-за транспортных пробок.

Вот пятёрка городов-лидеров, набравших наибольшее количество баллов: Пекин – 99, Мехико – 99, Йоханнесбург – 97, Москва – 84, Нью-Дели – 81. Завершают список Нью-Йорк (19), Хьюстон (17), Мельбурн (17) и Стокгольм (15).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что во многих городах повседневные поездки на автомобиле на работу и с работы сопряжены со значительными трудностями. Например, 57% респондентов отметили, что ситуация на дорогах оказывает негативное влияние на их здоровье, 29% – на работу или учёбу.

Что примечательно, почти половина пекинских автомобилистов констатировали, что за последние три года ситуация на дорогах улучшилась (48%, это самый высокий показатель среди всех участвовавших в исследовании стран), несмотря на то, что столица Китая является самой проблемной в этом плане. Что ж, наверняка администрация Пекина приложила немало усилий по совершенствованию городской транспортной сети, есть с кого брать пример.

Сколько транспорта в России?
Столица России уже давно вошла в новостные ленты различных агентств мира как самый загруженный транспортом город. Однако многочасовые пробки в часы пик можно лицезреть практически в каждом городе. Одно из российских аналитических агентств провело исследование, чтобы определить, какое количество автомобилей сегодня эксплуатируется в нашей стране.

Согласно данным агентства, в России около 41 млн транспортных средств, из них 33,51 млн легковых автомобилей, 3,56 млн лёгких коммерческих (в т. ч. микроавтобусов), 3,53 млн средних и тяжёлых грузовиков, а также 374 тысячи автобусов. Эксперты утверждают, что за последние три года автопарк увеличился более чем на пять млн, ещё через пять лет будет насчитывать уже около 50 млн транспортных средств.

P.S. Итак, согласно статистическим данным этого года, на тысячу россиян приходится 250 автомобилей, то есть примерно у каждого четвёртого есть своё личное механическое средство передвижения. Многовато. Но вряд ли кто-то из нас задумывается, для чего оно, собственно, нужно: ради престижа, «галочки» или в этом действительно есть острая необходимость?
Проект Юлии Сиденьковой.
Фото из открытых
интернет-источников
 

Проект Юлии Сиденьковой. Фото из открытых интернет-источников