Один подшипник из пяти тысяч

account_circle
visibility
Насколько высокой была планка контроля качества комплектующих летательных аппаратов, Виктор Мудрак знает очень хорошо. С 1965 по 1984 год он работал в Самаре, в филиале четвёртого государственного подшипникового завода. Продукция,...

Насколько высокой была планка контроля качества комплектующих летательных аппаратов, Виктор Мудрак знает очень хорошо. С 1965 по 1984 год он работал в Самаре, в филиале четвёртого государственного подшипникового завода. Продукция, которую здесь выпускали, предназначалась для авиации и военно-промышленного комплекса, в том числе главного управления ракетного вооружения, а Виктор Андреевич руководил группой военной приёмки. Выбирая профессию офицера, он и не думал, что его служба в какой-то степени будет связана с освоением космоса. Окончив с красным дипломом Выборгское авиационно-техническое училище, лейтенант Виктор Мудрак получил назначение в Закарпатский истребительно-авиационный полк. Он отвечал за техническую подготовку полётов. Затем – учёба в Киевском высшем военном инженерном училище ВВС, откуда и направили в Самару. Как выяснилось, предстояло контролировать качество изготовления маленькой, но очень важной детали для систем управления и ракет. Это – специальные подшипники диаметром несколько мм, диаметр шарика 0,36 мм, погрешность – 0,3 микрона. На сборке работали только женщины, а сам процесс производства по трудоёмкости и степени сложности в спецреестре приравнивался к изготовлению аппарата искусственной почки. Технологический процесс состоял из 300 различных операций, каждая из которых подвергалась тщательному контролю не только внутрицеховых специалистов, но и представителей службы военной приёмки. Из пяти тысяч готовых подшипников только один-два отбирались для космических аппаратов, остальные использовались в других отраслях.
   В далёких 70-х Виктору Андреевичу, как руководителю группы военной приёмки, пришлось столкнуться с серьёзным испытанием. В 1971 году погиб экипаж космонавтов в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Комиссия проводила расследование причин, к ответу привлекали всех, кто имел какое-то отношение к программе «3К», в том числе изготовителей и поставщиков комплектующих оборудования. Продукция, качество которой контролировала группа В. Мудрака, использовалась в системе навигации. К её работе у экспертов не было претензий. Позже назвали и причину гибели космонавтов – разгерметизация спускаемого аппарата. После этого случая Виктор Андреевич ещё тринадцать лет продолжал нести ответственную службу.
   Сын Владимир пошёл по стопам отца, только его служба была непосредственно связана с освоением космоса. Он окончил Пермское авиационно-техническое училище. Первым местом службы стал военный аэродром в Чкаловске. После окончания Рижской военной академии его направили в Звёздный, в центр подготовки космонавтов. Владимир Викторович руководил исследовательской лабораторией, в которой проводились испытания на длительность пребывания в космосе. Затем назначили начальником организационно-планового отделения боевой подготовки и конт-роля управления полётами.
   К сожалению, в 2000 году жизнь подполковника Владимира Мудрака оборвалась – сказалась сложная работа. Но в Звёздном Владимира Викторовича и сегодня помнят, а это – лучшая награда отцу за сына. Людмила Алексеева

  • Первый в мире полёт в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6». 12 октября 1964 года стартовал первый многоместный космический корабль «Восход». В экипаж корабля вошли космонавты Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Борис Егоров.
  • С 1 по 19 июня 1969 года первый длительный космический автономный полёт совершили космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов на космическом корабле «Союз-9».

На фото: Главные по приёмке (В.А. Мудрак второй слева)