Всё благодаря сапогам!.. Но и без смекалки не обошлось
Почти век назад, в 1913 году, были построены первые в России линии электропередачи напряжением 35 кВ. По ним электроэнергия торфяной электростанции в Богородском передавалась в село Зуево и город Павловский Посад Московской области.
Первым в истории нашей страны человеком, поднявшимся на опору для монтажа провода, был житель с. Зуево Арсений Буланов. Строительство первой в России линии вело акционерное общество «Электропередача». Руководил работами один из крупнейших российских энергетиков своего времени Роберт Классон.
Проекты представили на утверждение губернской управе. Инженеры согласились со всем, кроме одного дополнительного требования: в местах, где линии пересекают дороги, повесить металлические сетки на случай падения проводов на землю. Но как ни возмущались Классон и его товарищи, пришлось уступить. Руководить монтажом линий и подстанций поручили молодому инженеру Александру Винтеру.
Подряд на вывоз столбов взял житель Зуева Илья Носов. Набрал артель из односельчан и приступил к работе. Кое-где ещё лежал снег, в низинах стояла вода, и весь первый день рубили хворост, делали настил из бревён и веток для проезда через топкое место. Лошади вязли в ещё неокрепшей колее, однако мужики исправно шли к заданной цели, и вскоре столбы были развезены по всей пятнадцативерстной трассе.
Собирала опоры уже артель плотников. Вершины двух столбов соединяли болтами, привязывали по два куска рельса, а рядом сразу копали ямы. Поднимать первую опору Винтер прислал техника. Тот посмотрел, прикинул и велел между двумя ямами врыть бревно. На вершину бревна подвесили железный блок, пропустили через него трос от лебёдки, конец троса привязали к опоре. Начали крутить ручки лебёдки, макушка опоры пошла вверх. Как только рельсы оторвались от земли и повисли над ямами, трос сдали назад. Опора стала «ногами» в ямы, и мужики эти ямы быстро засыпали. Так за месяц поставили все опоры.
Вешать и натягивать провода никому из рабочих прежде не приходилось. В артель для такого ответственного дела подобрали 12 самых крепких, смекалистых и расторопных. Старшим назначили Арсения Буланова – единственного грамотного мужика из артельщиков, назвав его мудрёным словом – шеф-монтёр. Инженер привёл их на трассу, показал на большие барабаны с витым медным проводом, на груду фарфоровых изоляторов, рассказал как и что делать.
Из всей артели только Арсений Буланов был в сапогах, остальные – в лаптях. К ним металлические «кошки» не пристроишь, а как ещё на столб взобраться? Пришлось Буланову привязывать «кошки», крепить на поясе пеньковую верёвку и лезть. На опоре он перекинул верёвку через траверсу, на земле к ней привязали изолятор. Арсений его подтянул, воткнул штырём в дыру на траверсе и снизу прикрутил гайкой. Затем подтянули провод. И пошла работа. Закончили уже затемно. Они тогда и не знали, что в то лето 1913 года положили начало новой, очень нужной для России профессии электромонтёра.
Вторую линию 35 кВ на Павловский Посад строили в том же 1913 году, но опоры использовали металлические. Их делали у Гужона (сейчас – Московский метзавод «Серп и молот»), железнодорожными платформами доставили до Павловского Посада, а дальше развозили на лошадях по трассе. Руководил работами инженер Михаил Карпов, а шеф-монтёром по монтажу проводов и здесь назначили Арсения Буланова.
Татьяна Щукина. спользован материал из журнала «Единая сеть»