Он учил самолёты побеждать страх

visibility
А сегодня разводит розыЗа время службы подполковник авиации лётчик Николай Балин налетал на боевых самолётах 3700 часов. Имеет звание парашютист-инструктор. – В авиации все отношения построены на доверии. И главное...

А сегодня разводит розы
За время службы подполковник авиации лётчик Николай Балин налетал на боевых самолётах 3700 часов. Имеет звание парашютист-инструктор.

– В авиации все отношения построены на доверии. И главное для лётчика – это приказ и совесть. В воздухе он один на один с мощной техникой. И какой бы совершенной она ни была, решение всегда принимает тот, кому подчиняется эта махина. Когда возникает нештатная ситуация, ты должен за несколько секунд принять решение. Пожар в хвостовом отсеке… Проверь. А вдруг информация неверна? Катапультироваться? А под тобой населённый пункт…

Николай Борисович рассказывает просто, даже как-то буднично. Это весьма ответственно: принять технику, только что рождённую, созданную на заводе, и перегнать на базу. И самолёт-то особенный, фронтовой бомбардировщик-штурмовик с ракетно-бомбардировочным вооружением на борту. Ответственность огромнейшая. Напряжение соответствующее. Потому и дисциплина – строжайшая. И никаких ста граммов для разрядки после полётов. Постоянная готовность.

– Был такой случай. 1976 год. Рига. Отгремели ноябрьские празд-ники. Вдруг 8 ноября в 4 часа утра приказ: перехватить большой противолодочный крейсер. О корабле было известно лишь то, что палуба окрашена в красный цвет. Эскадрилья самолётов поднялась в воздух. Шли на малой высоте. Опознать корабль можно лишь визуально по единственной пометке: цифре 500 на палубе. Но задачу мы выполнили. Предупредительными бомбометаниями корабль был остановлен в нейтральных водах.

– Во время перегона техники на большие расстояния, наверное, случалось всякое…
– Бывало. Как-то перегоняли самолёт в Германию и над Белоруссией попали в мощный грозовой фронт. Назад пути нет, впереди – чёрные облака со сверкающими молниями. Но нашли на экране бортового локатора место посветлее и влезли в облако. Свалились в штопор, нас изрядно потрясло. На высоте две тысячи метров всё-таки вышли к горизонту.

– А пристрастие к прыжкам с парашютом у вас откуда?
– Когда не было полётов, занимались физподготовкой и парашютными прыжками. Мне это очень нравилось, и я прыгал с удовольствием. Освоил самые современные на тот момент. Подготовился на уровне инструктора парашютного спорта.

– Ваши пожелания молодым лётчикам?
– Быстрее осваивать новую технику. Чтобы в жизни у вас всегда была точка возврата. Чтобы страна наша быстрее перево-оружилась на самолёты пятого поколения и, конечно, чтоб государство заботилось о ВВС.

– И ещё один вопрос. Чем занимается на пенсии подполковник Николай Балин?
– Развожу цветы. Главным образом – розы.

– Спасибо вам за беседу. Удачи вам в выращивании роз!

Елена Липатова. Фото из семейного архива