ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ

account_circle
visibility
Основы православной культуры (ОПК) – предмет культурологический. И опасения некоторых родителей, что их детям будут насаждать веру, необоснованны. А вообще спрашивал ли их кто-либо о том, что они хотят для...

Основы православной культуры (ОПК) – предмет культурологический. И опасения некоторых родителей, что их детям будут насаждать веру, необоснованны. А вообще спрашивал ли их кто-либо о том, что они хотят для своих детей?

Учитель иностранного языка Шиморской школы Нина Васильевна Курникова говорит:
– У нас в школе спрашивали! И что особенно приятно, ни один не сказал, что это ненужный или «вредный» предмет. Теперь, с начала учебного года, в двух 5-х классах я буду преподавать ОПК.

– Почему преподавать будете именно Вы?
– Обычно религиоведческие дисциплины, ввиду недостатка педагогов-теологов, отдаются на откуп педагогам-историкам. Очевидно, в силу сложившихся традиций. Я всегда считала: ну и что, что я преподаю иностранный! Духовно-нравственным воспитанием в школе должен заниматься каждый учитель. В первый раз на курсы по такому воспитанию я попала лет пять назад. Их организовал, в бытность свою благочинным, о. Геннадий Колоколов. Приехали из Москвы преподаватели, я узнала много нового, интересного. Тогда и появилась у меня мысль: всё то же должны узнать и дети. Однако меня осадили: не время! Рано! Ну, нет, так нет. Два года я занималась с детьми в воскресной школе Шиморского. Закон Божий, репетиции постановок сценок к православным праздникам. Стала замечать: дети, те что посещают школу при храме, отличаются от других. Они мягче, спокойнее. Не может такая школа научить плохому. Очень хотелось, чтобы подобные знания получали и дети в массовой школе.

Предприняли для этого какие-то шаги?
– Конечно. Опять же «с подачи» о. Геннадия съездила на международные Рождественские чтения в Москву. Уровень мероприятия, наверно, ясен из самого его названия. Это нечто потрясающее. Самые разнообразные секции от сугубо церковных до православно-светских. Богословы и историки, учёные и обычные педагоги, общественность, молодёжь и, главное, конечно, духовенство – все они, казалось, были озабочены одним: образованием и воспитанием подрастающего поколения. Вернувшись домой, я сразу же пошла к директору школы и сказала, что мы просто обязаны вводить Основы православной культуры у себя как обязательный предмет. Рада, что мы поняли друг друга. И главное, что с нашим предложением согласились родители учеников. Нам поверили, что мы не собираемся навязывать веру. Мы хотим, чтобы дети узнали как можно больше о культуре своего народа, русской культуре, которая неразрывно связана с культурой православной. Мы начинаем в 2010-2011 учебном году. План уже составлен.

– Вы полностью готовы к тому, чтобы начать преподавать?
– Да. Я окончила ещё одни курсы, специальные. Поездка на эту учёбу была организована Выксунским благочинием. Курсы повышения квалификации преподавателей по направлению «Основы теологического образования» проводились на базе Московской Духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре. Попробую просто перечислить предметы, которые мы (кроме меня, на курсах побывали ещё семь выксунских учителей) успели изучить. Священная история Ветхого и Нового завета, христианская антропология, наука и религия, христианский этикет, православие и музыкальная культура, православие и русская литература, основы духовной безопасности… Можно и продолжать, но, по-моему, любому понятно, ни о каком насаждении веры речь не идёт. Зато очевидно: православие – это целый мир. Чтобы постичь его со всеми особенностями, богатством, духовно-нравственным содержимым, вечным, древним и, одновременно, всегда прогрессивным, не хватит целой жизни.

– Перед Вами стоит непростая задача…
– Я вижу её в том, чтобы суметь заинтересовать ребёнка. В рамках школьного курса можно показать: что, где, когда, как. Уверена, что ребята обязательно увлекутся изучением основ православной культуры. Вместе с удостоверениями об окончании упомянутых курсов (их два, одно – церковное, другое – государственного образца) из Москвы я привезла много замечательных книг, дисков, пособий. У нас всё получится, вот только бы кабинет для ОПК подремонтировать. А то стены в нём выкрашены тёмно-синей краской, тоска берёт… Нужен и телевизор, и DVD. Надеюсь, всё будет рано или поздно. И ребятишкам всё понравится.

– А Вам что больше всего понравилось на московских курсах?
– Правильнее сказать, не что, а кто. Один из преподавателей, Андрей Остапенко, директор православного лицея в Полтаве. Очень был интересным его анализ систем преподавания в СССР, в постсоветской, так называемой демократической России и в РПЦ. Остановимся на первых двух: если кодекс строителя коммунизма некоторым образом всё же пере-кликался с библейскими заповедями, Россия, отказавшаяся от идей коммунизма, похоже, отринула всякую идеологию вообще, заменив её на потоки грязи, лавины негатива и пропаганду вопиющей безнравственности. Касаемо же Церкви: в лицее у Андрея Остапенко нет ни одного ученика, который хоть раз попал бы в детскую комнату милиции (ПДН, КДН и пр.). Хороший показатель, правда?
Понравилось духовенство, монахи в лавре… Каждую свободную минуту я шла в храм, прикладывалась к мощам, стояла службы, слушала пение церковного хора. Кто хоть раз побывал в Сергиевом Посаде, наверное, помнит это ощущение исконно русской мощи, исходящей даже от стен монастыря. Ощущение Родины. Чувство защищённости, данной Богом.

– Вы из верующей семьи?

– Воспитывала меня мама. Она верила глубоко и искренне, отлично знала службы. Старалась донести это до детей. Думаю, не будь мамы, в моей жизни многое сложилось бы иначе. Но поскольку выросла я в вере… С раннего детства знала, что главный праздник не Первомай, не Новый Год, а Пасха, Светлое Христово Воскресенье. Испечёт мама куличи, в зале поставит, аромат по всему дому! Так бы и попробовала, а она говорит: «не сметь! Только завтра, в Пасху!» Так и я. Поверите, ни разу куличи не покупала, всегда сама пеку. Как мама. Она сумела нам, детям, дать то, что должна давать каждая мать своему ребёнку. И каждый учитель – своему ученику.