Поговорим о шоплифтинге по-выксунски

account_circle ВР
visibility
На профессиональном жаргоне магазинные кражи называют шоплифтингом. Это особая разновидность воровства, при которой совершается бесконфликтное хищение товара в магазинах розничной торговли. Сегодня поговорим о шоплифтинге по-выксунски.

Специалисты высказали мнение и обозначили тенденции

В администрации округа прошёл круглый стол, посвящённый шоплифтингу. Рассматривали вопрос с точки зрения распространённости этого вида правонарушений среди несовершеннолетних.

Каковы масштабы проблемы? По данным полиции, из 29 зарегистрированных преступлений, совершённых подростками, 17 состояли именно в хищении чужого имущества. Это те случаи, которые были официально зарегистрированы в отделе полиции. По факту подобных правонарушений гораздо больше, об этом говорят представители магазинов самообслуживания – сетей «Магнит», «Пятёрочка», «Атак», «Бристоль». Просто чаще всего дело заканчивается звонком застигнутого за воровством подростка родителям, те приходят и возмещают ущерб. Так проще. Объясняется это и снисходительностью взрослых, которые не хотят «портить жизнь подросткам» и вызывают полицию только тогда, когда сталкиваются со злостными нарушителями, приходящими в торговые залы ради шоплифтинга из раза в раз.

Подробнее о чём шла речь на встрече можно почитать в статье «В администрации округа прошёл круглый стол, посвящённый шоплифтингу».

От малой шалости    – к преступлению

27 февраля. Круглый стол, посвящённый проблеме шоплифтинга, объединил специалистов администрации округа, полиции, прокуратуры, сфер образования, здравоохранения и торговли

Ксения Абдулхакова. Фото автора


Откуда взялся этот непонятный шоплифтинг?

Субкультура пришла в Россию с Запада. Она зародилась в США в 50-х годах прошлого века. Для обывателей шоп-лифтер ничем не отличается от обычного вора. Он приходит в магазин, берёт вещь и выносит её без оплаты. Но для самого приверженца движения всё обстоит несколько иначе.

В его основе лежит философия, выстроенная на принципах противостояния капитализму. «Зачем платить, когда можно вынести?» – призывают сообщества анонимных и не очень последователей идеологии в социальных сетях. Шоплифтинг сегодня особо популярен среди молодёжи. Группы в интернете позволяют им обмениваться опытом и учиться использовать технические средства.

Вместо слова «кража» используется «освобождение вещи». Шоп-лифтер не похищает продукты или одежду. Он их «тащит». Защитная бирка зовётся «алармом», а на выходе неудачливого крадуна задержит «валет». Так именуют охранника. 

Всё это – подмена понятий. Психологический приём, который давно известен и используется довольно часто. Его суть проста. С детства родители и общество закладывают в ребёнка негативное отношение к определённым явлениям. Воровать – плохо. Но интернет рассказывает о том, как это весело, круто и молодёжно. И для юношей и девушек быть шоплифтером – уже не преступление, а борьба против системы.


Как всё начинается

Компания друзей, большой магазин, адреналин и захватывающее дух ощущение нарушения правил – что ещё нужно подростку, чтобы веселиться? Первые кражи в супермаркетах совершаются именно так. Неумело, в компании более опытных, человек с колотящимся сердцем вытаскивает шоколадку за 100 рублей и упаковку жвачки. 

Яркие ощущения и сладость «победы над капитализмом» запоминаются и очень скоро он приходит вновь. За более крупной добычей.

Среди шоплифтеров не принято «по-тихому» совершать преступления. Фотографиями награбленного они делятся в тематических пабликах в социальных сетях. Большинство из таких сообществ – закрытые. Попасть туда можно лишь по рекомендациям бывалых членов или за денежный взнос. 

Подростки и молодые люди подбадривают друг друга, ставят лайки и соревнуются в том, кто украдёт на большую сумму. Постепенно магазинная кража входит в привычку. Из приключения она становится обыденностью, и тогда начинается следующий этап.


Рано или поздно попадается каждый. Нет неуязвимых. Профи ловят примерно раз в год, новичков гораздо чаще. Ты ещё не знаешь, а служба безопасности уже берёт под наблюдение. Много сотрудников в штатском ходит по торговому залу. Мне не хочется позорить семью, пришлось отказаться от хобби.

Арсений, 23 года, фрилансер


Переход к организованной преступности

Работа на заказ. Основная цель шоплифтера – сетевые розничные магазины. Большой популярностью пользуются продуктовые гиганты и дилеры брендовой одежды. Из первых можно вынести от одной до нескольких бутылок элитного алкоголя, из вторых – фирменную футболку или джинсы. 

Со временем дома у преступника скапливается целый склад новых вещей, которые некуда девать. 

И тогда он приходит в даркнет.

В теневом секторе интернета можно купить всё что угодно, в том числе и краденые товары. Каждая позиция там обойдётся покупателю в 60-70% от рыночной стоимости. 

В закрытых чатах и на малоизвестных широкой аудитории форумах собираются люди, которые выстраивают из «освобождённых вещей» целый бизнес. Воры берут заказы или выкладывают на электронный прилавок уже добытое.


Меня поймала охрана на выходе из магазина. Выбор был: оплачивать в десятикратном размере или полиция. Решил отдать деньгами, чтобы избежать статьи. Больше тащить не собираюсь. Себе дороже.

Максим, 19 лет, студент


Гонка вооружений со службами безопасности

Технологии не стоят на месте, корпорации вкладывают миллионы в развитие систем охраны и контроля за торговым залом. Но их на шаг опережают шоплифтеры. 

По сведениям из интернета, история движения в России началась в Вологде. Там проживает неизвестный изобретатель, который создал не имеющий аналогов съёмник – устройство для избавления одежды от бирок, пищащих на выходе из магазина.

Неординарный человек поставил свой талант на службу преступному миру. По отзывам в сообществах шоплифтеров, его инструмент – лучший на континенте. Сегодня именно это производство является доминирующим в Евразии. Когда правонарушитель переходит от вынесенной в кармане жвачки к краже дорогого алкоголя или брендовой одежды, ему нужен соответствующий инвентарь. И где приобрести его, наши дети уже знают. Сумки из ткани, экранирующей их содержимое, – не предел.


Получила за свои похождения административку. Все узнали, не очень приятное чувство. Страшнее всего было увидеть разочарование в глазах мамы и бабушки. Тащила по фану, не думала про ответственность. Продолжать не собираюсь, мне ещё среди людей жить.

Арина, 17 лет, школьница


Кто научит?

Малоопытный магазинный вор получает первые уроки от сверстников и приятелей. Ему рассказывают о том, как вести себя в торговом зале, чтобы охранник ничего не заподозрил. Показывают слепые зоны в местных супермаркетах. Но человек увлечённый быстро перерастает эти уловки и начинает искать для себя более продвинутую тактику. И находит её в интернете.

Далеко ходить за примерами не нужно. 

Один видеоблогер, получивший скандальную известность благодаря охоте на педофилов в интернете, проводил для своих подписчиков семинары. Значительную часть времени он уделял обучению шоплифтингу. От него молодёжь узнала о том, как можно грамотно похитить товар и уйти от ответственности в случае поимки. Это не помогло ближайшим соратникам блогера: двое его последователей получили реальные сроки за магазинные кражи.

Ролики такого содержания тиражируются на крупнейших видеохостингах. Их авторы рассказывают о том, почему можно воровать в торговых сетях. 

Опытный оратор ловко представляет преступников в виде Робин Гудов. Он говорит, что так молодёжь «борется с системой» и всячески избегает слов «вор» и «преступление». 

Но от этого суть не меняется. Такие семинары – это школы будущих правонарушителей и ничто иное.


Больше информации

Некоторые сайты для шоп-лифтеров даже не прячутся. «От хобби к заработку», «Как стать богатым» – подобные темы всплывают на форумах для воров с завидной популярностью. Все их приводить здесь нет смысла. 

Пользователи дают друг другу разные советы по реализации похищенных продуктов, одежды и техники, но объединяет их одно: каждый обещает своей аудитории безбедную жизнь за счёт «капиталистов» и не называет вещи своими именами.

«Всё правильно. Это не воровство. Магазин накручивает до 700% цены. Мы просто помогаем людям покупать вещи по их себестоимости. А сэкономленные деньги человек может потратить на своего ребёнка»,– выворачивает мораль наизнанку один из завсегдатаев тематического сайта. В собственных глазах шоплифтер – народный герой и борец с несправедливостью.

Геральт из Ривии говорил: «Зло – это зло. Меньшее, большее, среднее – всё едино, пропорции условны, а границы размыты». Именно эти слова следует вспоминать каждому из нас при прочтении очередной новости о пойманных преступниках. Модное иностранное слово не делает правонарушителя героем. Извращённая мораль не отменяет того, что за каждое своё преступление человек рано или поздно расплачивается по закону, который един для всех. И для шоплифтеров, и для воров.

Николай Снегирев