Погружение в творчество

visibility
С терапевтическим эффектом

Каждый родитель знает, как трудно воспитать ребёнка.

А если ребёнок болен или его возможности ограничены? Мы за здоровых-то  детей волнуемся и переживаем всю жизнь, а тут  – особый случай. Именно поэтому проект благотворительного фонда «ОМК-Участие» по защите семьи и детства, реализуемый в нашем городе, нашёл отклик у родителей и детей с ограниченными возможностями развития. С каждым приездом арт-терапевта отдела эстетического воспитания детей и юношества Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марии Дрезниной с психологами центра психолого-педагогической реабилитации «Пресненский» участники семинаров шажок за шажком продвигаются на пути восстановления и возрождения.

Посмотреть на Выксу из-за чугунных ворот доводится не каждому, так же как не каждому придёт в голову такая мысль. А вот этим детям и их мамам повезло. Но сначала они совершили экскурсию с сотрудником музея усадебно-промышленного комплекса Еленой Столяровой по залу чугунного литья и познакомились с тем, какими инструментами пользовались работные люди выксунских заводов, какие красивые чугунные изделия отливали: от печных дверок до туфельки балерины. На каждом изделии мастер ставил своё личное клеймо. Дольше обычного задержались у чугунной лестницы особняка.

А потом началось погружение в творчество. Задание нарисовать чугунную ограду дети и родители выполняли отдельно. Они умудрились запомнить узоры, орнаментальные детали на  только что увиденных изделиях и воплотить в графическом рисунке. Когда занятие закончилось и была устроена мини-выставка, трудно было даже определить, чья рука вывела узор. Не берусь описать, как красивы и изящны были эти чугунные ворота!

– Выводя родителей и детей в иную среду, мы обогащаем их впечатлениями, которые они передают в творчестве. Мы решаем здесь несколько задач. Во-первых, занятие рисованием безопасно, во-вторых, ребёнок учится концентрироваться, он строит план действия и анализирует, насколько получилось то, что он задумал; в-третьих, взрослые не опекают детей, ибо тоже творят,– рассказывает Мария Григорьевна.

Относительно опеки и гиперопеки. Инициаторами рассмотрения этой темы на семинаре выступил Сергей Ходжиогло, председатель общественной организации инвалидов «Эдельвейс». Рассказывает психолог Надежда Гонина:

– Проблема гиперопеки волнует и детей, и взрослых. Детям хочется уйти из-под неё, а у родителей не изжит страх, как бы чего не случилось. Когда мама поняла, что у её ребёнка возможности ограничены, она испугалась, что и заставило её действовать. Некогда было чувствовать. Со временем острота ушла, а потому действий особых не требовалось, и на первый план вышел страх (а вдруг всё повторится?), отсюда и излишняя опека. Жить в таком состоянии тяжело и тем, и другим.

Как быть? Обсуждая проблему, дети высказывали свою точку зрения, родители – свою. А потом ещё и анкеты заполняли. Читая их, пришли к выводу, что дети видят, как родители боятся за них, и понимают, почему, но в то же время, как им-то самим встать на ноги, ощутить опору? И выход тут один: родителям  – дать детям  самостоятельность, а дети должны показать, что с ними всё в порядке. Если за границей к семье, в которой родился проблемный ребёнок, с первых дней подключаются специалисты, то наша семья карабкается в одиночку. Вот потому программа семинара включает в себя и обязательные занятия с родителями.

Получив от Марии Григорьевны необычный инструмент для работы в виде разнообразных бусинок – от самых маленьких до средних и всех цветов радуги, мамы под её руководством стали делать для себя украшения к празднику под названием «Женская радость». Где вы, ювелиры? Уверена, они бы по-доброму позавидовали, увидев, какие изысканные украшения сотворили эти милые, сразу похорошевшие женщины! Это было и занятие на расслабление, и на возрождение своих исконно женских талантов творить красоту. Как заиграли ожерелья, бусы, представленные затем на импровизированной выставке, с какой радостью и гордостью фотографировались в своих украшениях мамы, и как бережно уносили их домой! Как же мало нам, женщинам, надо для счастья…

Результативен был и третий день семинара, в ходе которого педагоги детской художественной школы Инга Романенко и Виктория Макаренко провели урок по методике Марии Григорьевны, получили её одобрение и напутствие дерзать и дальше.