Постой, тепловоз, не стучите колёса

visibility
День железнодорожника совсем близко. Кто же станет героем статьи в преддверии праздника, думали мы, планируя ближайшие номера «Выксунского рабочего». Решение пришло неожиданно.

Просматривая очередной выпуск «Территории ОМК» (стараемся быть в курсе публикаций в местных СМИ), увидели информацию о конкурсе «Профессионал-2016», где в списке победителей – машинист тепловоза Владимир Соннов. Это то, что нам нужно! В пресс-службе завода помогли найти номер телефона (за что им большое спасибо), предупредили о звонке из «ВР». 

Набираю номер, представляюсь и слышу в ответ: «Здравствуйте, «Выксунский рабочий»! Наслышан о вашей газете и работе редакции». «Как? От кого?» Оказалось, Владимир Соннов – коллега нашего внештатного корреспондента Дмитрия Макарова (вам, дорогие читатели, он известен по рубрикам «Деревеньки», «Мастер-класс»), они вместе трудятся в железнодорожном цехе ВМЗ. Договорились о встрече.

Владимир-Соннов.jpg

  • На вручении премии «Профессионал-2016» в номинации «Лучший машинист тепловоза». Владимир Соннов в центре. Слева направо: директор по транспортной логистике ВМЗ Александр Мишин, Дмитрий Гуленкин (3 место) и Александр Рытов (2 место)


В положенное время пришёл наш герой. Смущенно представился. Начали беседу. удивился, что его будут записывать на диктофон (не привык к такому вниманию к себе), но затем разговор пошёл своим чередом.

– Владимир, Вы из династии металлургов? Почему выбрали именно эту профессию?

– К потомственным металлургам я не отношусь, хотя мой дядя работал в 3-м трубном, троюродный брат отца Юрий Иванович до последних лет трудился в техническом отделе ЖДЦ, а двоюродная сестра в этом же цехе диспетчером. Когда я был маленьким, по соседству с нами жили два брата – Иван Трофимович и Анатолий Трофимович Ерошкины, они были машинистами ещё на паровозах. Уйдя на пенсию, Иван Трофимович стал составителем на станции Выкса-Верхняя. Человек серьёзный, ответственный. Мы, мальчишки, очень уважали его.

А деда моего друга, Николая Ивановича Ботова, выксунские железнодорожники хорошо знают. Он прошёл путь от кочегара до заместителя начальника цеха и начальника депо.

Детство моё прошло на Голявке, а там повсюду «железка», где нормальной ширины (1524 мм), где узкоколейка (750 мм), они шли то параллельно, то пересекались, а местами сливались в «трёхнитку» (по одному и тому же пути могли проезжать как узкоколейные, так и поезда нормальной колеи). Неподалёку делал остановку пассажирский узкоколейный поезд, который ходил от Молотова до посёлка Димара. Иногда машинисты разрешали нам с друзьями прокатиться в кабине тепловоза (они доставляли грузы на завод изоляционных материалов или на лесозавод). Вопрос «Кем быть?» особо не стоял:  после окончания школы №10 в 1986 году с друзьями поступил в ПТУ-2 на помощника машиниста. Мы с ними с первого класса вместе, и сейчас в одной смене.

– Сколько лет Вы в профессии?

– После окончания ПТУ в 1989 году взяли на работу в железнодорожный цех. Через год призвали в армию. В 1992 году вернулся – и сразу в ЖДЦ. Вот и получается, что мой трудовой стаж – почти четверть века.

– Работа тяжёлая?

– Скорее ответственная, больше устаёшь морально – не хочется ни товарищей своих подводить, ни цех. Надо знать и помнить очень много информации, начиная от техники безопасности и заканчивая устройством тепловоза или расположением железнодорожных путей. 

– Интересная?

– Интересная. Один день не похож на другой. Сегодня на одной станции работаешь, завтра на другой, а бывает, что за смену весь завод объедешь. 

– Как строится ваш рабочий день?

– В начале смены обязательно проходим инструктаж по технике безопасности. Кстати, часто бывает так, что рассматриваем различные ситуации, которые происходят не только у нас на заводе, но и в стране. Например, авария или какой-то инцидент, связанный с техникой на железной дороге. Обязательно разбираем: что, где, почему, как не допустить подобное у нас. Проводим осмотр технического состояния тепловоза. Затем получаем от диспетчера задания на маневровую работу, записываем, где какие вагоны забрать, какие куда поставить, контролируем маршрут. Поэтому нужно быть внимательным. Вы знаете, сейчас завод заметно преображается. Если в каком-то цеху месяца два-три не бываешь, то потом обнаруживаешь: здесь оборудование появилось, здесь что-то перестроили, здесь отремонтировали.

– А техника стала лучше?

– Я бы сказал, «начинка» стала более современной. 

– Как совершенствуете мастерство?

– На курсах повышения квалификации. Я их, например, проходил в Екатеринбурге (из Выксы нас было четыре человека), а вообще по стране таких центров несколько. Наши специалисты учатся везде. Нам рассказывают, что нового появилось в конструкции тепловозов, в технических стандартах, правилах техники безопасности и т.д. 

– А как попали на заводской конкурс «Профессионал-2016»?

– Можно сказать, за компанию. Нас, машинистов и помощников машинистов, собрали и попросили, мол, ребята, давайте не ударим в грязь лицом и достойно представим родной цех на конкурсе. Надо, значит надо. Соревнования проходили в два этапа: тестовая часть и практическая. В первый день была теория: отвечали на вопросы, проходя на время тест на компьютере. Нас было человек 25. Я на вопросы ответил и ушёл, даже как-то и не волновался. Мне позвонили и сказали, что прошёл в следующий тур. Практическая часть была интересной. Во-первых, нужно было завести «сломанный» тепловоз, предварительно обнаружив причину. На это тоже давалось определённое время, по-моему, 20 минут. Справился с этим заданием, приступил ко второму: привести тепловоз в движение и остановить на минимальном расстоянии от «препятствия», произвести сцепку между тепловозом и платформой. Причём на краю платформы стоял стакан воды, задача – не пролить её. Тепловоз длинный, высокий, а платформа, низкая, я этот стакан даже не видел. Сделал всё, что требовалось, и выяснилось, что стал победителем. 

– Работа работой, а как отдыхаете? может быть, есть хобби?

 – Честно сказать, я не рыбак и не охотник. Живу в своём доме, поэтому в свободное время занимаюсь им, привожу в порядок. А вообще меня привлекает работа с металлом, техникой. А по поводу  отдыха: сегодня хорошо можно отдохнуть, только выехав с семьёй на природу. 

– Спасибо за беседу. С наступающим профессиональным праздником!

Фото Валерия Покумейко