Пенсионеры вновь и вновь становятся жертвами мошенников. Количество обманутых пожилых людей ежедневно увеличивается. Их «разводят» везде: риэлторы пытаются незаконно завладеть их недвижимостью, лжеюристы навязывают свои услуги по якобы увеличению пенсионных выплат, аферисты под видом медицинских работников проникают к ним в дом и выносят все сбережения, отложенные на чёрный день. Мошенники применяют и другие уловки, представляясь сотрудниками банков, Пенсионного фонда и даже спецслужб.
Причиной тому – наив-ность и доверчивость пенсионеров. К сожалению, многие из них не всегда хорошо информированы о своих правах и современных способах мошенничества, что впоследствии приводит к беде.
Услуга под грифом «бесплатно»
В настоящее время особенно частыми стали случаи оказания юридическими фирмами неквалифицированной помощи под видом бесплатной. Но, увы, информация о них изначально создана с нарушением Закона РФ «О защите прав потребителей»: не содержит наименования и адреса организации. Эти «юрфирмы» используют официальную символику России. При этом, не являясь государственными учреждениями, предлагают свои услуги согласно Федеральному закону «О бесплатной юрпомощи в РФ». Этим самым лже-юристы вводят пожилых людей в заблуждение.
При личном посещении таких организаций человеку навязывают дорогостоящий договор, и это не зависит от характера проблемы. Ведь её никто не собирается решать, главная цель – воспользоваться некомпетентностью клиента и законно отнять у него деньги. Вознаграждение, которое требуют такие фирмы, достаточно высокое и доходит до 150 000 рублей.
По отработанной схеме
Как же устроен механизм работы лжеюристов? На первоначальном этапе они выявляют потенциальную жертву – человека, желающего бесплатно воспользоваться юрпомощью. Менеджер созванивается с клиентом и фиксирует задачу, которую тот описывает. После этого происходит «загон» клиента в офис, где находится юрист.
Менеджер «ведёт» человека по телефону до конечной точки и настойчиво перезванивает, если потенциальная жертва вышла из зоны связи или не поднимает трубку.
Далее, уже в офисе, происходит психологическая обработка и заключение договора с оплатой невозвратного аванса (50 или 100% стоимости всех услуг).
Первичная документация клиента передаётся в руки начинающего юриста или вовсе неквалифицированного специалиста, имеющего общее представление о праве и работающего по определённым, заранее составленным текстовым модулям.
В итоге нуждающийся в помощи получает некачественные и бессодержательные документы и консультации. А когда жертва требует вернуть деньги, ей отвечают, что договор такого не предусматривает.
Господдержка по-настоящему
А ведь многие пенсионеры могли бы обратиться в государственное учреждение «Госюрбюро Нижегородской области» (напомним, его структурное подразделение с октября работает и в Выксе (см. «ВР» от 04.10.2024 года)), а также к адвокатам, включённым в специальный реестр участников, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Со спис-ком можно ознакомиться на сайте министерства юстиции Нижегородской области.
С 2021 года в Госюрбюро поступило всего несколько обращений о некачественном предоставлении юридических услуг. Подавляющее большинство пожилых людей не желают признаваться себе в том, что стали жертвой мошенников, тогда как при должной осмотрительности они могли бы обратиться за первичной помощью юриста в государственное учреждение и разобраться в своей правовой ситуации, узнать о своих правах на получение бесплатной помощи.
Так, недавно в Госюрбюро о своём случае рассказал инвалид второй группы. Он ранее обращался к тем, кто по телефону называли себя юристами. Без подписания договора, не выдержав напора этих «специалистов», перечислил им 20 000 рублей за разъяснение вопроса, которым он поинтересовался через интернет. Специалисты Госюрбюро подготовили необходимый пакет документов и помогли инвалиду направить их в суд. В настоящее время тот уже вернул свои средства.
Или другой случай. Дело было так. Инвалид второй группы узнал о частной фирме, заманивающей неинформированных людей своими якобы большими правами. Она заключила с ним договор, предмет которого не соответствовал реальным обстоятельствам и сложности дела. Всё это юристами Госюрбюро оспорено в суде, а 50 000 рублей, отданные заявителем лжеспециалистам, возвращены ему в полном объёме.
В Госюрбюро за помощью в разрешении проблемных вопросов обращались инвалиды I и II группы, а также многодетные семьи. Эти категории граждан установлены Законом Нижегородской области №144-З, им бесплатная юридическая помощь оказывается во всех случаях.
Работа Госюрбюро организована Распоряжением правительства Нижегородской области №38-р в 2020 году. Эта организация ведёт активную деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи населению.
Для её получения необходимо представить пас-порт и документы, подтверждающие право на предоставление бесплатной юридической помощи.
Узнать о своём праве на получение государственной бесплатной юридической помощи, согласно закону, вы можете:
– в центральном офисе «Госюрбюро НО» – Нижний Новгород, ул. Рождественская, 24, тел: 8 (831) 430-02-00,
– в его структурном подразделении в Выксе – ул. Красные зори, 32, кабинет 7, помещение 2. Предварительная запись по телефону: 8 (83177) 6-14-40.
Лидия Козоедова. Использована информация Госюрбюро. Фото автора и из архива Госюрбюро