Прогресс и традиции

visibility
13 января – День российской печати

День российской печати – это замечательный повод поздравить всех людей, чья деятельность связана с журналистикой, печатью или письменностью, с профессиональным праздником. Дата 13 января выбрана не случайно.

Считается, что в далёком 1703 году по указу царя Петра I вышел в свет первый выпуск газеты «Ведомости». Получается, что уже 312 лет в России издаются периодические печатные издания – согласитесь, весьма солидный срок!

И ещё немного экскурса в историю. Возможно, вы немало удивитесь, но в январе отечественные работники печати, кроме новогоднего праздника, отмечают ещё и прекрасную дату, возраст которой тоже немаленький – 145 лет. Дело в том, что 1 января 1870 года повелением Александра II было позволено «устроить в виде опыта приём в почтовых учреждениях подписки на периодические издания – как русские, так и иностранные». По сути, это было первое распоряжение о проведении подписки на периодическую печать. С того момента печатная индустрия стремительно развивалась, и уже к 1914 году в нашей стране выходило свыше 3000 различных газет и журналов. Спустя почти 100 лет, в 2009 году, в России было зарегистрировано более 33 000 печатных изданий, и хочется надеяться, эта цифра не окончательная.

Мне выпала большая честь написать заметку к сегодняшнему Дню печати. И тут я пишу без лишнего пафоса, поскольку стал внештатным фотокором «ВР» относительно недавно, а потому понимаю всю ответственность редакционного задания. Но для начала позвольте мне вкратце рассказать историю, как я начал сотрудничать с «Выксунским рабочим», поскольку это имеет прямое отношение к сегодняшней теме.

…Несколько лет назад, когда более-менее поднаторел в фотосъёмке и свободного времени было гораздо больше, я решил предложить местным печатным изданиям иллюстрировать моими работами некоторые статьи о жизни города, благо на тот момент много фотографировал в Выксе. Снимки должны «работать» для людей, а для этой цели СМИ подходят как нельзя лучше. Сама же идея возникла после того, как прочитал в одной умной статье по фототеории такую мысль: «Молодой фотограф не должен огорчаться, если его работы не принимают в каком-то издании. Пробуйте, стучитесь в другие двери. Если с вами отказались сотрудничать в 60-ти издательствах, в 61-м повезёт!»

Вот тут я должен пояснить, почему обратил взор именно на средства массовой информации (в частности – на печатные газеты и журналы), а не пошёл по привычному пути своих коллег по цеху, заведя персональный фотосайт. Казалось бы, чего проще – сделал себе рекламу и принимай заказы. И никто тебе не указ, и прибыльно. Однако не всё так просто. Я считал, что хороших фотографов в Выксе достаточно (у нас вообще в городе много самобытных и талантливых личностей), но многие двигаются в своём развитии достаточно предсказуемо: обу-чение, практика, покупка более дорогой аппаратуры и, наконец, как финал – окончательный уход в частное дело (фотографирование свадеб, семейных торжеств и т.д.). Но вот парадокс: фотографов пруд пруди, но мало кто предлагал свои услуги местным печатным изданиям, хотя определённый спрос есть. Почему-то многие фотографы забывают (или игнорируют?) про такой веский аргумент, что работа с печатным издательством – это всегда престижно.

И вот я, прихватив папку с фотографиями и набравшись смелости, стал обивать пороги местных СМИ. Как и следовало ожидать, отказы сыпались один за другим, и в каждой редакции слышал разные формулировки: «Не формат», «Нам нужны пишущие фотографы» и т.д. Помню, зашёл в одну редакцию (название умышленно не называю, это не столь важно), там сидели две женщины за столом и разбирали какие-то бумаги. Пробубнил им о цели своего визита, разложил фотографии и замер в ожидании решения. Женщины переглянулись с улыбкой, и на лице каждой было написано: «Зачем тебе, парень, это?» Всё было понятно и без слов…

Несколько дней я провёл в беготне по городу, и вот известное упомянутое правило «о 61-м успехе» сработало в редакции «Выксунского рабочего»: фотографиями заинтересовались, и с того момента моими работами периодически иллюстрировали статьи.

В том, что всё так в итоге вышло, есть, наверно, какая-то доля везения – встретил в нужное время нужных людей. Но я прекрасно понимал, куда шёл: аванс доверия выдан, теперь планка поднята высоко, и нужно раз за разом доказывать, что твои фотографии достойны того, чтобы их увидели читатели в свежем номере «ВР».

Один из пунктов резолюции 1003 по журналистской этике, принятой ассамблеей Совета Европы, гласит следующее: «Учитывая сложность процесса предоставления информации, который всё в большей мере основывается на использовании новых технологий, скорости и краткости, журналист должен иметь соответствующую профессиональную подготовку». Безусловно, прогресс вносит свои изменения в работу репортёров и сотрудников печатных изданий. В эпоху умных электронных машин легко найти информацию практически обо всех сферах деятельности человека, и теперь кажется, что так было всегда – просто, быстро, доступно. Но ведь и в советское время журналисты, не имея мобильных и планшетов, тоже оперативно передавали свежую информацию! Значит, не всё зависит от технологий. важную роль играет профессионализм людей.

Сравнительный анализ – вещь в социальной науке повседневная. Чтобы сравнить, как работали в печатных изданиях лет эдак 40 назад, возьмём простой пример из творчества замечательного прозаика Сергея Довлатова. Он остроумно описывал свою работу в рижской газете и часто в своих рассказах (пусть иной раз мельком) упоминал про фотографов, которые трудились в той же редакции. Вот на этом и заострю ваше внимание: раньше, в плёночную эпоху, камеры требовали определённых знаний в настройках, поэтому в любой газете был штатный фотограф, а то и несколько.

В итоге человек с фотоаппаратом на пару с пишущим репортёром создавали конечную картину для читателя: вот вам, уважаемый, статья о городской жизни, а вот – иллюстрация к ней.

Сейчас же всё несколько иначе. Если противопоставить довлатовской эпохе нынешнее время, то любой скажет, насколько всё стало проще. Нет, фоторепортажи по-прежнему делаются камерами, без этого никуда, я о другом: сейчас простота в настройках фотокамер позволяет пишущему журналисту совмещать ещё и профессию фотографа. Даже если нет возможности оперативно сделать кадр, теперь Его Величество Интернет (сейчас у каждого журналиста есть на работе ПК с выходом в сеть) открывает поистине бескрайние возможности и позволяет делать тематические рубрики на самые разные читательские запросы. И теперь для того, чтобы написать заметку о домашнем тирамису, вовсе не обязательно носиться по магазинам в поисках маскарпоне для иллюстрации к материалу. Можно за несколько секунд скачать снимок этого итальянского сливочного сыра из любого открытого источника или купить в фотобанках. Удобно? Конечно!

Сейчас на календаре – середина десятых годов XXI века, а потому технические усовершенствования сильно изменили процесс создания и выпуска печатных изданий, который происходил, скажем, лет 20 или 30 назад. Взять хотя бы для примера изменившееся качество печати. Пару лет назад одна выксунская журналистка со смехом рассказывала мне, с каким трепетом она со всем коллективом ожидала очередного выхода своей газеты из типографии. Каждый раз первым делом смотрели на отображение синего цвета. То есть этот синий цвет из-за несовершенства печати мог быть на выходе светло-зелёным, голубоватым, сине-зелёным, в общем, каким угодно, но не чистым. Времена меняются, становятся доступны более дешёвые и качественные технологии, и это абсолютно нормально.

Для сравнения возьмём нашу газету: любой выпуск «ВР» 20-летней давности при сопоставлении с экземпляром, который вы сейчас держите в руках, сильно уступает современному изданию в качестве печати. Изменения в лучшую сторону, как говорится, налицо. Технический прогресс дал возможность журналисту любого печатного издания оперативно узнавать информацию (мобильный), проводить углублённый анализ какой-то ситуации (электронные энциклопедии, скайп). К тому же для привлечения читательской аудитории большинство печатных изданий сегодня дублируются в электронных версиях. Тут, кстати, нужно отметить, что среди этих двух существующих видов СМИ люди больше всего доверяют именно печатной периодике.

В общем, подводя итоги размышлений о техническом прогрессе, можно смело сказать, что все новшества самым положительным образом сократили процессы подготовки и выпуска современных печатных газет и журналов, существенно разнообразили тематику и т.д. И всё это для того, чтобы максимально оперативно и достоверно предоставить информацию нашему читателю.

Но я не просто так затронул тему совершенствований при выпуске печатного издания на примере местной газеты. Насколько сильно технический прогресс помог печатному делу, настолько же бесцеремонно теперь вставляет бумажным изданиям палки в колёса. Да, как это ни кажется странным на первый взгляд. И главная причина тому – тот же пресловутый Интернет. Кстати, всемирная паутина отобрала самым наглым образом часть аудитории и у ТВ, а всё потому, что телевидение не даёт возможности выбирать новости, и в этом его неповоротливость. Молодёжь сейчас предпочитает узнавать свежие новости не из газет или вечерних выпусков телевизионных каналов, а из новостных лент. Оперативность и свобода выбора решают всё.

Лет 10-12 назад специалисты, анализируя ситуацию с развитием Интернета во всём мире, сходились во мнении: эпоха печатной продукции безвозвратно ушла в прошлое, а газетам и журналам осталось жить считанные годы. Позже аналитики предрекали сокращение не только общего количества газетных киосков, но и в целом резкое уменьшение книжной продукции. Мол, люди станут покупать себе ридеры (или читать с мобильного, кому как удобнее), в каждый такой гаджет влезет несколько тысяч электронных книг. «Вы же не возите по городу за собой грузовик с книгами, нынче все они легко умещаются в одной небольшой коробочке! – говорили они. – Вот потому народ будет массово читать электронные книги в метро и кафе, в очереди или даже в полной темноте перед сном – очень удобно!»

Во многом специалисты оказались правы по поводу сокращения тиражей. Да, сейчас книг действительно выпускается меньше, но это вопрос уже к самому читателю, поскольку в последнее время наблюдается снижение общего интереса к чтению. В середине-конце 80-х годов прошлого века, когда в СССР хватка цензуры заметно ослабла, миллионы наших соотечественников сметали книги с полок магазинов. Читали буквально всё подряд, поскольку не могли купить какие-то произведения раньше – «Доктор Живаго» Пастернака, «Архипелаг Гулаг», «Раковый корпус» и «В круге первом» Солженицына, поэзию Гумилёва. А что сейчас? Вот ещё один пример из нынешней жизни, рассказанный автору этих строк коллегой по работе. Некий молодой выксунец, обучающийся на втором курсе института, на вопрос, что он любит читать, ответил просто и без заморочек: «Не-е, я не люблю читать! Вообще не люблю!» Конечно, это частный случай, нельзя всё валить в кучу, ибо в нашей стране есть много умных и прилежных учащихся. Но всё же вывод можно сделать: для определённого числа студентов (то есть наших будущих специалистов) лучшее времяпрепровождение – «порубиться» лишний часик в World of Tanks, нежели читать Твена, Рида или Дюма.

В России по-прежнему престижны литературные премии, и книги-победители в определённых номинациях заказываются заранее, что не может не радовать. Люди узнают о книжных новинках и стремятся их купить. Так, например, оценён по достоинству критиками и читателями новый роман российского прозаика Захара Прилепина «Обитель» о жизни заключённых в Соловецком лагере в 20-х годах прошлого века. Несколько лет назад много шума наделал роман 95-летнего писателя Даниила Гранина «Мой лейтенант» о тяготах окопной жизни Великой Отечественной войны, ставший лауреатом престижной отечественной книжной премии «Большая книга». Более того, из года в год международная книжная ярмарка Non/fiction собирает тысячи любознательных читающих россиян, которые могут выбрать и купить на этом рынке любую понравившуюся книгу. Заметьте – печатную книгу.

Да, ридер существенно выигрывает в том плане, что можно на карту памяти «залить» сотни и тысячи книг, но ведь наивно полагать, что вы прочитаете хотя бы десятую часть этих книг! А батарейка, не забыли? Ведь электронное устройство имеет свойство разряжаться, терять со временем накопленную энергию. С обычной бумажной книгой такого не будет никогда, у неё точно батарейки не сядут.

Ещё один немаловажный фактор в пользу печатной продукции выявился в ходе недавней свободной выставки книг в парке Горького в Москве прямо под открытым небом. Каждый посетитель мог взять книгу с полки и, присев в удобное кресло, насладиться чтением. Так вот, когда дотошные статисты стали опрашивать посетителей парка, почему им всё-таки приглянулась печатная книга, а не ридер, было получено множество замечательных ответов. Респонденты отвечали, что читать с бумажного источника приятнее для глаз, а кроме того, важную роль в их выборе сыграли запах свежеотпечатанной продукции и тактильные ощущения от перелистывания каждой прочитанной страницы.

И это вовсе не ерунда, настоящая печатная книга с ещё не выветрившимся запахом типографской краски в этом плане даст фору в тысячу очков бездушному изделию из металла и пластика. Поэтому, как бы ни нагоняли страху скептики в своих прогнозах, печатная продукция, а значит, и работники печатных изданий ещё очень востребованы.

Развитие общества и экономики приводит к изменениям в жизни современных СМИ, такая тенденция наблюдается не один десяток лет. Прогресс предлагает каждому делать самые смелые прогнозы о своём будущем. Помните, как в фильме «Москва слезам не верит» молодой телевизионщик говорит, что «скоро не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение»? А ведь этот фильм вышел в 1980 году, все тогда свято верили в скорое повсеместное царствование ТВ! И что, театры, книги и газеты за эти 35 лет куда-то пропали?

Вот сейчас многие рассуждают так же, как тот молодой телевизионщик, когда речь заходит о невиданной мощи всемирной паутины. Да, Интернет – великая вещь, но для многих он не может заменить всё и вся, включая те же самые книги и газеты. И это касается даже тех людей, которые отлично владеют компьютером. Но ведь происходят банальнейшие случаи в жизни, когда отключают электричество или телевизора с интернетом нет под боком. А обычные газету или журнал можно взять с собой в дорогу и спокойно почитать в кафе, в больничной очереди, в самолёте – да мало ли где!

У многих людей старшего поколения нет компьютера, они привыкли узнавать информацию из газет и книг, и с этим фактом тоже надо считаться.

Главное предназначение печатных изданий по-прежнему никуда не делось. В демократическом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит в стране и мире. Потому печатные издания продолжают свою миссию, делая наше гражданское общество более образованным.

На современную российскую печать возложены огромные задачи – информировать, заставлять думать, развлекать, рекламировать. Иными словами, говорить обо всём на свете, о чём только можно сказать на бумаге. Все мы с удовольствием читаем печатные издания, но сегодня, в День печати, самое подходящее время вспомнить о тех, кто трудится над их появлением на свет. Покупая свежую газету или журнал в киоске или любом другом месте, большинство читателей даже не догадывается, сколько труда вложено в любое бумажное издание. День за днём редакторы намечают темы, журналисты делают репортажи и тематические обзоры, корректоры вносят свои изменения, дизайнеры и верстальщики сводят воедино полосы газеты.

А ведь есть ещё такие замечательные профессии, как переплётчики, фоторедакторы, специалисты рекламных и коммерческих отделов, брошюровщики, водители, наборщики! Поэтому, если у вас есть знакомые или родственники, которые работают в печатной индустрии, поздравьте их с праздником, им, безусловно, будет очень приятно!

Я от всей души поздравляю всех работников российской печатной отрасли с профессиональным праздником! Желаю вам армию преданных читателей и больших тиражей, ибо вы те избранные, кто несёт нам просвещение! И пусть гулко стучат печатные станки, рождаются идеи, мелькают буквы, бегут строчки, шуршат свежеотпечатанные страницы, пусть день ото дня будет больше полезных и интересных изданий! Гип-гип, ура!

 

Дмитрий Макаров. Рисунок из открытых интернет-источников