Простота – залог успеха

visibility
Минимализм – идеальный способ для новичков понять истинную суть фотопроцесса

Минимализм может присутствовать абсолютно во всех жанрах фотоискусства. Например, в пейзаже…

В нашем обществе давно сложилось «железобетонное» негативное мнение по отношению к такому интереснейшему направлению в живописи, как примитивизм. Не шибко жалует народ картины Малевича, Ларионова или Пиросмани, считая стиль работы вышеупомянутых художников гремучей смесью наивности и непрофессионализма. Это суждение, конечно, ошибочное, поверхностное. В защиту примитивизма могу сказать, что данное направление, зародившееся в изобразительном искусстве ещё в XIX веке и получившее мощное развитие в начале ХХ столетия, всегда отличалось ясностью и обобщённостью форм, поскольку стремление к простоте в этом стиле было заложено изначально.

С помощью умышленного упрощения художники в своих работах выражали своё особое видение мира. Но, замечу, делали они это обдуманно, старательно «отсекая» всё лишнее и получая «на выходе» необычные запоминающиеся художественные решения.

В своей тематической статье я не случайно вспомнил о примитивизме в изобразительном искусстве. Дело в том, что фотография – младший брат художественной живописи, и многие правила по созданию осознанной композиции в современной фототеории основаны как раз на тех древних принципах, которыми пользовались профессиональные художники ещё несколько веков назад. Умышленное упрощение в классической фотографии принято называть не примитивизмом, а минимализмом, но это сути не меняет. Пусть не ругают меня знатоки прекрасного искусства, в данном случае я всего лишь провожу поверхностную аналогию для новичков, чтобы им было проще усвоить главную мысль: простой сюжет – это не наивность, а один из способов передачи информации, понятный каждому человеку, даже ребёнку. Минимализм в фотографии – это как можно меньшее количество элементов в кадре, это ясность, точность и открытость, поэтому для любого фотолюбителя такое несложное направление в съёмке будет прекрасной возможностью «набить руку» и выразить своё видение мира. Казалось бы, чего уж тут сложного, но…

 

Простота – залог успеха

 

Многие начинающие фотографы испытывают серьёзные трудности с построением композиции. И понятно, почему: с первых дней обучения они штудируют зубодробительные статьи про обработку снимков в «Фотошопе» и вникают в дебри настроек камеры. Но как только дело доходит до съёмки, начинают щёлкать затвором как из пулемёта, надеясь, что хоть один из 10 снимков выйдет качественным. А всё потому, что новичок не в состоянии толково донести свои мысли до зрителя. Так и хочется спросить – зачем вам эти сложности в начале обучения? Опыт приобретается постепенно. Давайте посмотрим, что снимает, например, обычный любитель на ежегодной майской демонстрации. Люди, шарики, транспаранты, машины – при просмотре таких работ всё рябит в глазах от ярких красок и нагромождения объектов. Увидишь несколько снимков с такого мероприятия – и сразу хочется зевать от скуки. Желание запечатлеть всех и вся оказывает зачастую плохую услугу фотографу. Общие планы на снимках, конечно, нужны, но в том-то и дело, что для наилучшего составления единой картины происходящего необходимо их «разбавлять» в общей серии простенькими кадрами, на которых, к примеру, отдельно изображены те же воздушные шарики или флажки. И если общие планы фотолюбитель ещё может снять с грехом пополам, то при съёмке отдельных объектов делает иной раз банальные ошибки. Нахождение лишних предметов в кадре – это, безусловно, самая частая ошибка новичков. Столбы, случайные прохожие, «кусочки» витрин, урны, «заглядывающие» в кадр ветки деревьев, автомобили на заднем плане – кто из нас не видел (снимал) такие «шедевры»?

Это может показаться странным, но съёмка с минимальным количеством предметов в кадре очень важна для понимания самой сути фотографии. Если вы только начали осваивать камеру, не изобретайте колесо – начинайте своё обучение с простых вещей. Глядя в видоискатель, человек учится отсеивать ненужные элементы, делая акцент на главном предмете. Научи́тесь малому, а позже приступайте к изучению более сложных вещей.

В помощь фотолюбителям перечислю несколько важных правил, которые помогут сделать простейший авторский кадр в стиле минимализма:

 

Простота – залог успеха

 

Вот и все хитрости. Освоившись в съёмке одного объекта, со временем вы можете включать в кадр сразу несколько элементов, пробуя различные варианты и меняя ракурс.

И последнее. При съёмке простых сюжетов не бойтесь показаться зрителю скучными и примитивными, поскольку фотокамера (в отличие от кисти художника) лишь передаёт увиденное. Наоборот, в фотоискусстве простота очень ценится. Перефразируя известное высказывание, дам такое напутствие всем начинающим фотолюбителям: «Будьте проще, и зритель к вам потянется!»

 

Дмитрий Макаров. Фото автора

 

Дмитрий Макаров. Фото автора