Проводники науки в производство

account_circle
visibility
Конструкция колеса – это же симфония Инженер-исследователь – он и физик, и математик, и инженер

Инженер – от латинского ingenium, что означает изобретательность, способность, знания. Эта профессия и появилась на свет благодаря нестандартно мыслящим людям, стремящимся усовершенствовать различные процессы, технологии, изделия.

Первыми инженерами можно назвать тех безвестных первобытных изобретателей, которые усовершенствовали процесс добычи пищи и защиты от хищников, приспособив для этого камни и палки. И уж точно инженером следует считать того далёкого предка современного человека, который догадался прикрепить камень к палке, чтобы эффективнее защищаться и результативнее нападать. За каменным топором последовало создание технологии добычи и использования огня, лука и стрел с наконечниками из кремния, колеса. И покатился творческий процесс, набирая обороты: выплавка бронзы, водяное колесо, токарный станок, скрипка, паровая машина, пластмассы, телевизор, вычислительная машина, космический аппарат и многое другое. А великий Альберт Эйнштейн отметил: «Гений нашего двадцатого века выражается в инженерии».

Сегодня инженер – ведущая профессия на любом производстве, хотя с переходом на рыночную экономику, когда предприятия сокращали производство, ликвидировались, тысячи инженерно-технических работников со стажем и без него оказались невостребованными и стали «советскими первопроходцами» в сфере предпринимательства. В результате престиж профессии инженера упал, возрос спрос на юристов, бухгалтеров, экономистов. В настоящее время грамотные инженеры нужны во всех отраслях промышленности, чтобы двигать нашу экономику вперёд, решать такой важный для России вопрос, как импортозамещение. В инженерно-технологическом центре одного из ведущих предприятий отечественной металлургической отрасли – АО «ВМЗ» объединили именно таких специалистов для исследовательской деятельности и разработки новых видов продукции.

 

Проводники науки в производствоУроженец Самары Дмитрий Керенцев ещё в школе знал, что в будущем хочет иметь техническую специальность. Он учился хорошо по всем предметам, но всё-таки точные науки юношу интересовали больше. Возможно, как шутливо заметил Дмитрий, сказались и родительские гены – отец много лет проработал инженером на ведущем местном предприятии «ЦСКБ-Прогресс».

Сын последовал его примеру и свой путь к будущей профессии начал ещё старшеклассником – параллельно с общеобразовательной школой учился в аэрокосмической, так как хотел поступить в ведущий вуз в городе – Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ). Однако решил выбрать не чисто «космическую» специальность, а более широкого профиля, что давало возможность реализовать себя и в других технических направлениях. В этот момент в университете открыли новую специальность – «динамика и прочность машин», имеющую общее применение в машиностроении, а не только в космической отрасли.

Учился целеустремлённо, впитывал теоретические знания, без которых не обойтись, если хочешь стать действительно инженером, а не занимать должность ИТР. В 2008 году с отличием окончил университет. С трудоустройством сложностей не было – заводу «Прогресс» перспективные, думающие молодые специалисты были нужны. Дмитрий стал сотрудником отдела прочности в центральном конструкторском бюро.

И всё же он решил попробовать себя не только в аэрокосмическом производстве. Вскоре получил предложение от Выксунского металлургического завода. Условия и перспективы заинтересовали. На предприятии набирали команду молодых специалистов для инженерно-технологического центра. От претендентов требовалась хорошая теоретическая подготовка, а не просто диплом, так как предстояла научно-исследовательская деятельность по разработке новых видов продукции и производственных технологий. Если производитель может сам разрабатывать свою продукцию, то это даёт ему существенные преимущества на рынке, поскольку позволяет значительно сэкономить средства и сократить сроки проектирования новых видов изделий. Такое возможно только при наличии подготовленных специалистов.

Отбор сотрудников проводил-ся на конкурсной основе, каждому из кандидатов надо было пройти собеседование. Дмитрий успешно выдержал его и начал свою деятельность на ВМЗ с работы инженером технологического бюро колёсопрокатного цеха. Его приняли для решения важной для завода задачи – проектирования и расчёта на прочность различных типов железнодорожных колёс, математического моделирования технологических операций их производства. Для этого предприятием уже были получены лицензии на программные комплексы Ansys и Deform, позволяющие моделировать различные физические процессы.

Дмитрий работал в тандеме с начальником техбюро Романом Голышковым. Первые их успешные разработки – это проектирование колёс для американских железных дорог. Особенность как раз и состояла в том, что необходимо было разработать конструкцию колеса под высокие нагрузки. Такую продукцию завод не выпускал. Сложность состояла в том, что отсутствовала методическая база для расчёта и оценки свойств продукции, поэтому её создавали сами. А с использованием полученной методики были также спроектированы колёса низконапряжённой конструкции для РЖД, катаные центры для тепловозов (вместо литых), новые типы колёс для вагонов метро и т.д. Особенно интересной стала разработка конструкции колеса «для Европы» (с повышенной нагрузкой до 25 тс), так как здесь иная нормативная база, другие подходы к оценке прочности колёс.

Интересно было познакомиться со свойствами разработанной продукции на практике – в составе команды специалистов завода принимал участие в испытаниях новых колёс.

Дмитрий продолжает повышать профессиональный уровень – учится в аспирантуре СГАУ, тема его диссертации: «Повышение эксплуатационных характеристик железнодорожных колёс». У него уже есть несколько патентов по разработке такой продукции. И впереди много интересных разработок, которые ещё предстоит выполнить. А всё свободное время после напряжённой работы занимает семья. Дмитрий – молодой папа двух замечательных дочек.

 

Сергей Жарков – инженер-ис-следователь лаборатории имитации металлургических процессов инженерно-технологического центра АО «ВМЗ». В прошлом – выпускник Ульяновского государственного университета по специальности «физика металлов», в Выксу попал случайно.

В недалеком 2012 году по окончании университета он в поисках работы разместил своё резюме в Интернете. И через несколько дней ему поступило неожиданное предложение – приехать на крупное металлургическое предприятие и пройти собеседование. Это предложение смутило молодого человека, так как предприятие находилось в городе, о котором он даже и не слышал ничего. Очередной звонок из Выксы подтолкнул его к действиям.

Приехав на собеседование, вспоминает Сергей, увидел, что среди претендентов в основном молодые специалисты с практическим опытом работы на различных производствах, а у него – всего лишь теоретические знания по физике металлов. И всё же, сказав себе: «Будь что будет», решительно зашёл в кабинет, где заседала комиссия в солидном составе. Конечно, сначала растерялся. Рассказал немного о себе и тут последовал вопрос председателя комиссии Леонида Иосифовича Эфрона: «Скажите, а что происходит с металлом в процессе его нагрева и охлаждения?» Короткая пауза… и Сергей ответил: «Металл меняет свою кристаллическую решётку». Затем более полно пояснил свой ответ физическими терминами и услышал слова одобрения в свой адрес, которые наполнили уверенностью.

Так Сергей стал участником корпоративной программы подготовки специалистов «ОМК-Кампус» и два последующих года дополнительно к своим знаниям изучал теоретические основы процесса сварки в Санкт-Петербургском политехническом университете. Кстати, Петербург стал местом знакомства молодого человека с будущей женой. По иронии судьбы она тоже оказалась родом из Ульяновска.

Сейчас Сергей занимается прикладными исследованиями в области сварки – поиском путей повышения ударной вязкости в зоне термического влияния сварного соединения. Эти исследования направлены на повышение механических и эксплуатационных свойств сварного соединения толстостенных труб большого диаметра. Уже сейчас разработана физико-математическая модель, описывающая процесс многодуговой сварки, которая в дальнейшем будет использоваться для его оптимизации на практике.

Помимо проблем, связанных со сваркой, перед молодым инженером-исследователем стоит ещё множество исследовательских и прикладных задач, в решение которых нуждается наше металлургическое производство.

По словам Сергея, инженер-исследователь – это и физик, и математик, и инженер – всё «в одном флаконе». Этим и интересна выбранная профессия.

 

Подготовила Татьяна Щукина. Фото пресс-службы АО «ВМЗ»

 

Подготовила Татьяна Щукина. Фото пресс-службы АО «ВМЗ»