Рабочая Димара: от углежогов до лесорубов. Часть 2

account_circle ВР
visibility
Завершая рассказ о рабочем посёлке Димара, немного уточним информацию, которую дали в первой части публикации. В числе фронтовиков, которые жили в посёлке, были Николай Иванович Федюков и Василий Казаков, первых учителей начальной школы: Екатерина Георгиевна Тугарёва и Лидия Григорьевна Исаенкова.

Окончание. Начало в «ВР» №35 от 13 сентября.

О Сизовом поле

Жителям Димары старшего поколения это название местности, расположенной в километре от посёлка, хорошо знакомо. Но почему оно так называется знают немногие. 

В XIX – начале XX века до постройки узкоколейки в этих местах был проложен тракт с Выксунских заводов до Вознесенского и далее в Теньгушево, где был большой базар. С Выксунских заводов туда везли на продажу чугунки, ухваты, сковородки, вилы, гвозди, печные затворы, плиты, с личных подворий – сельхозпродукцию. За день крестьяне на подводах такой путь преодолеть не могли. Вот на этом месте, называемом ныне Сизовым полем, перед речкой Луктос на возвышенности крепкий мужик по фамилии Сизов (сейчас мы его назвали бы предпринимателем) построил постоялый двор, где можно было заночевать, дать отдых лошадям и на следующий день продолжить путь. Далее за речкой дорога пролегала на Кумовую, Букалей, Вознесенское, Теньгушево. Из Выксы – до Новодмитриевки, Покровки, Сизова поля.

В 20-е годы XX века с появлением узкоколейной дороги до Курихи и преобразованиями в экономике постоялый двор на Сизовом поле значение потерял и постепенно пришёл в упадок. Кстати путь, который пролегал от Выксы до Вознесенского составлял 67 км, что на 12 км короче нынешней автодороги Выкса – Вознесенское. Я ещё помнюинфраструктуру постоялого двора (грядки, погреба, надворные постройки, жилое помещение, колодец).

DSC_1288.jpg

Так сейчас выглядит улица Железнодорожная (та её часть, что ведёт в сторону станции Раздолистая). На фото крайний справа – родительский дом Борисковых. Дома построены в 1958 году. 

На главном фото  – часть этой же улицы в сторону Унора. Здесь находятся жилые дома, некоторые из них используются под дачи (хозяева живут с апреля по октябрь, затем уезжают в город). Территория возле домов по-прежнему радует глаз – ухожена и обустроена, оставляет очень приятное впечатление

Узкоколейка

В начале XX века правление Выксунских заводов приняло решение о строительстве узкоколейной железной дороги для подвоза топлива (древесного угля, дров), так как гужевой транспорт был малоэффективен. Оно началось в 1912 году на участке Унор – Димара – Куриха – Илёв (Бушуевский завод), одновременно как со стороны Унора, так и со стороны Курихи. 

Работы выполняли сапёры 5-й царской армии. Всё делали вручную – прорубали просеки, занимались раскряжёвкой пней и обсыпкой насыпи. Для этого использовали пилы, топоры, лопаты, лошадиную тягу. 

В 1918 году узкоколейку построили с ответвлением (64 км) на Кумовую. Участок длиной 3 км назывался чувашский, его строили чуваши (я такое выражение помню). Была прорублена 15-километровая просека и выполнена часть насыпных работ от Алванейки до Вознесенского. Но с закрытием Вознесенского завода в 1912 году от прокладки этого участка железной дороги отказались. 

В 1980-е годы со строительством завода в р.п. Вознесенское этот участок хотели восстановить для перевозки оборудования от станции Павильон. Но после того как в 1973 году дорогу передали с баланса железнодорожного цеха ВМЗ леспромхозу, она стала приходить в упадок. Приезжали специалисты из института железнодорожного транспорта, обследовали её и участок Алванейка – Вознесенское (к тому времени он совсем зарос). Пришли к выводу, что узкоколейка не соответствует нормам и ГОСТам, оборудование решили доставлять автомобильным транспортом. 

Рабочая Димара: от углежогов до лесорубов

Александр Васильевич Игошин всю жизнь прожил на Димаре. Многие годы трудился на Димарском лесо-участке лесорубом

Рабочая Димара: от углежогов до лесорубов

Александра Павловна Родина (Казакова), на данный момент старейшая жительница посёлка. Трудовую деятельность начала с 15 лет. При прокладке временной железной дороги укладывала шпалы

Перевозки грузовые...

Протяжённость узкоколейной железной дороги от пристани до станции Илёв составляла 98 километров. Главное её предназначение заключалось в доставке на Выксунский металлургический завод древесного угля и дров. 

На Димару утром приходил состав  – до 20 пустых платформ. К вечеру их загружали лесом и на паровозной тяге доставляли в Выксу. Такое количество платформ, гружёных лесом, привозили с каждого лесоучастка до перехода ВМЗ на мазут и каменный уголь. До 1950-х годов заводу и городу требовалось до 100 платформ дров ежедневно. 

Содержанию узкоколейки уделяли самое пристальное внимание. Проверяли шпалы, периодически их меняли, подсыпали и разравнивали балласт, крепили рельсы, чтобы не было нарушения соосности: даже при небольшом отклонении могла случиться авария – паровоз сходил с рельсов. 

Между прочим, через каждые десять километров пути были выкопаны колодцы (водокачки) для заправки паровозов водой в случае её нехватки.

Рабочая Димара: от углежогов до лесорубов

В былые времена в посёлке в таких ёмкостях хранились запасы воды на случай пожара

...и пассажирские 

С 1930-х годов стал ходить пассажирский поезд (после закрытия в 1925 году Илёвского железоделательного завода). Конечной остановкой стала ст. Сарма (д. Куриха). Поезд отправлялся от пристани в Досчатом. В 1950 году – со станции Молотово. 

Многим выксунцам знакома автобусная остановка, которая называется «Молотово». Как же появился этот топоним? Станция получила своё название в 1930 году в честь Вячеслава Михайловича Молотова, видного советского партийного и государственного деятеля.

Со станции Молотово в годы Великой Отечественной войны провожали на фронт солдат, сюда приходили поезда с ранеными, которых распределяли по выксунским госпиталям. Здесь встречали солдат после победы.

Со строительством колёсопрокатного цеха ВМЗ в 1969 году участок дороги ст. Молотово – Пристань был закрыт. Он был единственной транспортной артерией, по которой пассажиры могли добраться от пристани до Мурома на пароходе и далее. В обратном направлении – тот же самый маршрут: Муром – пристань – ст. Молотово по узкоколейке. Со станции Навашино до 1950-х годов пассажирского сообщения не было. 

На станции «Молотово» стояло большое здание: зал ожидания на 150 человек (но набивалось в разы больше), кассовый зал, парикмахерская, буфет. Поезд ст. Молотово – Куриха, в народе прозванный «Курихой», в 60-е годы отправлялся в 20:00. 

В выходные-базарные дни – по 10-12 вагонов. Народу было битком в вагонах и в тамбурах. Случалось, прицепляли ещё три вагона. В рабочие дни – по 5-6. Ходила «Куриха» пять раз в неделю, кроме понедельника и четверга. 

Тяга была паровозная. В 1970 году стали переходить на тепловозную. За ст. Молотово следовали станция №1, остановка ТИМ (Пересечение), Павильон, Проволочная, Виля, Кирпичный (Фирюсиха), Домики, Унор, Димара, Раздолистая, 72 км, Алванейка, Сарма-Куриха (конечная).

На Димару поезд прибывал в 22:30, стоял 5 минут. Эти 5 минут были праздником. Вся молодёжь выбегала встречать «Куриху» – родных, знакомых. На ст. Сарма поезд прибывал в 23:30. Здесь он стоял час. Людей было очень много. Весь Вознесенский район, вплоть до Теньгушево, ездил на «Курихе».

Деревни в 1960-х годах были густонаселёнными. Молодёжь ездила на учёбу в Выксу – ПТУ, техникум, колхозники – на рынок продавать сельхозпродукцию. Пользовались узкоколейкой и жители Дивеевского района. На ст. Алванейка садились живущие в деревнях Гончар, Степановка, на 72 км – из Благодатовки, Солнца, Малиновки, Покровки, Богородского. На станции Раздолистая – из Ягодки, Старенькой, Новенькой, Дальне-Песочной, Тайги, Дальне-Чёрной, Гагарской, Чув-Майдана и Каркалея (Ардатовский район). На станции Димара (до пуска автобусного сообщения до Чупалейки в 1964 году) – жители Верхней Велетьмы, Чупалейки, Мяри, Илькино, Покровки. На Димару на обратном пути поезд приходил в 2:30, на ст. Молотово – в 4:00. Многие выксунцы ездили на Димару, в Унор, Лашман за малиной, которой было очень много в этих местах. Поезд «Куриха» был единственным пассажирским сообщением между населёнными пунктами юго-восточной части Выксунского и Вознесенского районов и Выксой. Станции Молотово, Сарма (Куриха) были своего рода местными «Казанскими вокзалами».

«Куриха» стала терять своё значение с пуском автобусного сообщения между Выксой, Ардатовым и Вознесенским. Народу стало ездить меньше, до Димары пассажиры ещё были, а после Димары – полу-пустые вагоны. Когда главную железнодорожную ветку передали с баланса ЖДЦ ВМЗ леспромхозу в 1973 году дорога стала приходить в запустение.

Поезд «Куриха» оставался на балансе ЖДЦ. Но в связи с плохим состоянием железнодорожных путей и уменьшением пассажиропотока в ноябре 1985 года прекратил своё существование.

P. S. Все описанные события происходили на моей памяти. О строительстве узкоколейки рассказал Егор Ермаков, участник строительства, о Сизовом поле – Яков Седунов (он жил на постоялом дворе), о происхождении названия Димара – Матвей Корнилов.

Рабочая Димара: от углежогов до лесорубов

Август 2024 года. Здание клуба, которое до сих пор используется по своему прямому  назначению

Рабочая Димара: от углежогов до лесорубов

Промтоварный магазин постройки 1960 года и автобусная остановка, откуда жители добираются до Выксы (кстати, дорога занимает 40 минут)

Борис Борисков. Фото Натальи Орловой и из архива автора