Окончание. Начало в «ВР» №35 от 13 сентября.
О Сизовом поле
Жителям Димары старшего поколения это название местности, расположенной в километре от посёлка, хорошо знакомо. Но почему оно так называется знают немногие.
В XIX – начале XX века до постройки узкоколейки в этих местах был проложен тракт с Выксунских заводов до Вознесенского и далее в Теньгушево, где был большой базар. С Выксунских заводов туда везли на продажу чугунки, ухваты, сковородки, вилы, гвозди, печные затворы, плиты, с личных подворий – сельхозпродукцию. За день крестьяне на подводах такой путь преодолеть не могли. Вот на этом месте, называемом ныне Сизовым полем, перед речкой Луктос на возвышенности крепкий мужик по фамилии Сизов (сейчас мы его назвали бы предпринимателем) построил постоялый двор, где можно было заночевать, дать отдых лошадям и на следующий день продолжить путь. Далее за речкой дорога пролегала на Кумовую, Букалей, Вознесенское, Теньгушево. Из Выксы – до Новодмитриевки, Покровки, Сизова поля.
В 20-е годы XX века с появлением узкоколейной дороги до Курихи и преобразованиями в экономике постоялый двор на Сизовом поле значение потерял и постепенно пришёл в упадок. Кстати путь, который пролегал от Выксы до Вознесенского составлял 67 км, что на 12 км короче нынешней автодороги Выкса – Вознесенское. Я ещё помнюинфраструктуру постоялого двора (грядки, погреба, надворные постройки, жилое помещение, колодец).
Так сейчас выглядит улица Железнодорожная (та её часть, что ведёт в сторону станции Раздолистая). На фото крайний справа – родительский дом Борисковых. Дома построены в 1958 году.
На главном фото – часть этой же улицы в сторону Унора. Здесь находятся жилые дома, некоторые из них используются под дачи (хозяева живут с апреля по октябрь, затем уезжают в город). Территория возле домов по-прежнему радует глаз – ухожена и обустроена, оставляет очень приятное впечатление
Узкоколейка
В начале XX века правление Выксунских заводов приняло решение о строительстве узкоколейной железной дороги для подвоза топлива (древесного угля, дров), так как гужевой транспорт был малоэффективен. Оно началось в 1912 году на участке Унор – Димара – Куриха – Илёв (Бушуевский завод), одновременно как со стороны Унора, так и со стороны Курихи.
Работы выполняли сапёры 5-й царской армии. Всё делали вручную – прорубали просеки, занимались раскряжёвкой пней и обсыпкой насыпи. Для этого использовали пилы, топоры, лопаты, лошадиную тягу.
В 1918 году узкоколейку построили с ответвлением (64 км) на Кумовую. Участок длиной 3 км назывался чувашский, его строили чуваши (я такое выражение помню). Была прорублена 15-километровая просека и выполнена часть насыпных работ от Алванейки до Вознесенского. Но с закрытием Вознесенского завода в 1912 году от прокладки этого участка железной дороги отказались.
В 1980-е годы со строительством завода в р.п. Вознесенское этот участок хотели восстановить для перевозки оборудования от станции Павильон. Но после того как в 1973 году дорогу передали с баланса железнодорожного цеха ВМЗ леспромхозу, она стала приходить в упадок. Приезжали специалисты из института железнодорожного транспорта, обследовали её и участок Алванейка – Вознесенское (к тому времени он совсем зарос). Пришли к выводу, что узкоколейка не соответствует нормам и ГОСТам, оборудование решили доставлять автомобильным транспортом.
Александр Васильевич Игошин всю жизнь прожил на Димаре. Многие годы трудился на Димарском лесо-участке лесорубом
Александра Павловна Родина (Казакова), на данный момент старейшая жительница посёлка. Трудовую деятельность начала с 15 лет. При прокладке временной железной дороги укладывала шпалы
Перевозки грузовые...
Протяжённость узкоколейной железной дороги от пристани до станции Илёв составляла 98 километров. Главное её предназначение заключалось в доставке на Выксунский металлургический завод древесного угля и дров.
На Димару утром приходил состав – до 20 пустых платформ. К вечеру их загружали лесом и на паровозной тяге доставляли в Выксу. Такое количество платформ, гружёных лесом, привозили с каждого лесоучастка до перехода ВМЗ на мазут и каменный уголь. До 1950-х годов заводу и городу требовалось до 100 платформ дров ежедневно.
Содержанию узкоколейки уделяли самое пристальное внимание. Проверяли шпалы, периодически их меняли, подсыпали и разравнивали балласт, крепили рельсы, чтобы не было нарушения соосности: даже при небольшом отклонении могла случиться авария – паровоз сходил с рельсов.
Между прочим, через каждые десять километров пути были выкопаны колодцы (водокачки) для заправки паровозов водой в случае её нехватки.
В былые времена в посёлке в таких ёмкостях хранились запасы воды на случай пожара
...и пассажирские
С 1930-х годов стал ходить пассажирский поезд (после закрытия в 1925 году Илёвского железоделательного завода). Конечной остановкой стала ст. Сарма (д. Куриха). Поезд отправлялся от пристани в Досчатом. В 1950 году – со станции Молотово.
Многим выксунцам знакома автобусная остановка, которая называется «Молотово». Как же появился этот топоним? Станция получила своё название в 1930 году в честь Вячеслава Михайловича Молотова, видного советского партийного и государственного деятеля.
Со станции Молотово в годы Великой Отечественной войны провожали на фронт солдат, сюда приходили поезда с ранеными, которых распределяли по выксунским госпиталям. Здесь встречали солдат после победы.
Со строительством колёсопрокатного цеха ВМЗ в 1969 году участок дороги ст. Молотово – Пристань был закрыт. Он был единственной транспортной артерией, по которой пассажиры могли добраться от пристани до Мурома на пароходе и далее. В обратном направлении – тот же самый маршрут: Муром – пристань – ст. Молотово по узкоколейке. Со станции Навашино до 1950-х годов пассажирского сообщения не было.
На станции «Молотово» стояло большое здание: зал ожидания на 150 человек (но набивалось в разы больше), кассовый зал, парикмахерская, буфет. Поезд ст. Молотово – Куриха, в народе прозванный «Курихой», в 60-е годы отправлялся в 20:00.
В выходные-базарные дни – по 10-12 вагонов. Народу было битком в вагонах и в тамбурах. Случалось, прицепляли ещё три вагона. В рабочие дни – по 5-6. Ходила «Куриха» пять раз в неделю, кроме понедельника и четверга.
Тяга была паровозная. В 1970 году стали переходить на тепловозную. За ст. Молотово следовали станция №1, остановка ТИМ (Пересечение), Павильон, Проволочная, Виля, Кирпичный (Фирюсиха), Домики, Унор, Димара, Раздолистая, 72 км, Алванейка, Сарма-Куриха (конечная).
На Димару поезд прибывал в 22:30, стоял 5 минут. Эти 5 минут были праздником. Вся молодёжь выбегала встречать «Куриху» – родных, знакомых. На ст. Сарма поезд прибывал в 23:30. Здесь он стоял час. Людей было очень много. Весь Вознесенский район, вплоть до Теньгушево, ездил на «Курихе».
Деревни в 1960-х годах были густонаселёнными. Молодёжь ездила на учёбу в Выксу – ПТУ, техникум, колхозники – на рынок продавать сельхозпродукцию. Пользовались узкоколейкой и жители Дивеевского района. На ст. Алванейка садились живущие в деревнях Гончар, Степановка, на 72 км – из Благодатовки, Солнца, Малиновки, Покровки, Богородского. На станции Раздолистая – из Ягодки, Старенькой, Новенькой, Дальне-Песочной, Тайги, Дальне-Чёрной, Гагарской, Чув-Майдана и Каркалея (Ардатовский район). На станции Димара (до пуска автобусного сообщения до Чупалейки в 1964 году) – жители Верхней Велетьмы, Чупалейки, Мяри, Илькино, Покровки. На Димару на обратном пути поезд приходил в 2:30, на ст. Молотово – в 4:00. Многие выксунцы ездили на Димару, в Унор, Лашман за малиной, которой было очень много в этих местах. Поезд «Куриха» был единственным пассажирским сообщением между населёнными пунктами юго-восточной части Выксунского и Вознесенского районов и Выксой. Станции Молотово, Сарма (Куриха) были своего рода местными «Казанскими вокзалами».
«Куриха» стала терять своё значение с пуском автобусного сообщения между Выксой, Ардатовым и Вознесенским. Народу стало ездить меньше, до Димары пассажиры ещё были, а после Димары – полу-пустые вагоны. Когда главную железнодорожную ветку передали с баланса ЖДЦ ВМЗ леспромхозу в 1973 году дорога стала приходить в запустение.
Поезд «Куриха» оставался на балансе ЖДЦ. Но в связи с плохим состоянием железнодорожных путей и уменьшением пассажиропотока в ноябре 1985 года прекратил своё существование.
P. S. Все описанные события происходили на моей памяти. О строительстве узкоколейки рассказал Егор Ермаков, участник строительства, о Сизовом поле – Яков Седунов (он жил на постоялом дворе), о происхождении названия Димара – Матвей Корнилов.
Примечание. Читать по тексту: Чемоданов Михаил Петрович, Епишков Иван Андреевич, Петрушев Олег Александрович. Численность населения Димары в 1969 году составляла 960 человек, в школе обучалось 245 учеников, численность рабочих лесопункта составляла 250 человек, с учётом лесорубов близлежащих деревень, которые проживали в бараках.
Август 2024 года. Здание клуба, которое до сих пор используется по своему прямому назначению
Промтоварный магазин постройки 1960 года и автобусная остановка, откуда жители добираются до Выксы (кстати, дорога занимает 40 минут)
Семьи, жившие на Димаре
с 1960 по 1970 год
Дворянкины: Павел, Владимир Павлович, Анатолий Павлович, Иван; Модины: Василий, Иван Васильевич, Михаил, Алексей Михайлович; Казаковы: Василий, Павел, Алексей, Николай, Александр; Борисковы: Алексей Иванович, Михаил Иванович, Фёдор Иванович, Иван Алексеевич, Борис Алексеевич, Василий Фёдорович, Пётр Фёдорович; Волковы: Фёдор, Михаил Фёдорович, Михаил, Ивана Кузьмич, Николай Кузьмич, Иван Фёдорович; Гущины: Павел, Клавдия, Иван, Василий; Сонновы: Виктор Кузьмич, Николай Михайлович, Константин, Екатерина; Сазоновы: Михаил, Алексей Михайлович, Николай; Можаевы: Сергей, Александр, Михаил; Игошины: Алексей, Павел Алексеевич, Владимир Алексеевич, три Василия; Вдовины: Алексей Дмитриевич, Николай Дмитриевич; Гурьяновы: Павел, Геннадий Павлович; Суслины: Николай, Василий Николаевич, Евгений Николаевич; Ерёмкины: Тихон, Иван Тихонович, Николай Иванович; Пантелеевы: Иван, Николай Иванович; Клочковы: Алексей, Виктор Алексеевич, Степан, Николай Иванович; Подставнягины: Павел, Алексей Павлович; Шанины: Иван, Николай; Назаркины: два Алексея; Макарцовы: Василий, Иван, Иван Иванович; Николай Лямин; Тимофей Блохин; Логиновы: Алексей Иванович, Николай; Антоновы: Иван Семёнович, Василий Семёнович, Аксинья, Михаил, Иван; Фёдор Шальнов; Шальновы-Цыбровы; Митяновы-Линьковы; Ф. Кульпина, М. Баткова; Фёдор Макаров; Иван Луньков; Николай Пузырёв; Егор Филатов; Александр Крысин; Иван Молдаванов; Валентин Степанов; Егор Ермолаев; Иван Новиков; Семён Ерошкин; Михаил Штырёв; Николай Колосов; Николай Бофанов; Виктор Иванович Тугарёв; Куликовы: Дарья Фёдоровна, Раиса Фёдоровна, Фома, Виктор; Клавдия Лямшина; Мария Воронова; Евдокия Маслова; Николай Леонов; Болбины: Василий, Василий Васильевич; Николай Офицеров; Карп Анисимович Титов; Михаил Кирсанов; Михаил Кондрашов; Михаил Шигаршин; Фёдор Устимкин; Василий Иванович Тепаев; Настасья Котова-Киселёва; Алексей Кочетков; Наталья Подкустова; Александр Андреевич Годов; Александр Минов; Полина Гусева; Мария Ванюкова; Сергей Тихонов; Сергей Садков; Иван Круглов; Александр Петрович Харитонов; Александр Митягин; Иван Рожков; Надежда Огаркова; Дмитрий Майоров; Василий Захарович Корнишин; Виктор Бороденков; Семён Шуянов; Пётр Иванович Жирунов; Фёдор Ершов; Евгений Мазурин; Полина Фомушкина; Алексей Мартынов; Евгений Устимов; Иван Егоров; Иван Карпунин; Николай Приуполин; Олег Петрович Петрушов; Иван Дмитриевич Епишков; Василий Рожкин; Алексей Дмитриевич Тарасов; Иван Ганин; Михаил Иванович Чемоданов; Николай Иванович Затолокин; Егор Биткин; Иван Исаенков; Василий Александров; Мария Зернова; Василий Кишкин; Василий Ефанов; Николай Салкин; Николай Солонин; Матвей Корнилов; Седуновы: Яков, Владимир Яковлевич, Раиса Яковлевна; М. Ленюшкина; Наталья Савцова; Анастасия Фокина-Пугачёва; Ефим Горячев; Т. Е. Нартунаева-Горячева; Герман Александрович Лилльявилья; Карп Фёдорович Меркушов; Виктор Сухарев; Василий Казённов, Мария Ивановна Козикова; Цыгановы: Алексей Павлович, Мотя Павловна; Евгений Васяев; Николай Пичугин; Мария Шашкина; Нина Пузырёва; Николай Еловёнков; Николай Иванович Родин; Шура Щукина; Василий Новичков; Николай Родин; Николай Иванович Федюков; Шура Богатова; Иван Шолохов, Виктор Васюнькин и Пётр Морозов.
Борис Борисков. Фото Натальи Орловой и из архива автора