Преображение через рисование
Девять часов счастья…Столько времени незнакомые между собой люди рисовали на листах ватмана… свой внутренний мир. То был процесс творчества и собственного преображения. Через линию, цвет, форму, композицию раскрывались сердца навстречу миру прекрасного. Многие до того времени даже и не подозревали, что способны на подобный взлёт. Вот она, великая сила искусства!
Три дня 50 преподавателей изобразительного искусства, воспитателей, педагогов коррекционной школы и социально-реабилитационного центра «Пеликан», социальных педагогов участвовали в работе мастер-классов. Их вела талантливый художник, педагог, автор уникальных методик по раскрытию творческого потенциала детей, развития их воображения и фантазииМария Дрезнина. Подобная акция – часть большой программы благотворительного фонда поддержки семьи, защиты детства, материнства и отцовства «ОМК-Участие» совместно с управлением образования районной администрации. Проект инновационный. Называется – «Каждый ребёнок – художник» и состоит из пяти семинаров, которые в течение года пройдут в Выксе. Участники после их завершения получат сертификаты, книги Марии Дрезниной и учебные пособия.
Перед тем как начать занятия, Мария Григорьевна вместе со своими коллегами – социальным педагогом Екатериной Перепелицыной и художником Владасом Першиным рассказали о том, как они занимаются с детьми, имеющими проблемы в жизни.
В Пресненском районе Москвы есть такой социально-реа-билитационный центр, где они работают. Через систему занятий вызывают у ребёнка эмоции. Само творчество – музыка, танец, живопись – уже лечебны по сути своей. Детям нравится им заниматься. Кроме того, они ощущают внимание взрослых, чего так не хватает ребёнку в сегодняшней суетной жизни.
– Обучая маленького человека говорить на языке искусства, мы тем самым помогаем ему услышать и себя, – говорит Мария Дрезнина. – И дети выдают прекрасные результаты. Раскрепощая эмоции, давая выход творческому потенциалу, избавляются от комплексов, страхов и понимают, что тоже многое умеют. Мы в нашем центре не ставим перед ними непосильных задач. Дети свободны в выборе. И никто их не критикует, не ставит оценок, а, напротив, говорит: «Ты молодец, как здорово у тебя получилось!» И на самом деле ведь получается талантливо!
И кем бы потом ни стали эти дети, занятия оставляют след в их душах. Человек ведь всегда помнит то время, когда ему было хорошо. А искусство – это некая демонстрация, в данном случае – рассказ о себе через рисунок. У нас есть программа «Дети – цветы жизни». Цветок – это ребёнок, которому мы помогаем раскрыться. Программа рассчитана на сближение родителей и детей, на взаимопонимание. Это тот путь, когда рисуя вместе, взрослые и дети начинают понимать друг друга.
– А теперь предлагаю вам почувствовать себя ребёнком-творцом, – сказала она и каж-дый понял, что сейчас что-то начнётся…
День первый
Лист ватмана. Кисточки. Коробка гуаши. Палитра для смешивания красок. Стакан воды. Предстоит рисовать цветок. Что подскажет тебе душа, то и изображай. Поначалу душа растерялась: «Как это? Давненько не брала я в руки краски. Тем более, что гуашью никогда не писала. Обычно акварелью, она мягче, прозрачнее, нежнее…». Ладно, вот как возьмёт рука, так и начнём.
Рука вывела плавную линию с затейливыми листьями и цветками, похожими по форме на листья. Потом появились кисточки горошин, наверно, плоды от цветка. А где сам цветок? Увял или ещё не распустился? А рука, ведомая вдруг проснувшейся душой, накладывала новые оттенки, полутона… Время остановилось.
– Хорошо. Молодцы! – голос Марии Григорьевны. – А теперь поработаем с цветом. На палитру в разных местах положите краску белого цвета. Лист ватмана сложите «гармошкой». Раскрасьте каждую грань цветом, смешивая с белым. Прежде чем закрашивать очередную поверхность, подумайте, какого цвета она будет. Какие красивые, нежнейшие цвета получаются на палитре и на гранях «гармошки»: молодого лимона, изумрудной зелени, морской волны, серебристой росы, лазоревого восхода, малинового звона… На другой стороне «гармошки» – тёмные цвета. Для этого в локальный цвет (красный, жёлтый, оранжевый и т.д.) добавляем на палитре чёрный. От того, сколько положишь чёрного, зависит и интенсивность цвета. Так, возьмука жёлтый… Получился цвет тины болотной. Изумрудный стал цветом зрелого лета. А на что же похож красный? Пожалуй, на цвет старого французского вина…
Что-то недетские названия-то… «Зато поэтичные», – возра-зила душа и последнюю грань, как сказала Мария Григорьевна, закрасила одним чёрным цветом. Потрясающе! Чёрный бархат, августовская ночь, бездонная космическая мгла… Сколько названий у обычного чёрного цвета!
– И что вы его боитесь? Он прекрасен, без него невозможно постичь гармонию, он уравновешивает… А как ярко рядом с ним смотрятся остальные цвета! – говорит Мария Григорьевна…
Занятие закончилось. Выливаю воду, мою кисточки. А душа поёт.
День второй
Сегодня мы работаем с линией, с формой.
– На листе бумаги фломастерами будем рисовать линии. Готовы? Тогда рисуем – спокойную. Выберите для неё цвет. Нарисовали? А теперь – весёлую. Так, хорошо. Зубастую. Колючую. Счастливую. А больную линию можете изобразить? А пугливую? Молодцы! Знаете, что есть ещё и стереотипные? Например, хитрая. Она ассоциируется с хитрой лисой и потому её рисуют оранжевым фломастером.
Следующее задание. Возьмите две ваших любимых линии и изобразите какой-нибудь персонаж. Образ создайте!
Когда рисовали линии, то вот уж точно все стали детьми! Так забавно было рисовать кусачую, весёлую, прыгающую… Весёлая у меня была розовая, а кусачая почему-то синяя. Спокойная – зелёная. Так захотела душа. На этом же уроке поработали с формой. Раскрашивали геомет-рические фигуры в разные цвета, а девять кружков превращали в часы, колёса, яблоки, сковородки и прочие полезные вещи… Тоже весело, и тоже – как в детстве.
Заметила, что большинство было едино в том, что занятия вернули в мир детства, затронули в душе звучащие струны, раскрепостили, побудили творить… Лица сияли.
День третий
Как же много детей собралось сегодня! Будем рисовать вместе. Тема: «Дороги, которые мы выбираем». Дети закрасили огромные полотна ватмана, лежащие на полу, в цвет земли. Она получилась разной: коричневой, зелёной, охристой…
А потом каждый сел за стол и стал рисовать свою дорогу. Некоторые ребята вначале просто смотрели на белый лист и думали. Другие с ходу принялись за дело. Третьи вначале раскрасили саму дорогу, а потом на ней вырисовывали персонажей. И взрослые, и дети трудились увлечённо. Хотя, тут и взрослые были детьми. Затем каждый вырезал свою дорогу и поместил на общее полотно. Когда всё было готово и мы встали вокруг картины, рождённой всеми вместе и каждым в отдельности, то оказалось, что это вид сверху на нашу Землю! Стали придумывать названия: «Мозаика счастья», «Дорога в счастье», «Мир мечты», «Наша большая любимая Земля», «Пёстрая планета», «Дорога странствий», «Разноцветная экспрессия», «Весёлая карусель», «Как хорошо на свете жить!», «Дороги мира и добра», «Красота спасёт мир» и т.д… Вот оно, творчество! А затем, так же как и мы вчера, дети рассказывали о своих дорогах… И тоже получился поэтический рассказ о себе и мире, в котором мы живём…
Послесловие
Все дети, участвовавшие в акции, получили специальные сертификаты и билеты на представления Московского цирка. Судя по тому, как они были увлечены и процессом рисования, и обсуждением результатов, они тоже преобразились внешне и внутренне, и в их жизни начнутся добрые перемены. В том, что так оно и будет, уверена автор уникальной методики. Меня же занимал вопрос, как Мария Григорьевна, получившая блестящее художественное образование, пришла к арт-педагогике.
– Всё из семьи, домашнего уклада жизни. Мама была прекрасным художником и педагогом, преподавая в МГПИ. Думаю, она бы за меня порадовалась.
Наш дом был своего рода музеем. Все вещи бережно хранились. Раньше люди жили по-другому. Дорожили тем, что сегодня кажется пустяком. Например, я как-то нашла записку, которую хранил мой сын. Раньше же не было мобильных телефонов и, уходя на работу, мамы оставляли записки, мол, «обед там-то, возьми то-то, целую, мама». Эти записки были материализацией заботы, которой мы окружали детей. Вот так родилась программа «Домашний музей». При музее изобразительных искусств им. Пушкина у нас работает свой центр. Сначала мы проводим экскурсию по музею, а потом – занятия с детьми на которых вдохновлённые всем увиденным и услышанным ребята преображаются. Неговорящие начинают рассказывать об увиденном!
Арт-терапевтический метод – это некая сценография. Есть сцена, роли, герои, идея, которая изначально прописана. В основе методики – много артистизма, теат-ральности. Это не просто обучение рисованию. Здесь огромная сумма знаний, которыми я овладела во время обучения в художественной школе при институте им. Сурикова, и в самом институте (в мастерской театрально-декоративной живописи). Работала как театральный художник, много ездила по России и ставила спектакли.
Вся жизнь – целенаправленная работа, и теперь всё пригодилось. Надо так знать искусство, чтоб несколькими фразами сказать просто о сложном. Здесь много всего – и искусство, и общение, и процесс рисования!
И одно из главных направлений – обучение педагогов. Меня одну на всех детей не хватит. А вот эти взрослые, как ваши, понесут мои идеи дальше, и не скопируют их, а привнесут своё, из собственного опыта. То, что я им показала, своего рода каркас. Каждый ребёнок в душе художник. Задача педагогов – материализовать это, тем более что методика есть, направление дано. Искусство необходимо детям для их счастливой жизни. Так оно есть и так будет!
Елена Липатова