«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В который раз уже приходится убеждаться в мудрости русских пословиц, выражающих самую суть происходящего! В канун международного Дня музеев во Дворце металлургов зам.директора ДПиСВ по социальному развитию ОАО «ВМЗ» Т.С. Рожкова, директор усадебно-промышленного комплекса А.С. Панина организовали встречу. Как только представители местных СМИ посетили реставрирующийся дом заводчиков Баташёвых, то многие вопросы, которые они ставили перед организаторами, оказались не такими значимыми.
Да, лучше один раз увидеть…
О том, что слухов о судьбе музея истории ОАО «ВМЗ» и его экспонатов в городе ходит великое множество, знает каждый выксунец. Но самое интересное, что официальные лица не очень и торопились их развеивать. И вдруг – встреча на тему: «Музей истории ВМЗ: вчера, сегодня, завтра». Естественно, что вопросов у журналистов и у представителей общественности было предостаточно. Задавались они несколько эмоционально, что тоже можно понять. Музей и его судьба – это история не только завода, но и Выксы, и его будущее тревожит и волнует горожан.
Закрыт, но работает
В связи с подготовкой к празднованию 250-летия металлургического завода было решено провести реставрацию и ключевого объекта усадебно-промышленного комплекса Баташёвых-Шепелевых. Экспозиция была закрыта, а все вывезенные исторические предметы нашли пристанище (временное) в офисных помещениях на территории завода. Однако часть коллекции сначала была размещена в Доме книги, затем во Дворце металлургов. Получалось, что музей хоть и закрыт, но продолжает функционировать. Так в 2008 году прошло 11 тематических выставок, 120 экскурсий по городу и району и масса выездных семинаров.
Интерес к прошлому города не угас. Об этом говорят новые экспонаты и новые имена дарителей. А к международному Дню музеев была развёрнута экспозиция новых поступлений в дополнительном помещении. Среди этих приобретений – фрагменты каминных изразцов, чугунная плита из Христорождественской церкви, столовый Кузнецовский фарфор, чугунные изделия, портрет писателя Л. Толстого, написанный нашим земляком С.М. Прокудиным-Горским, рисунок крепостного художника И.В. Волкова и работы его ученика И.П. Лохина… Находки и дары поистине уникальны!
Научный сотрудник Е.В. Столярова рассказала о дарителях и дарах, о том, какими трудностями и радостями сопровождался этот процесс.
Поскольку реставрация дома затягивается, планируется расширение экспозиционного пространства музея во Дворце металлургов. Как сказала зам. директора по социальному развитию, дабы «не расставаться надолго с теми прекрасными экспонатами, которыми богат баташёвский дом».
Где вы, экспонаты?
Вопрос о хранении был главным на встрече. Журналистов интересовал температурный и световой режимы, отопление, проветривание. Как заявила директор комплекса Анжелика Панина, условия содержания отвечают норме. А представитель Росохранкультуры по ПФО Е.В. Сергеева авторитетно это подтвердила, добавив, что, если у общественности есть стремление убедиться в том, так ли это, то Росохранкультура готова провести более детальную проверку. «Повода для беспокойства об утрате экспонатов, – нет, – заявила А.С. Панина. – Более того, для улучшения условий хранения закупаются новые стеллажи, витрины и т.д. Проводится выборочная сверка фондов. С открытием же гостиничного комплекса часть картин будет выставлена там с учётом соблюдения всех охранных условий».
Кандидат исторических наук, зав. кафедрой музеелогии, директор музея Нижегородского государственного университета, главный редактор журнала «Нижегород-ский музей» Т.И. Ковалёва подняла на встрече ряд серьёзных вопросов о хранении экспонатов, их учёте, постановке на государственную регистрацию наиболее ценных из них, концепции музея.
Не было бы счастья, да несчастье помогло…
На реставрационные работы по главному дому усадебного комплекса было выделено около 132 млн рублей. На сегодняшний день потрачено 28 миллионов.
Проектировщики и реставраторы планировали провести внешнюю реставрацию фасадов, полагали, что заменят кровлю, окна, внутренние перекрытия и т.д., но всё оказалось гораздо сложнее. В 2007 году с третьего этажа дома выехал военкомат, из западного флигеля – прокуратура, – и реставраторы, начав вести обследование, – ужаснулись. Состояние дома было аварийным.
Технологически он построен так, что кровля третьего этажа стоит на стенах этого этажа, а стены – на лагах, которые прогнили, несмотря на то, что этаж более поздней постройки. И если «потащит» кровлю, то дом может сложиться как карточный домик.
В восточном и западном флигелях оказались плохие фундаменты. Обрушение стен началось в западном. Специалисты даже советовали снести эти здания и восстановить затем в исторических габаритах. Но реставраторы ЗАО «Стройреставрации» сказали: «Будем спасать».
– У нас есть фотофиксация того, как потрясающие объёмы стен были подвергнуты так называемой вычинке, когда по кирпичику вычленялись старые и на их место вставлялись новые фрагменты, – рассказала на встрече А.Панина.
И мы смогли убедиться в том, какой колоссальный труд по спасению дома проделан. Когда начали ремонтировать фасад, то выяснилось, что под штукатуркой – сквозные трещины! А внутри – уникальные деревянные сводчатые потолки, с которых сошла штукатурка и осталась дранка, потому что сгнили… гвозди.
Дом и впрямь многострадальный
Он несколько раз перестраивался. Пристраивались новые помещения, причём, стены никак не «связывались» с основным зданием и просто-напросто – расходились!
Почему «уходил» западный флигель? Не было крепкого фундамента. Пришлось проинъектировать особым составом стены, укрепив их. Но для этого надо было найти специалистов, которые бы решились на проведение этих сложных технологических работ. «Стройреставрация» делает это.
Мы увидели большие освобождённые от позднейших внутренних построек пространства; размурованные окна и новые объёмы; печи и камины; великолепный мавританский зал с особыми окнами и полуарками; огромные лаги полов, лестницу, ведущую из середины второго этажа на первый – в столовую. И все эти открытые, обнажившиеся пространства будут сохранены и восстановлены в их первоначальном виде. С лепнины и каминов сняты шаблоны с тем, чтоб восстановить их в интерьере. Интересно и то, как отапливался большой дом: через систему дымоходов в стенах и в полах, каминами и печами, именно поэтому реставраторы и шутят, что стены дома – как голландский сыр, потому и рушатся. Работы предстоят колоссальные, затраты такие же. Кто-то может спросить: не дешевле ли снести и соорудить новодел? Однако руководство ОМК не пошло на это. И если б не кризис, то уже в 2010 году музей смог бы вернуться на прежнее место.
Пока мы ходили по его этажам – не ощущалось ни сырости, ни запахов, было тепло. Кирпичные стены, освобождённые от цементной брони, которая разрушала стены, сложенные из необожжённого глиняного кирпича на известковом растворе, – задышали.
…Сколько лет потребуется на восстановление, – сегодня не скажет никто. Но в ОМК твёрдо намерены довести начатое до конца. В это надо верить. Оптимисты говорят, что реставрация продлится несколько лет. Пессимисты – не один десяток. Из встречи с представителями ОМК и Росохранкультуры журналисты сделали выводы. Во-первых, все придирки к львам, решёткам и стилям не идут ни в какое сравнение с тем, что дом спасён и реставрационные работы идут. Во-вторых, музей ведомственный, но он культурное достояние выксунцев, и они вправе знать правду о том, что и как в нём делается и делается ли вообще. Информация должна быть открытой и из достоверных источников, а подобные встречи должны проходить не только в канун международного Дня музеев.